![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности организации общения у старших дошкольников
Как выше описывалось, у дошкольников возникает потребность в общении со сверстниками, воспитателями, родителями. В старшей и подготовительной группах контакты детей с взрослыми теряют простоту и наивность, присущие им в начале дошкольного возраста, теперь они отражаются в доверительных беседах о своих переживаниях, мечтах, планах на будущее. У старших дошкольников особенно ярко проявляется притягательность отношений со сверстниками. Сверстник для старшего дошкольника выступает как партнер по практическому взаимодействию и как равное существо, используемое для познания и оценки по разнообразным качествам: деловым, личностным и чуть менее — познавательным. В подготовительной группе дети все чаще проявляют внимание и интерес к своим партнерам по общению. Многие из них начинают дружить с ровесниками, а о своих приятелях говорят горячо, характеризуют их качества увлеченно, с искренним чувством. Отношение детей к взрослому и сверстнику меняется с возрастом. Взрослый на протяжении всего дошкольного возраста остается для них центральной фигурой. Но, начиная со среднего дошкольного возраста, стремительно усиливается интерес детей к своим ровесникам, и чем старше их возраст, тем больше сверстник выдвигается на передний план как предпочитаемый ребенком партнер по общению. По данным исследований Т.А. Марковой, Л.А. Пеньевской, В.Г. Нечаевой, дети старшего дошкольного возраста накануне ухода в школу характеризуются взаимоотношениями, в основе которых лежит доброжелательность, желание прийти на помощь товарищу. Взаимоотношения детей отличаются организованностью, ответственностью за общие дела. У некоторых детей уже можно заметить стремление действовать совместно[18]. Воспитатель для ребенка — второй человек после родителей. Дети не сомневаются ни в одном слове, сказанном воспитателем, они подражают ему в поведении и общении. И в соответствии с этим воспитателю надо уметь находить такие формы общения, которые соответствовали бы и его личностным психологическим качествам, и особенностям психического развития дошкольников[32]. Большую роль в развитии коммуникативных умений у старших дошкольников играют механизмы подражания. В общении воспитатель должен пробудить их интерес и любопытство к тем, кому, по его мнению, нужно и можно подражать. На старших дошкольников эффективно воздействует и механизм идентификации, т.е. «отождествление человеком себя с другим человеком или другими людьми, непосредственное переживание своей тождественности или нетождественности с данным человеком или данной группой». Особенно удачно механизмы идентификации могут использоваться в игре с детьми. Идентификация тесно связана с подражанием. Однако идентификация, в отличие от подражания, — это всегда сознательное следование образцу подражания. Контакты детей завязываются преимущественно по следующим основаниям: опыт общения во дворе или в детском саду, сидение за одним столом, совместная игра. По содержательной глубине у старших дошкольников имеет место информационное общение. Разговоры детей друг с другом охватывают главным образом следующие темы: игры и игрушки, кинофильмы и телепередачи, коллекции и интерес к животным, технике (у мальчиков). Все эти темы раскрываются в разговорах детей сугубо событийно и с точки зрения характеристики предметного содержания. Выполняя ту или иную общественную функцию, ребенок избирательно относится к своим сверстникам, которые также небезразличны к нему. К одним он относится с симпатией, к другим — с антипатией, к третьим — безразлично. Личные связи и отношения стихийно определяют дифференциацию детей по положению в системе личных взаимоотношений. Опытный педагог не только создает в группе атмосферу доброжелательности, дружелюбия, внимания друг к другу, но может помочь каждому ребенку занять в среде товарищей место, которое соответствовало бы его индивидуальным особенностям и способствовало развитию возможностей его личности[29]. Необходимое условие педагогического вмешательства в систему складывающихся взаимоотношений детей — знание характера этих отношений на каждом возрастном этапе развития. Общение — один из важнейших факторов возникновения, формирования, развития и укрепления познавательных интересов у растущего человека[6]. Особенно это относится к общению со сверстниками. «Любознательность, — писал А.К. Шеллеер-Михайловский, — пробуждается в детях только детьми. Ребенок охотно разговаривает с ребенком; больших он только слушает и, встречая в детских играх и болтовне предметы, требующие объяснения, он обращается за этим объяснением к большим. Без товарищей ребенка ничто и никто не подталкивает на вопросы, он холодно смотрит на окружающее его и составляет обо всем свои собственные понятия». Этот факт еще раз доказывает необходимость развития коммуникативных умений у старших дошкольников и создания условий для их межличностного общения. Имеющиеся исследования в отечественной и зарубежной педагогике доказывают, что формирование коммуникативных умений целесообразно в процессе сюжетно-ролевой игры как наиболее точной и доступной модели общения старших дошкольников.
Выводы по 1 главе:
Изучив психолого-педагогическую литературу по теме исследования, мы увидели важность своевременного формирования навыков общения у дошкольников. Мы убедились, что достаточный уровень сформированности коммуникативных умений у дошкольников может быть обеспечен при поэтапном руководстве со стороны взрослого: - раскрытия детям значения коммуникативных умений в процессе организации общения; ознакомление детей с умениями; - включение детей в выполнение совместной деятельности по овладению коммуникативными умениями; - совершенствование у детей усвоенных коммуникативных умений в их самостоятельной деятельности. Исходя из теории и практики определено, что игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка. Также доказано, что игра ребенка дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. Чем выше уровень развития игровых и коммуникативных умений детей, тем сильнее воспитательное воздействие игры. Для этого необходимо правильная организация и руководство игрой взрослым. В ходе игры старших дошкольников создаются особо благоприятные условия для общения детей (распределение ролей, обсуждение и планирование игровых действий, обозначение условных предметов, ведение бесед по ходу игры), для формирования коммуникативных умений. Сама игра стимулирует детей к овладению все более сложными формами общения.
|