Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие федерации и федерализма






Для современной юриспруденции весьма актуальным является как определение сущности понятий «федерация», «федерализм», так и анализ соотношения между этими двумя категориями.

Современная наука обосновывает различные подходы к понятию термина «федерация». Так, Цисар приводит три варианта понимания федерации. «Федерация (от лат. foederatio – союз, объединение; англ. federation; фр. federation): 1) в многонациональных государствах форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют единое союзное государство. Субъектами федерации являются входящие в ее состав государственные образования. Число их может быть различно, отличаются они и наименованием; 2)государство, основанное на началах федерации; 3) составная часть названия международной или национальной общественной организации»[1].

Многие авторы дают определение федерации как союза (объединения) государственных образований, а то и государств. Так, например, В. Любащиц считает, что «федерация - представляет собой союзное государство, состоящее из множества (как, например, Россия и США) или нескольких (Канада) государственных образований, обладающих определенной степенью самостоятельности в тех или иных сферах общественной жизни. Она органически сочетает в себе преимущества государственного единства со сбалансированной самостоятельностью членов. Здесь то, что называется «общей волей», служащей в качестве некоей невидимой оси государства, вырабатывается как бы из двойного источника – волеизъявления всех ее граждан, с одной стороны, и государств-членов – с другой».[2]

Ещё ряд авторов обосновывает понимание федеративного государства уже не как союз государств и государствоподобных образований, а как их объединение, или организацию, частью которой являются подобные образования.

Подобное понимание федерации обосновывает и Д. Ковачев в наиболее популярном исследовании по проблемам федерации в зарубежных странах. «Федерацию следует понимать, как единое государство, состоящее из нескольких государственных образований, объединившихся для решения центральной властью общих для всех членов федерации задач».[3]

С точки зрения Н.И. Глазуновой, «федеративное государство, или федерация, – одна из основных форм организации государства, сложная структура которой состоит из нескольких государств или государствоподобных образований, обладающих конституционно закреплённой политической самостоятельностью вне пределов и полномочий общего государства в целом».[4]

С точки зрения М. Баглая, «федеративное государство – более сложное государство, чем унитарное. Составные части этого государства, именуемые субъектами федерации, обладают известной политической самостоятельностью. Им присущи определённые признаки государства»[5]

Э. Тадевосян считает, что «федерация...– одна из основных форм политико-территориальной организации государства, сложная структура которой состоит из двух или более государств или госудаственно-подобных образований (штатов, провинций, земель), обладающих конституционно закрепленной политической самостоятельностью вне пределов прав и полномочий общего государства в целом».[6]

Наиболее последовательно концепцию федерации как совокупности государств, или государствоподобных образований, обосновал В. Перевалов, который понимает под федерацией «сложное, союзное государство, части которого являются государствами или государствоподобными образованиями, обладающими суверенитетом». Таким образом, Перевалов обосновывает концепцию полного суверенитета субъектов федерации, по сути, отождествляя субъект федерации с самим государством.[7]

Другая группа концепций определяет федерацию через его структуру, и специфику по сравнению с иными формами государственно-территориального устройства и через специфику его задач. Так, Н. Матузов считает, что федеративное государство есть сложное государство, состоящее из нескольких субъектов, объединившихся для решения общих задач.[8]

В.Н. Лысенко понимает под федерацией такое «устройство политической системы государства, где суверенная воля народа находит своё воплощение в конституционном или договорном создании единого государства, где гармонически сочетаются интересы всего федерального государства, его субъектов и граждан этого государства».[9]

М. Марченко вообще считает, что наиболее продуктивным является путь «решения вопроса об определении понятия федерации с помощью выделения и анализа её специфических признаков, её черт». [10]

Обобщая вышеназванные концепции, под федерацией следует понимать сложное государство, административно-территориальные единицы которого являются субъектами федерации, в рамках данного государства существует двойная система законодательства органов государственной власти, двухканальная система налогов и осуществляется разграничение компетенции между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Наряду с понятием «федерация», выделяется и понятие «федерализм».

Одни авторы определяют федерализм как одну из характерных черт и проявлений государственного управления и их структур.

Так, Н. Глазунова считает, что «федерализм – это совокупность структур, норм и методов государственного управления, устанавливающих взаимодействие центра и мест, обеспечивающих рациональное и эффективное функционирование федеративного государства в интересах как федерации в целом, так и её субъектов». С точки зрения Глазуновой, к сущностным признакам федерализма относятся: государствоподобный характер объединённых в единое государство территориальных единиц – субъектов федерации; конституционное разграничение компетенций между ними и центром; недопустимость изменений границ без их согласия. К основным признакам федерализма относятся: добровольность объединения государств и подобных образований в единое государство; принятие федеральных конституций и конституций субъектов федерации; однопорядковый конституционный статус субъектов федерации и их равноправие; конституционно-правовые разграничения суверенитета федерации и суверенности её субъектов; общие территория и гражданство; единая денежная и таможенная системы, федеральная армия и другие институты государства, обеспечивающие его безопасное существование и функционирование.

С точки зрения Р. Натана, «федерализм – это такая форма организации правительства, которая стремится примирить региональное разнообразие с определённым уровнем коллективного единства и делает это таким путём при котором региональные правительства играют вполне определённую роль». [11]

М. Бреджесс и Ф. Грэсс считают, что термин «федерализм» употребляется в двух значениях «во-первых, это узкий, исключающий подход, состоящий в том, что федерализм рассматривается с позиции классического определения, в котором говорится о двух уровнях власти, существующих на основе зафиксированного в писаной конституции разграничения полномочий и распределения предметов ведения; во-вторых – более широкий, включающий подход, который является практически всеобъемлющим, так как предполагает рассмотрение федерализма как некой системы взаимоотношений, не ограничиваясь только лишь конституционной и законодательной основой». А суть этих отношений заключается в том, что «модель принятия властных решений по принципу “сверху вниз”, практически не учитывающую противоречий и парадоксов реальной действительности, была с успехом заменена нацеленной на взаимодействие моделью осуществления политики по принципу “снизу вверх”».[12]

Весьма важным является определение соотношения понятий «федерация» и «федерализм». Данная проблема ещё не получила полного и системного исследования, существуют лишь некоторые подходы, обозначающие данную проблему. С точки зрения Л. Карапетяна, «Федерация – это тип реальной государственной организации, соответствующей всем принципам федерализма, и является воплощением его философии. Другими словами, “федерализм” содержит теорию определенной формы государственного устройства, а “федерация” – реальный институциональный механизм ее организации и функционирования».[13] Таким образом, данный подход обосновывает теоретический характер федерализма и прикладной характер федерации. Иной взгляд на данную проблему Н. Глазуновой. Она считает, что «федерализм как принцип стал этимологической основой для производного от него и более узкого по смыслу понятия – “федеративное государство”. Подобная теория исходит из явного приоритета принципа федерализма над федерацией как формы государственно-территориального устройства.

Федерация – это одна из форм государственно-территориального устройства, а федерализм – это один из принципов организации и деятельности органов государственной власти в федеративном государстве, который предполагает, прежде всего – разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти федерации и субъектов федерации.

Субъекты федерации Федерация - это форма государственного устройства, при которой части федеративного государства, являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал