Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подготовка лидера
Кто-то заметил: «Лидерами не рождаются, их готовят, формируют и воспитывают». Невозможно заполучить должность лидера, к ней готовятся годами. Конечно, даже молодой христианин может тут же начать помогать другим людям, евангелизировать и брать на себя инициативу. Но не об этом речь. Обратимся к примерам из Слова Божьего: 1. Ученики, ставшие впоследствии апостолами, прошли три с половиной года интенсивной тренировки в обществе Иисуса, прежде чем Он отпустил их идти завоевывать весь мир. 2. После обращения Павел провел длительное время подготовки в аравийской пустыне, пока его апостольское служение не приняло серьезные масштабы. 3. На протяжении сорока лет Моисей набирался опыта как пастух в пустыне, прежде чем стать пастырем народа Израиля. Павел предупреждает о том, что нельзя ставить новообращенных лидерами церкви, потому что существует опасность, что они могут возгордиться (см. 1 Тим. 3: 6). Сегодня мы нуждаемся в совершенно новом, молодом поколении лидеров, но нам уж конечно не нужно поколение высокомерных лидеров. Молодым свойственно легкомыслие и удаль, что очень быстро может принести к высокомерию. В нашем обществе все нацелено на молодежь. Это относится к моде, музыке, вкусам и т.д. Молодое поколение обладает большой покупательной способностью, его превозносят, и его запросы делают нормой во всем. Переступив тридцатилетний рубеж, человек начинает паниковать и побаиваться старости. А все должно быть наоборот!
Три периода жизни
В мире существует глубокая пропасть между молодыми и пожилыми людьми, которые противопоставляются друг другу. Это вызывает смущение и лишает нас исторических корней. Согласно Божьему плану молодежь должна учиться у пожилых, а пожилые должны черпать вдохновение у молодых. В последнее время Господь будет обращаться как к молодым через видения, так и к пожилым через сны. В Книге Малахии (4: 6), в последнем стихе Ветхого Запета, говорится: «И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием». В последнее время Господ!; будет следить за тем, чтобы в Церкви не было противоречий между поколениями. Будет уничтожен бунт и презрение у молодежи, а также предрассудки, престиж и равнодушное отношение у пожилых. Разные поколения пойдут рука об руку. Когда Иисус призвал Своих учеников, они еще не были подготовленными. Они были только призванными. Ученик – это человек, который учится у кого-то другого. Для этого в Теле Христа Господь поставил апостолов, пророков, евангелистов, пастырей и учителей. Никто не может изолироваться и говорить: «Меня никто ничему не учил. Я получил все непосредственно от Иисуса». Это ошибочно и не здраво. Все мы имеем непосредственное отношение к христианскому общению, а в нем есть и молодые, и пожилые. Ученики Иисуса учились чему-то каждым день, и их характер шлифовался в общении друг с другом. Им было недостаточно одной миссионерской поездки на выходных или мощной конференции. Иисус Навил служил Моисею на протяжении многих лет, пока наконец не был готов занять его место. Живи он в наши дни, он наверняка бы столкнулся с искушением оставить место подготовки ради места на сцене. Наверное, его не раз посещала мысль о том, что наступил момент перестать помогать Моисею. Ведь у него было свое призвание, и нужно было нацелиться на что-то свое. Но он не сделал этого, и благодаря его верности и готовности служить он смог заменить Моисея. Годы под началом Моисея прошли для него не зря. Это были годы подготовки. Чем больше по масштабу и духовному влиянию служение, тем тщательнее подготовка и тяжелее искушения и трудности. На этом спотыкались многие люди. Когда Господь испытывал их сердца и требовал от них ждать и слушаться Его, они торопили события, и амбиции приводили их к падению.
Наша жизнь делится на три периода: 1. Период подготовки. 2. Период активной деятельности. 3. Период передачи опыта. 1. Период подготовки В течение первого периода мы в основном учимся и набираемся опыта. То, что мы делаем по отношению к людям, может быть благословлено, но чаще всего это происходит для того, чтобы мы просто проходили подготовку. Акцент делается па обучении, возможности набраться опыта и почерпнуть знания. Поскольку ударение стоит на этом, часто возникает соблазн пренебречь как раз всем этим. Мы становимся недисциплинированными и нетерпеливыми. Все должно произойти сейчас, и нам не сидится спокойно. Мы не можем понять лишь одного – это такой период в нашей жизни, который больше уже никогда не повторится. Мы находимся на вершине своих духовных сил и жажды, а также физических способностей. Это создает необходимые предпосылки, чтобы научиться тому, для чего у нас никогда уже не будет возможностей. Иногда мы сами себя обманываем, веря в то, что можно сразу взлететь высоко, но это бывает крайне редко или не бывает вообще. Вот почему написано, что мы должны помнить Создателя в дни юности (см. Еккл. 12: 1). Ничего не может быть важнее одного года, проведенного в библейской школе в молодые годы. Там приобретается запас знаний и снаряжение, которые пронесут нас через всю жизнь. Нельзя торопиться настолько, чтобы не успеть окунуться в Божье Слово на целый год. Многие молодые проповедники расстраивались и теряли покой из-за того, что не получали духовного прорыва. Они не поняли, что Господь хотел, чтобы они искали Его и дисциплинировали себя, изучая Его Слово. И чтобы помогали кому-то, кто уже находится в более сильном служении, чем у них. Никакая подготовка не может быть напрасной! Иисус Навин, Елисей, ученики Иисуса, Тимофей и Тит проходили длительные периоды подготовки, прежде чем выходили в свое собственное служение. Времена подготовки куют характер. В это время закладывается фундамент дома. Чем выше дом, тем на большей глубине строится фундамент, а иначе дом рухнет. Это дает возможность Духу Святому совершить глубокую работу в нас и убрать то, что в противном случае может оказаться губительным в будущем. Во время периода подготовки важно иметь отношения с наставником. Наставник может не быть им всю жизнь, но благодаря ему подготовка носит более личностный и доверительный характер. Если я никогда не осмелюсь рассказать о чем-то человеку, то вряд ли у меня хватит смелости разобраться с этим всерьез перед лицом Бога. 2. Период активной деятельности После периода подготовки наступает активный период. 1огда многие начинают оглядываться назад и жалеть о том, что не уделяли больше времени молитве и изучению Слова. В это время происходит так много событий, что возникает соблазн погрузиться во внешнюю работу. То, с чем не разобрались в период подготовки, неожиданно появляется как гром среди ясного неба. Проблемы, которые вы разрешили лишь поверхностно, возникнут опять во времена достижений или неудач. Во время больших достижений успех может вскружить вам голову и заставить вас поверить в то, будто вы непроницаемы для атак. Во время неудач, наоборот, можно отчаяться и все бросить, потому что вам будет казаться, что у вас уже никогда ничего не получится. Когда Бог всерьез начинает использовать лидера и тот видит помазание на своей жизни, он может начать игнорировать свои слабости, воображая, что его итак сильно использует Бог. Это начало духовного падения. Все дело в том, что часто ему не с кем поговорить, кто бы понял его. Возможно, рядом с ним есть люди, которые, если их посвятить в свои слабости, с удовольствием извлекут из этого выгоду. Важно, чтобы с годами человек, занимающий пост лидера, не оказался в одиночестве, полностью изолированным от людей. Ему нужен один или несколько человек, с которыми он мог бы иметь тесное общение, чтобы при необходимости – а это неизбежно – открыться им и исповедоваться в грехах и слабостях, и таким образом не оказаться в одиночестве во время битвы. Высокомерие, страх и ошибочная теология привели к падению многих помазанных служителей. Если бы они набрались мужества и открылись узкому кругу доверенных лиц, этого бы никогда не произошло. Во время активного периода приходится вести самую настоящую борьбу за то, чтобы сохранить внутреннюю жизнь с Богом. Иначе она станет поверхностной, сухой и затормозится в развитии. Тут же не замедлят возникнуть вопросы церковной политики, ее интересов и борьба за власть. Для каждого периода в жизни есть помазание. Сначала Давида помазали на виду у братьев. Позднее, после того как он преодолел массу трудностей и атак, его помазали на царство в Хевроне. Наконец Давид вступил в полноту того, к чему был призван, и его помазали царем над всем народом. Он поселился в Иерусалиме и оттуда совершал дело всей своей жизни. 3. Период передачи опыта Последний период – это период передачи опыта. Этот период характеризуется мудростью и опытом, которыми нужно делиться с другими. Мудрость, совет и накопленный опыт нужно передать следующему поколению. В Псалме (70: 17-18) говорится: «Боже! Ты наставлял меня от юности моей, и доныне я возвещаю чудеса Твои. И до старости, и до седины не оставь, меня, Боже, доколе не возвещу силы Твоей роду сему и всем грядущим могущества Твоего». Последний период по сути представляет собой время интенсивного наставничества. Это период умножения, когда есть возможность укрепить и развить другие служения. Это время собрать в одно целое, полученное вамп в течение жизни и передать другим на более организованном уровне. Это время, когда все посеянное на различных полях начинает приносить плоды. Это период, когда можно наслаждаться победами и учить новое поколение вести войну и одерживать побед. Это время передачи не только знаний, но и помазания, и наконец мандата, поручения, чтобы распространялось и росло Божье Царство. В этот период жизни работа несколько упрощается, так что можно делать то, что получается лучше всего. Это время, когда всходят новые побеги, а иногда появляются совсем неожиданные плоды. Лестеру Самраллу было семьдесят лет, когда Господь начал говорить ему о том, чтобы он кормил голодных. Когда он спросил у Господа, почему Он выбрал именно его, Бог ответил, что теперь он достаточно зрелый и ему можно доверить выполнение работы мирового масштаба. Уинстону Черчиллю было семьдесят, и его уже практически списали со счетов, когда он стал премьер-министром Англии во время Второй мировой войны. Это был один из самых критических периодов в ее истории. Приняв на себя этот вызов, он сказал: «Кажется, вся моя жизнь была временем подготовки к этому». В течение шести коротких, но очень интенсивных лет Уинстон Черчилль был решающей фигурой в деле спасения Европы и обеспечения демократии в мире. Что происходит в период подготовки и как мы подходим к активному периоду, определит, будет ли наш последний период настоящим периодом передачи опыта или периодом упадка, неблагоприятным периодом, во время которого мы будем лишь дожидаться пенсии, лжесвободы и постепенно зачахнем. По такое будущее не для мужей Божьих! Итак, мы с вами проходим этап собирания, этап созидания и принесения плодов и этап раздачи. Если мы научимся жить в соответствии с различными сезонами в жизни, то избежим массы разочарований и станем плодотворными уникальным для нас образом. Никто не ожидает урожая зимой. Тогда просто готовят технику, занимаются ремонтом и готовятся к следующему сезону. Ни один здравомыслящий человек не станет спать во время жатвы. На сбор урожая бросают все силы. Жизнь набирает обороты. Некогда думать о праздновании урожая. Тогда просто радуются жатве. Никто не собирает, если прежде не сеял. Жизнь идет в соответствии с различными сезонами. Вот почему в Библии так много рассказов и притч о сеянии и жатве. Вот почему народ Израиля должен был отмечать праздник первых плодов, праздник урожая и праздник кущей. В различные периоды своей истории Израиль должен был отмечать праздники и вспоминать о том, что сделал Господь. Все время работа соответствовала сезонам, а Господь отвечал осенним и весенним дождями. Солнцем и тенью. Теплом и прохладой. Вся жизнь зависела от милости Господа и строилась в соответствии с временами года, чтобы можно было выращивать плоды. Один сезон отличался от другого. Неудивительно, что Иисус хотел, чтобы Его ученики знали, в какой сезон и какое время они живут! Он призывал их исследовать знамения на небесах. Он говорил им обращать внимание на смоковницу, чтобы понять, какое время года наступило. В жизни каждого человека есть сезоны. Бывают сезоны в Церкви, Теле Христа, а также во всем мире. Тот, кто научится разбираться в этом и действовать в соответствии с временами года, многого добьется.
Дисциплина формирует хорошие привычки
С наступлением нового сезона меняется и вид работ. Есть что-то такое в разуме человека, что заставляет его противиться изменениям. Человек живет по привычке. Не все привычки бывают плохими, тем не менее, они не могут полностью диктовать нам, как нам жить. Еще с ранней юности необходимо с помощью взрослых воспитать в себе правильные привычки во всех сферах жизни. Многие дети сегодня по большому счету сами воспитывают себя, поскольку взрослые питают к ним странную любовь, которая, по сути, самое настоящее равнодушие. И в этом самая большая трагедия в вопросах воспитания и школьного образования в Европе. Если с раннего детства не прививать человеку твердых привычек и не учить Дисциплине, впоследствии это может помешать его духовному и социальному развитию. И тогда он никогда не сможет войти в Божий план для своей жизни и достичь своего полного потенциала. Дисциплина рождает хорошие привычки, которые оберегают человека от ложной свободы, к которой стремится плоть. Такая свобода может привести лишь к сластолюбию, легкомыслию и бессмысленному существованию. Вот почему очень важно с самого начала воспитывать в себе привычку читать Библию, молиться и регулярно общаться с Богом. Привычки рождают традиции, а в традициях нет ничего плохого. Тем не менее традиции могут препятствовать действию Святого Духа. Традиции становятся мертвыми, когда их соблюдают без живого участия сердца. Они становятся опасными, когда к ним прибегают для того, чтобы не изменяться или не слушаться Бога. Когда традиции выходят за рамки Божьего Слова и оторваны от общения с Иисусом, они превращаются в суррогат. В Евангелии от Марка (7: 5-9) Иисус предостерегает нас от лжетрадиций. Однако Библия говорит, что Сам Он ходил в синагогу «по обыкновению Своему». После восхищения Иисуса на небо апостолы придерживались иудейской традиции и ходили в храм три раза в день для молитвы. Без устоявшихся духовных традиций христианин превращается в поверхностного человека и становится жертвой депрессий, бессмысленности и, наконец, духа мира и вероотступничества. Самое лучшее, что может делать духовный лидер, это прививать верующим духовные привычки и в то же время вести их к духовным переживаниям. Нам необходимо то и другое! Свободе Духа и рекам живой воды нужны сосуды, иначе все растратится попусту. И сколько бы люди ни пережили, они не выдержат испытаний.
Следовать за Иисусом – значит меняться
Тем не менее привычки, традиции (как старые, так и новые) и порядок не могут заменить глубокое общение с Духом Святым. Не должны они стать и удобной альтернативой послушанию Иисусу. Перестать меняться – значит перестать следовать за Господом, прийти в состояние застоя. Иисус постоянно идет вперед, и необходимость все время быть в движении и идти дальше будет все больше ударять по плоти и своеволию. Мы должны быть готовыми к тому, чтобы не оседать нигде прочно и быть как Авраам, который не имел постоянного пристанища и стремился к небесному городу. Хотим мы того или не хотим, изменения приходят к каждому из нас, потому что жизнь с Господом постоянно движется вперед. Все дело в том, изменяемся ли мы по доброй воле или нас принуждают к этому обстоятельства. Гели мы приветствуем изменения и готовы к ним, Господь сможет изменить нас даже сильнее, чем мы предполагали, и это обогатит нашу жизнь. Жизнь – это не узкоколейная дорога, заниматься одним и тем же всю жизнь было бы скучно. Моисей представляет собой пример лидера, который не переставал изменяться. Потребовалось много времени и упорного труда, прежде чем он вышел в свое служение, но потом ему постоянно вверялась то одна, то другая задача. 1. Сначала Моисей был освободителем парода с большими чудесами и знамениями. Таким чрезвычайно драматичным было начало его служения. Это было необходимо для того, чтобы народ послушался его и не побоялся пойти за ним. 2. На следующем этапе он оказался совершенно отделенным от всех на горе Синай и получил гам откровение, пли закон. Из чудотворца он стал законодателем. 3. Затем последовали годы пасторства и заботы о народе и откровении. Это была уже более монотонная и утомительная работа, во многом неблагодарная, поскольку народ постоянно роптал и отступал от Бога. 4. После этого наступило время, когда по требовалось повторить закон (Второзаконие) и передать сказанное Богом новому поколению, которое должно было взять землю. По окончании первого этапа не закончилось время чудес, хотя они были уже не такими мощными и зрелищными, как тогда, когда народ вышел из Египта и пересек Красное море. После второго этапа, когда Моисей побывал в славе Господа на вершине горы, откровение переживалось уже не с такой большой силой. Оно было дано, и теперь его нужно было применять и соблюдать в повседневной жизни. Самое важное в последнем периоде заключалось в передаче следующему поколению того, что дал Господь. Это произошло на Моавитских высотах как раз перед тем, как Господь забрал Моисея. Нее эти периоды в жизни Моисея отличались один от другого. Ни один из них не был похож на другой. То же самое и в нашей жизни. Неумение проявлять гибкость и меняться привело многих верующих в состояние застоя и помешало их служению. Очень часто можно встретить людей, которые уже в тридцатилетнем возрасте ведут себя как старики. Они уже всем довольны. Они уже отошли от дел. Хотя их жизнь только начинается, по их взгляду видно, что у них не осталось пи капли духовной жажды и духа первопроходца. Без готовности изменяться, без подготовки к следующему шагу лидер никогда не сможет по-настоящему служить людям, за которых несет ответственность.
|