Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Избранные афоризмы ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
«Одержит победу в споре всегда тот, кто от природы одарен остроумием и быстрой смекалкой, а не тот, кто отлично выучил правила диалектики» «Большинство людей готовы делать все, чтобы только не думать и не размышлять» «Многим философы тягостны, как ночные гуляки, нарушающие сон мирных жителей» «То, что делает поэт в области творчества, делает каждый из нас в деле суждения и оценки художественных произведений» «То, что называют общественным мнением, основывается на мнении не более чем двух‑ трех особ» «У толпы всегда есть много уважаемых авторитетов» «Следовало бы каждому человеку высказывать только правильные мнения, а потому сперва думать, а потом говорить» «Бояться стоит не ложных заключений, а только ложных суждений» «В инакомыслящем ненавидят не столько другое мнение, которого он придерживается, сколько нахальство, благодаря которому он судит самостоятельно» «В самом серьезном и самом правильном мышлении может наблюдаться полнейшее отсутствие содержания» «Следовало бы назначить тяжкое наказание за порчу деревьев» «Все ждут, что скажет умный человек; но вместо умного часто судит бесстыдный дурак и увлекает за собою все стадо» «Всякое искание славы доказывает, что само дело, ради которого хочется славы, стоит на втором плане» «Жизнь каждого человека в целом – трагедия, в частности – комедия» «Заботы и страсти совершенно подавляют свободную деятельность интеллекта» «Одним из существенных препятствий для преуспеяния человеческого рода следует считать то, что люди слушаются не того, кто говорит умнее всех, а того, кто говорит громче всех» «Из ста людей едва ли один достоин того, чтобы с ним начать спор» «К чтению и учению можно себя добровольно принудить, к мышлению же собственно – нет» «Когда спорят между собою две заурядные головы, оказывается, что избираемое ими обоими оружие большею частью сводится к авторитетам» «Человек, за весьма редкими исключениями, представляет самую худшую карикатуру» «Люди всегда рады смеяться, и те, которые смеются благодаря нам, всегда будут на нашей стороне» «Жизнь обыкновенных людей носит на себе печать тупой, тяжелой и скучной серьезности, между тем как жизнь гения озарена светлой радостью» «Между гением и безумцем то сходство, что оба живут совершенно в другом мире, чем все остальные люди» «Мы должны выжидать, пока потребности и лишения скажутся сами собою, а не вызывать их преждевременно и нарочно» «Нет такого самого бессмысленного взгляда, который бы люди с легкостью не усвоили, если им удастся втолковать, что он общепринят и везде распространен» «Средний человек целиком погружен в бытие; гений, напротив, пребывает в познавании» «Общественное мнение, серьезно говоря, – не доказательство и даже не аргумент в пользу правильности чего‑ либо» «Мысли нельзя призывать во всякое время, по желанию, а следует ждать, чтобы они пришли сами» «Когда желаешь вывести заключение, не надо обнаруживать его слишком рано» «От искусства получает всякий лишь столько, сколько он сам в состоянии дать» «Можно быть объективно правым, но не казаться таковым другому, а даже очень часто и самому себе» «Почти каждый человек в силу своей индивидуальности ограничен в своих понятиях и воззрениях» «С мнениями авторитетов можно делать все, что угодно; не только допускать натяжки, но даже и совершенно искажать смысл» «Тот, кто учит чему либо других, сам не знает этого предмета основательно, потому что у того, кто основательно изучает предмет, обыкновенно не остается свободного времени на обучение ему других» «Самое верное средство не иметь собственных мыслей – это во всякую свободную минуту тотчас хвататься за книгу»
[1]«Eristische Dialektik, oder Die Kunst, Recht zu behalten», пер. Н. Л. д'Андре (1900) под ред. С. В. Черно.
[2]Речь идет о первой трети XIX века. – Здесь и далее прим. ред.
[3]«О софистических опровержениях» – последняя из шести классических работ Аристотеля по логике.
[4]Квиетизм – направление католицизма XVII века, проповедовавшее безропотную покорность божественной воле.
[5]Неведение довода (ignoratio elenchi) – логическая ошибка, при которой доказывается не то, что следует, или опровергается не то, что должно быть опровергнуто.
[6]«Топика» – пятая из шести классических работ Аристотеля по логике.
[7]Аксиома – положение, принимаемое на веру и потому не требующее доказательства.
[8]Предвосхищение основания (petitio principii) – логическая ошибка в доказательстве, при которой в качестве аргумента приводится суждение, которое само нуждается в обосновании.
[9]Эротематика – искусство задавать вопросы; эротематический – выраженный в форме вопроса.
[10]Логическая диверсия – сознательное переключение внимания оппонета на что‑ либо, не относящееся к предмету спора.
[11]В действительности температура расплава горных пород, находящегося на поверхности земли, (лавы) составляет 500‑ 1200 °С.
[12]Игра слов: лат. pavebre (бояться) созвучно с фр. paver (мостить).
[13]Кожа Зигфрида, героя германского и скандинавского эпосов, стала непробиваемой после того, как он окунулся в растопленное драконье сало.
[14]«Критика чистого разума» – философский труд И. Канта (опубликован в 1781 году).
[15]Лот – единица измерения массы равная 1/32 фунта (1/16 марки). В разных землях Германии соответствовал 14–18 г, в России – 12, 8 г.
[16]Поскольку бог – существо всеобъемлющее, следовательно одним из его атрибутов является и бытие, а значит, бог существует.
[17]Томас Гоббс (1588–1679) – английский философ‑ материалист.
[18]Встретившиеся взглядом с Горгонами (древнегреческими мифическими чудовищами) обращались в камень. Отрубленная Персеем голова горгоны Медузы сохраняла это свойство некоторе время, что было использовано Персеем при спасении Андромеды от морского чудовища.
[19]«Selbstdenken», глава XXII из книги «Parerga und Paralipomena: Kleine philosophische Schriften» («Дополнения и умолчания: короткие философские заметки»), пер. с нем. Черниговца (Ф. В. Вишневского).
[20]Александр Поуп (1688–1744) – английский поэт, один из ярких представителей британского классицизма.
[21]Гербарт И. Ф. (1776–1841) – немецкий философ, психолог, педагог. Один из основателей научной педагогики.
[22]Медиатизация – утрата императором непосредственной власти над подданными в пользу другого правителя. Здесь – утрата способности мыслить самостоятельно в пользу мыслей, почерпнутых от других.
[23]Кожа Зигфрида, героя германского и скандинавского эпосов, стала непробиваемой после того, как он окунулся в растопленное драконье сало.
[24]Аргумент к скромности (argumentum ad verecundiam) – логическая ошибка – полагание некоего утверждения истинным на том только основании, что оно было высказано авторитетным лицом.
[25]«Gleichnisse, Parabeln und Fabeln», глава XXXI из книги «Parerga und Paralipomena: Kleine philosophische Schriften» («Дополнения иумолчания: короткие философские заметки»), пер. с нем. Ю. И. Айхенвальда.
[26]Полигистор – человек, имеющий возможность много рассказать, энциклопедист.
[27]Померания – регион на южном побережье Балтийского моря. В настоящее время является территорией частично Германии, частично – Польши.
[28]Маршланд, или марш, – тип ландшафта – низменные полосы морского побережья, изредка затопляемые во время наиболее высоких приливов. Будучи окультуренными, широко используются в сельском хозяйстве. Автор имеет в виду маршланд северо‑ западного побережья Германии.
[29]Филистер – человек без духовных потребностей (определение автора), презрительное название человека с узкими взглядами.
[30]Ирида – в древнегреческой мифологии – богиня радуги, провозвестница воли богов.
[31]Юнона – древнеримская богиня брака и материнства, покровительница семьи и семейных ценностей, супруга верховного бога Юпитера.
[32]Мемнонов столб, Мемнонова колонна или, точнее, Мемнонов колосс – каждая из двух массивных каменных статуй фараона Аменхотепа III в Египте (датируются ок. 1400 г. до н. э.). Автор имеет в виду северную статую, которая, расколовшись в результате землетрясения 27 г. до н. э., приобрелауникальное акустическое свойство: по утрам, с восходом солнца, статуя издавала настолько чистый тон, что служила в античном мире эталоном для настройки музыкальных инструментов. Статуя перестала быть «поющей» в конце II в. н. э. после реставрации.
[33]Майнцский собор – Собор святого Мартина Турского и святого Стефана в г. Майнц (Германия, X в.).
[34]Эзоп – легендарный древнегреческий поэт‑ баснописец VI в. до н. э. Существовала ли эта личность в действительности, доподлинно не известно. Стихи – «Эзоповы басни» – известны только в более поздних (не ранее I в. н. э.) греческих и римских переработках.
[35]Пер. с нем. Р. Кресина (по третьему изданию, 1888 г.).
[36]Имеется в виду XIX век.
[37]Ни одно явление (следствие) не может существовать без достаточного основания (причины).
[38]Философские термины: ens – предмет, существо или лицо, в отличие от качества, признака, атрибута; substantia – сущность, первооснова; forma – упорядоченность, внутренняя структура материальной сущности либо содержания (совокупности признаков) предмета, либо понятия; materia – физическая сущность (в отличие от духовной); substantia – сущность – нечто, существующее самостоятельно и неизменное; essentia – смысл предмета или явления, не зависящий от его изменчивых свойств и состояний и отличающий его от других; existentia – существование чего‑ либо в реальной действительности, в противоположность абстрактному понятию сущности.
[39]Кропатель – бездарный, плохой сочинитель.
[40]Дени Дидро (1713–1784) – французский писатель, философ, просветитель, драматург, первый организатор, составитель и редактор французской Энциклопедии 1747–1780 гг. Иностранный почетный член Петербургской академии наук (1773).
[41]Лангедокский, или Южный, канал – судоходный канал, построенный во Франции в 1666–1681 гг. и соединяющий р. Гаронна у г. Тулуза со Средиземным морем. С другой стороны, посредством Гароннского канала, проходящего сначала вдоль русла Гаронны, а затем впадающего в нее, соединяется с Бискайским заливом, то есть с Атлантическим океаном. Общая протяженность двух каналов составляет 441 км.
[42]Рейнский водопад – водопад на р. Рейн высотой 23 м и шириной 150 м, находящийся на территории Швейцарии. Будучи самым полноводным водопадом Европы, уступает водопаду Деттифосс, находящемуся в Исландии, по высоте и мощности.
[43]Пестум (гр. Посейдония) – древнегреческая колония в Южной Италии, на территории которой до настоящего времени сохранились три монументальных храма и некоторые другие постройки. Автор, вероятно, использует слово «храм» для обозначения всего комплекса сооружений в целом.
[44]Колизей, амфитеатр Флавиев – наиболее известный и наиболее грандиозный из сохранившихся древнеримских амфитеатров. Находится в Риме, построен в 72–80 гг. н. э.
[45]Автор имеет в виду сохранившийся до нашего времени храм всех богов в Риме, построенный в 118–128 гг. н. э. Римский пантеон имеет ряд уникальных архитектурных решений и представляет собой значительное инженерное достижение древнеримской культуры.
[46]Сооружение в аристократическом квартале Рима – на Эсквилинском холме, некогда одно из самых высоких зданий в городе, принадлежавшее Гаю Цильнию Меценату (70‑ 8 г. до н. э.) – древнеримскому государственному деятелю, одному из римских министров культуры, покровителю искусств и поэтов, чье имя стало нарицательным и применяется для обозначения лиц, добровольно оказывающих материальное содействие науке и искусству.
[47]Данте Алигьери (1265–1321) – итальянский поэт, один из основоположников литературного итальянского языка, автор «Божественной комедии». – Прим. ред.
[48]Франсуа VI де Ларошфуко (фр. Franç ois VI, due de La Rochefoucauld, 1613–1680), герцог де Ларошфуко – французский писатель, автор сочинений философско‑ моралистического характера.
[49]Торквато Тассо (1544–1595) – знаменитый итальянский поэт XVI века, герой одноименной пьесы И. В. Гёте.
[50]Немецкий эквивалент греческого имени Фёкла. Здесь – героиня основанной на реальных событиях драматической трилогии Ф. Шиллера о генералиссимусе Альбрехте фон Валленштейне, включающей пьесы «Лагерь Валленштейна», «Пикколомини» и «Смерть Валленштейна».
[51]Сэр Вальтер Скотт (1771–1832) – известный британский писатель, поэт, историк, адвокат. Основоположник жанра исторического романа.
[52]Естественное право – в философии права и юриспруденции – совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от объективной точки зрения человечества.
[53]Термины, обозначающие в разных культурах и языках низшие слои общества.
[54]Парии – здесь используется как синоним более общего термина «неприкасаемые», обозначающего все низшие касты (сословия) индийского общества, произошедшие от коренного населения Индостана, завоеванного ариями, в отличие от собственно арийских каст – варн (см. след. прим.). Род занятий представителей неприкасаемых – неквалифицированный труд: уборка мусора и нечистот, стирка, рыболовство, разделка туш и прочие «нечистые» мероприятия. С 1950 года в Индии юридически закреплено равноправие всех каст, однако данная норма часто игнорируется.
[55]Шудры (слуги, батраки), вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы), кшатрии (правители, помещики), брахманы, или брамины (ученые, учителя, чиновники, священнослужители) – четыре варны – основные касты арийского, древнеиндийского и в меньшей мере – современного индийского общества.
[56]Биас, Биант Приенский (IV в. до н. э.) – древнегреческий мудрец и общественный деятель, один из семи наиболее почитаемых мудрецов наряду с Фалесом Милетским, Питтаком Митиленским, Солоном Афинским, Клеобулом Линдским, Мисоном Хенейским и Хилоном Спартанским.
[57]То есть без связи с объективной ситуацией.
[58]По учению Шопенгауэра, характер бывает эмпирический и умопостигаемый (intelligibel) или существенный. Под первым подразумевается характер, выведенный на основании видимых поступков человека; под вторым же – характер действительный, вытекающий из самой воли, как сущности человека.
[59]Георг Иоахим Гёшен (1752–1828) – немецкий издатель. Издавал среди прочих произведения своих современников – И. Гёте и Ф. Шиллера.
[60]Вещь в себе – философское понятие, введенное И. Кантом и обозначающее объект, постигаемый мыслью (в противоположность объектам, постигаемым с помощью органов чувств) и не зависящий от нашего восприятия.
|