![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 1. Теоретические основы развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста
Понятие «общение». Общение как коммуникативная деятельность
Природа общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом изучения исследователей разных научных областей (философов, социологов, психолингвистов, специалистов по психологии социальной, детской и возрастной). Однако все исследователи вкладывают в понятие общения одинаковый смысл. Общение — взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Т.е. общение не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, каждый из которых равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах. Помимо взаимной направленности действий людей при общении наиболее важной характеристикой его служит то, что каждый его участник активен, т. е. выступает как субъект. Активность может выражаться в том, что человек при общении инициативно воздействует на своего партнера, и в том также, что партнер воспринимает его воздействия и отвечает на них. Когда два человека общаются, они попеременно действуют и воспринимают воздействия друг друга [37]. Для общения характерно также то, что каждый его участник выступает в ходе его как личность. Общаясь, люди настроены на то, что партнер им ответит, и рассчитывают на его отзыв [23]. Синонимом общения является термин коммуникативная деятельность. Психологи подчеркивают неразрывную связь общения и деятельности. Общение может выступать как сторона деятельности, а последняя — как условие общения [4]. Таким образом, в общении, как и в деятельности, выделяются основные структурные компоненты, т.е. как любая деятельность, общение имеет свою структуру. Структурные компоненты коммуникативной деятельности выглядят следующим образом: предмет общения, продукт общения, потребность в общении, коммуникативные (познавательные, деловые, личностные) мотивы, действие (инициативные акты и ответные действия) общения, функции общения, средства общения, способность к общению, а также коммуникативные умения.
Коммуникативные умения. Структура и содержание
В данном параграфе мы будем опираться на исследования А.А. Максимовой, в которых раскрывается содержание и структура коммуникативных умений. Коммуникативные умения — это осознанные коммуникативные действия общающихся (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения. В этом определении обращают на себя внимание два момента: коммуникативные умения — это именно осознанные коммуникативные действия, которые базируются на системе знаний и усвоенных элементарных умений и навыков. Сознательное овладение коммуникативными умениями, бесспорно, является доступным детям старшего дошкольного возраста; коммуникативные умения — это еще и способность управлять своим поведением, использовать наиболее рациональные приемы и способы действий в решении коммуникативных задач [17, стр. 26]. Коммуникативные умения по своей структуре являются сложными, и включают в себя простейшие (элементарные) умения. Вслед за Л.Р. Мунировой, А.А. Максимова объединяет коммуникативные умения по содержанию в информационно - коммуникативные, регуляционно - коммуникативные и аффективно-коммуникативные группы умений. Группа информационно-коммуникативных умений состоит из умений вступать в процесс общения (выражать просьбу, приветствие, поздравление, приглашение, вежливое обращение); ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (начать говорить со знакомым и незнакомым человеком; соблюдать правила культуры общения в отношениях с товарищами, взрослым; понять ситуацию, в которую ставятся партнеры, намерения, мотивы общения); соотносить средства вербального и невербального общения (употреблять слова и знаки вежливости; эмоционально и содержательно выражать мысли, используя жесты, мимику, символы; получать и снабжать информацией о себе и других вещах; пользоваться рисунками, таблицами, схемами, группировать содержащийся в них материал). Группа регуляционно-коммуникативных умений состоит из умений согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению (осуществление само - и взаимоконтроля учебной, трудовой и игровой деятельности, обоснование совместно выполняемых заданий, операций в определенной логической последовательности, определение порядка и рациональных способов выполнения совместных заданий); доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься (помогать нуждающимся в помощи, уступать, быть честным, не уклоняться от ответов, говорить о своих намерениях, давать советы самим и слушать советы других, доверять получаемой информации, своему товарищу по общению, взрослым, учителю); применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач (использовать речь, музыку, движение, мимику; оценивать результаты совместного общения (оценивать себя и других критически, учитывать личный вклад каждого в общение, принимать правильные решения, выражать согласие (несогласие), одобрение (неодобрение), оценивать соответствие вербального поведения невербальному. Группа аффективно-коммуникативных умений основывается на умениях делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга [17, стр. 28]. Таким образом, уровень сформированности коммуникативных умений у дошкольников может быть обеспечен при организации ролевого общения детей, т.е. при организации сюжетно-ролевой игры, и осуществлении его поэтапного руководства взрослым. Что включает в себя: раскрытия детям значения коммуникативных умений в процессе организации общения; ознакомление детей с умениями; включение детей в выполнение совместных игр по овладению коммуникативными умениями; совершенствование у детей усвоенных коммуникативных умений в их самостоятельной, творческой деятельности.
|