Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Признаки федеративного государства
Федерация – это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Федеративное государственное устройство уникально. Во-первых, оно неоднородно. Во-вторых, разнообразно. Это определяется различием в населении, точнее национально-этническом составе этого населения, историческими процессами и, в конце концов, географическим положением. Однако, несмотря на это, можно выделить ряд признаков, которые характерны для большинства федераций. 1. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам государственной власти. 2. В федеральном государстве существует трехзвенная система государственных органов: · федеральные – высшие органы. · высшие органы субъектов федерации. · местные органы. 3. Важнейшим принципом федерализма является равноправный конституционный статус субъектов федерации. Однако это не означает их равенства. Конституционно-правовая симметрия не исключает и не может исключить фактическую асимметрию субъектов федерации, их финансово-экономическое и социальное неравенство. Эта фактическая асимметрия должна учитываться в законодательной и договорной практике, не задевающей конституционно-правового равенства статусов субъектов федерации. Стоит заметить, что для федеративных государств важным является жесткое требование того, что текст конституции в части, затрагивающей федеративное устройство, не может быть изменён без согласия субъектов федерации. 4. Территория федерации состоит из территорий ее субьектов: · субъектов, которые по-разному называются. · соответственно, субъекты состоят из административно- территориальных единиц. 5. Субъекты федерации могут принимать свои конституции, законы, постановления и другие нормативно-правовые акты. Они имеют свои высшие органы представительной, исполнительной и судебной власти, которые действуют только на территории субъекта данной федерации. 6. Среди признаков федерализма можно выделить, прежде всего, принцип единства в многообразии. В социально и этнически разнородном обществе с большими региональными различиями федеративная система выступает в роли «скрепки», которая позволяет учесть многообразные общественные интересы и обеспечить единство в сохранении стабильности в государстве, защитить права и свободы людей. Исходя из реальной практики функционирования различных федераций, можно утверждать, что одним из признаков федерализма является сочетание симметрии и ассиметрии. 7. Зачастую имеется двойное гражданство, то есть субъект федерации наделяет проживающего на его территории гражданина своим гражданством, а гражданство федерации этот человек уже имеет. Поэтому получается у гражданина два гражданства: гражданство субъекта и гражданство федерации. 8. Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура союзного парламента. Нижняя палата рассматривается как орган общесоюзного представительства и избирается по территориальным избирательным округам. 9. Два уровня государственного аппарата федеральные органы государственной власти и управления и органы власти и управления субъектов федерации 10. Обычно от субъектов федерации выделяются представители, которые являются членами представительной власти; эти представители в своей совокупности образуют законодательный орган федерации, а точнее - одну его часть (палату). Вторая часть законодательного органа федерации всегда избирается народом. 11. Внешнеполитическую государственную деятельность осуществляют федеральные органы. Они выступают на международной арене от имени федерации. Исходя из вышесказанного кратно можно выделить основные признаки федерации: 1) два уровня государственного аппарата федеральные органы государственной власти и управления и органы власти и управления субъектов федерации; 2) две системы законодательства — федеральная и каждого субъекта федерации; 3) две судебные системы — общефедеральная и субъектов федерации; 4) двухканальная система налогов— федеральная налоговая система и налоговая система субъектов федерации; 5) разделение сфер полномочий федеральных органов и субъектов федерации; 6) «двойное гражданство», то есть гражданин субъекта федерации одновременно является гражданином федерации. Федерации строятся по территориальному и национальному признакам.
|