Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика персонажей.
Иван Сколько написано исследований по поводу этого персонажа русских сказок! То он Иван - дурак, то Иван – печник, как в этой сказке. При постановке и я, конечно, никак не мог избежать своего любопытства. Печная тема довольно часто используется в фольклоре, чудесным образом преломляясь то в рождение из золы, то в лежание на печи и т.д. и т.п. Так, например, учёный - фольклорист В.П. Аникин подмечает интересный факт: «Сказки упорно связывают Ивана, третьего сына, с печью. Он и прозвище получил соответствующее – запечник»[14] И дело здесь вовсе не в лени главного героя, которая, якобы, может быть названа главной чертой его характера. Напротив, многие сказки ещё сохранили в себе описания труда младшего сына. Аникин объясняет этот факт следующим образом: «Если вспомнить, что младшие сыновья искони являлись хранителями семейного очага и на них была возложена обязанность осуществлять особые культовые обряды, связанные с поклонением духам семейного очага и предкам, то станет ясной особая привязанность Ивана к печи. Иван, младший сын, по представлению сказочников, находится под покровительством сил, которые благоволили к тому, кто оставался верным старым обычаям материнского рода, кто не жадничал, не искал богатства только для себя. И именно в силу несоблюдения этих заветов попадают в невыгодное положение старшие братья Ивана, поддавшиеся порокам нового общества – корыстолюбию, стяжательству»[15] В. Я. Пропп также замечает эту связь главного героя с печью: «В сказках часто рассказывается, что герой до совершения своих подвигов валяется на печи… На печи сидит младший сын, о старших эта черта не сообщается… Иван именно как герой имеет какую-то связь с печью. Его сидение – не бытовое явление. Об этом говорит и его имя: он “Иван Запечин”, “Ивашко Запечник”, “Иван Запецин”, “Запечный Искр”. Это имя говорит о том, что Иван мыслится не столько лежащем на печке, сколько сидящим за ней: “Сел на печь за трубу”. Он “Затрубник ”. По некоторым следам видно, что Иван находится не на лежанке, а внутри печки или даже под печкой. Он имеет связь с золой, с сажей, с пеплом: “Завсегда сидел он на печке да в золе валялся”. Отсюда ещё одно имя Ивана. Он Попялов: “Жил сабе дед да баба, и было у их три сына: два разумных, а третий дурень – по имени Иван, по прозванию Попялов”»[16] По мнению учёного, это сидение в пепле говорит о «какой-то вековой связи Ивана с печью, а не о бытовом сидении на печи»[17] «Но этим не ограничивается связь Ивана с печью, с очагом. Часто он рождается из неё»[18] Ссылаясь на многих зарубежных учёных (Дж. Фрэзер, Ф. де Куланж, Э. Роде), Пропп приходит к выводу, что рождение героя из печи далеко не случайно. Этот мотив, как и многие другие мотивы волшебных сказок, уходит своими корнями в глубокую древность. Вот что говорит об этом Фюстель де Куланж: «…домашний очаг был вначале лишь символом культа мёртвых,.. под камнем этого очага покоился какой-либо предок, и огонь возложен был в его честь: огонь этот как будто поддерживал его жизнь или представлял собою его вечно бодрствующую душу»[19] Фюстель де Куланж утверждает, что «не под очагом хоронили, а, наоборот, над могилой возжигали огонь,.. это есть первичная форма почитания предка… Родоначальник быстро превращается в божество. К нему воссылают молитвы о помощи. Он может спасти от всякой беды. Он избавитель и покровитель»[20] На основании этого утверждения Пропп делает вывод, что «герой сказки…есть именно избавитель»[21] И далее: «Появление героя…есть результат какой-либо беды, появление героя (в том числе появление его из печки) есть прямой ответ на наступление беды. В лице героя, который появляется из печки, можно видеть отголосок подобного культа предков как помощников и избавителей»[22] Итак, наш герой «появляется из печи». И он сразу же влюбляется в Забаву. Но всё-таки что-то странное есть в этом моментально вспыхнувшем желании помочь? Ведь он не просто собирается убежать со своей возлюбленной… Он собирается улететь на Летучем корабле! Вот тут я и сделал небольшую заметку себе. Не слишком – ли хвастливое заявление? Как мне кажется, в этом есть ирония по отношению к положительному персонажу, которую и подчеркнул Дунаевский. Итак, Иван хвастлив. Но хвастовство его всё-таки бескорыстно. Он мечтатель, конечно. Это мы наблюдаем в первой сцене появления Ивана. Он бесхитростен. Прямо и честно собирается броситься в омут, потому, что не может найти способ построить Летучий корабль. И ещё он тороплив… Когда ему достаются волшебные инструменты он не разузнав всё толком упускает их из рук. Но всё же главная черта его характера – бесхитростность и честность.
Забава Обладает и хитростью и умом. Но все эти качества перечеркивает её нетерпеливость. Эта нетерпеливость является и признаком острого чувства справедливости. Она тоже мечтатель, как и Иван. Царь Слабовольный, но старающийся скрыть это от других. По-детски капризный. Полкан Властолюбивый и наглый. Привыкший всё решать грубой силой. Водяной Единственный нереальный персонаж, как уже было написано выше. На мой взгляд, он несёт именно смысловую нагрузку «чуда» в пьесе. Образ чуда, которое происходит с Иваном в момент отчаяния. Это образ – один из воплощений самого Ивана. Того доброго, мечтательного, меланхоличного, что есть в самом Иване. Но его инфернальность - не есть отсутствие качеств характера. Заботливость, мечтательность, непосредственность восприятия чужой беды – всё это качества характеризующие Водяного. Бабки-Ёжки Тоже, казалось – бы персонажи потустороннего мира, но в отличие от Водяного, авторами музыки и текста даётся прямо противоположная их характеристика. Они «обытовляются» ими. «Размножаются». И этим достигается комически-гротесковый эффект. Я не преследовал цели специально персонифицировать каждую. Им всем присущи жизнерадостность, инфантильность, непосредственность. Такой детский сад. Стар, что мал.
3.9. Сквозные действия и сверхзадачи героев: 3.9.1. Иван: Сверхзадача – Собственно говоря, сверхзадачу Ивана можно сформулировать его же словами из номера «Песня о мечте»: Маленький домик, русская печка, Пол деревянный, лавка и свечка, И ребятишек в доме орава, Вот оно - счастье! Правда Забава!
3.9.2. Забава: Сверхзадача – Её сверхзадачу тоже можно сформулировать словами из «Песни о мечте»: Маленький домик, русская печка, Пол деревянный, лавка и свечка, Котик-мурлыка, муж работящий, Вот оно – счастье! Нет его слаще… Она жаждет обрести простое человеческое счастье без тягости расчетов и обманчивых прелестей власти. Сквозное действие – Желание выйти замуж за Ивана, за любимого человека.
3.9.3. Царь: Сверхзадача – Наконец-то уйти на покой. Отдохнуть от «царских дел» и избавиться от надоевших царских дел. Сквозное действие - Выгодно выдать замуж дочку за богатого Полкана. 3.9.4. Полкан: Сверхзадача – Стать царём, т.е. полновластным хозяином надо всем. Сквозное действие – Жениться на Забаве. 3.9.4. Водяной: Сверхзадача – С этим персонажем несколько сложнее. В моей трактовке, это то, что не случилось с Иваном. Это Иван, погрязший в рутине – болоте обстоятельств. Он не видит смысла в своей жизни. У него не случилось своей Забавы. Но мечты о полёте не покидают его. Он мечтает полететь. Подняться над своей обыденностью. Можно сказать – мечтает о Мечте. Мечтает встретить свою мечту. Сквозное действие – Помочь Ивану в обретении его счастья, в осуществлении его мечты. Тем самым Водяной сам находит свою мечту – помощь другим. 3.9.5. Бабки-Ёжки: Сверхзадача – Вырваться из скуки повседневности, обыденности. Сквозное действие – Найти новое развлечение, игру. Приложение 1. Пьеса
|