Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






МАЛЬБРАНШ (Malebranche) Никола (1638— 1715) — французский философ, главный представи­тель окказионализма.






МАЛЬБРАНШ (Malebranche) Никола (1638— 1715) — французский философ, главный представи­тель окказионализма. Основные произведения: " О ра­зыскании истины" (1675), " Христианские размышле­ния" (1683), " Беседы о метафизике" (1688) и др. От­правным пунктом учения М. стала неспособность кар­тезианского дуализма объяснить проблему взаимодей­ствия души и тела. Многие понятия Декарта, такие как субстанциальный дуализм, интеллектуальная интуи­ция и др., связанные с окказионалистской проблемой, приобретают в трактовке М. христианско-августинианское звучание. Утверждая принципиальную невозмож­ность взаимодействия души и тела в силу их абсолют­ного разграничения, М. считал, что эти две субстанции имеют принципиально различную природу и потому под так называемой телесной причиной, или причиной волевого акта, следует понимать не что иное, как лишь " повод" для истинно " действующей" причины, т.е. Бо­га, с помощью которого только и возможно такое взаи­модействие. Таким образом, взаимосвязь тела и духа может быть, по М., объяснена как результат непрерыв­ного непосредственного вмешательства божественной воли, понятого как чудо. В своей идеалистической ин­терпретации основных идей Декарта М. дошел до ут­верждения о невозможности естественного влияния не только тела на душу, но и тела на тело. В гносеологии М. различает четыре вида или пути познания объектов: познание бытия Бога через посредство самих вещей; познание материальных тел через идеи вещей; позна­ние своей собственной души через так называемое внутреннее чувство и познание душ других людей и чистых духов через познание по аналогии. Согласно М., знания людей о своей душе и душах других людей, а также о Боге являются все же областью веры, а не ра­зума, поэтому к ним не могут быть применены крите­рии ясности и отчетливости, как это возможно в зна­нии о материальных вещах. В толковании идей М. был близок к Платону, считая, что, созерцая последние, че­ловек видит их в Боге; не Бог существует в мире, а мир

в Боге. " Все существует в Боге", " Бог есть место ду­хов" — эти и подобные им высказывания М. были близки к спиритуализму, в то время как признание им " материальных творений" придавало его учению пан­теистическую окраску (" Бог находится повсюду в ми­ре"). М. оказал большое влияние на Беркли, который довел до логического завершения ряд идей М., напра­вив их на отрицание материальности как таковой. В 18». идеи М. были подвергнуты резкой критике со сторо­ны английских материалистов-сенсуалистов, особенно Локка, и французских просветителей.

Т.Г. Румянцева


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.004 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал