Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






психология масс и анализ челове­ческого я — произведение Фрейда (1921), посвя­щенное






" ПСИХОЛОГИЯ МАСС И АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕ­ЧЕСКОГО Я" — произведение Фрейда (1921), посвя­щенное социально-психологическому анализу массовидных общностей. Данная работа знаменует переход от трактовки психоанализа как терапевтической методо­логии к психоанализу как форме философствования. Та­кой переход осуществляется в форме применения поло­жений психоанализа к объяснению социальных процес­сов и явлений. Фрейд стремится связать уровень инди­видуально-психического со структурными и динамиче­скими аспектами общественных феноменов. Согласно Фрейду, психология личности в расширенном смысле является одновременно и социальной (" массовой") пси­хологией, так как в психической жизни человека всегда присутствует " другой". " Массовая психология" рассма­тривает человека как члена социальной общности или

как составную часть толпы. Фрейд, используя матери­ал Лебона и Мак-Дугалла, указывает на социально-психологические эффекты, возникающие в массе, — повышение аффективности и снижение интеллекта. Индивидуально-психические основы процессов обра­зования и функционирования массовидных общностей трактуются им на основании теории либидо. Под либи­до понимается энергия первичных позывов, " которые имеют дело со всем тем, что можно обобщить поняти­ем любви". Возникающие на основе либидо эмоцио­нальные связи и представляют собой сущность " массо­вой души". Фрейд рассматривает массы на примере церкви и войска. И церковь, и войско представляют со­бой искусственные (связанные с наличием внешнего принуждения) массы. Функционирование церкви и войска основано на культивировании иллюзии о нали­чии верховного властителя, любящего равной любо­вью каждого отдельного члена массы (Христа в церк­ви, полководца в армии), либо заменяющей его веду­щей идеи. Связь каждого члена массы с верховным су­ществом является, по мнению Фрейда, одновременно и причиной связи между членами массы. В этих массах каждый человек либидонозно связан в двух направле­ниях: с одной стороны, с вождем, а с другой стороны, с другими членами массы. При этом общность индиви­дов в данной массе коррелирует с враждебностью к другим массам. Объединение людей в массу рассмат­ривается как влекущее за собой ограничение индиви­дуального нарциссизма. По мысли Фрейда, ограниче­ние в массе нарциссического себялюбия является дока­зательством того, что сущность массообразования за­ключается в специфических либидонозных связях чле­нов массы друг с другом. Механизмами таких связей яв­ляются перенаправление сексуальной энергии и иденти­фикация. Идентификация представляет собой самую первоначальную форму эмоциональной связи с объек­том; регрессивным путем (интроекцией объекта в Я) она становится заменой либидинозной объектной связи; она может возникнуть при каждой вновь замеченной общности с лицом, не являющимся объектом сексуаль­ных первичных позывов. Идентификация как механизм массообразования действует через принятие некоторым числом индивидов одного и того же объекта в качестве Я-идеала. Отдельный человек замещает свой Я-идеал массовым идеалом, воплощенным в вожде. Как резуль­тат, индивиды идентифицируются между собой в сво­ем Я. Фрейд утверждает, что в массовидных общнос­тях пробуждаются социально-психологические меха­низмы " первобытной орды". К ним относятся " психо­логия индивидов" и " психология отца, возглавителя, вождя". Вождь-" праотец", полагает Фрейд, не был свя­зан либидинозными ограничениями и при этом препят-

ствовал удовлетворению сексуальных потребностей своих сыновей. Отношения в массе трактуются как вос­ходящие к таковым в первобытной орде. Вождь массы является эквивалентом праотца, к которому все преис­полнены страха. Праотец является идеалом массы и вместо Я-идеала владеет человеческим Я. Наиболее подверженными такой трансформация оказываются ин­дивиды нарциссичные, с низкой степенью отграничен­ности Я от Я-идеала. Соответственно вождю зачастую нужно обладать типичными характеристиками членов массы и производить впечатление большей силы и либидонозной свободы, чтобы занять доминирующую по­зицию. Другие же индивиды — с идеалом, несоответст­вующим данному — вовлекаются через механизм иден­тификации.

М.Н. Мазаник


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал