Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Термины и понятия






Административно-командная система, «антоновщина», Брестский мир, военный коммунизм, Вооруженные силы Юга России, Всероссийский съезд Советов, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ), ГОЭЛРО, гражданская война, Добровольческая армия, «зеленые», интервенция, Коминтерн, комитет бедноты, коммуна, КОМУЧ, Красная Армия, левые коммунисты, милитаризация труда, наркомат, национализация, нор­мирование, спекуляция, продовольственная диктатура, продовольственная разверстка, продовольственный отряд (продотряд), продуктообмен, раскулачивание, Реввоенсовет, Русская Армия, Уфимская директория, Учредительное собрание, хлебная монополия.

 

Г.

Семинары 4 - 5. Советская Россия и СССР в 20-е – 30-е годы ХХ в. (4 часа)

1. Социально-экономическое развитие страны на путях новой экономической политики (1921 – 1927 гг.). Образование СССР. Результаты и причины свертывания НЭПа.

2. Экономическое положение СССР в конце 20-х годов ХХ в. I, II, III пятилетки. Достижения и значение индустриализации.

3. Состояние советской деревни накануне коллективизации. Сплошная коллективизация, результаты «великого перелома», его последствия и значение.

4. Социально-политический строй СССР и трансформация Советского государства и общества.

Вопрос 1. При рассмотрении данного вопроса необходимо дать определение НЭПа, осветить проблему сущности этой политики, ее содержания, в первую очередь, в экономической сфере. Особое внимание следует уделить развитию рыночных элементов, товарно-денежных отношений, показать, в чем реально оно проявлялось. (См.: Хрестоматия, с. 448-450).

Необходимо показать также, с помощью каких способов и средств большевистское правительство пыталось преодолеть ограниченные возможности рынка для движения к социализму (государственное регулирование, сохранение командных высот в экономике в руках государства и др.). В связи с этим следует подчеркнуть роль кооперации, направляемой Советской властью на эволюцию мелкотоварного уклада в социалистический.

Необходимо также дать оценку роли такого важного элемента НЭПа как государственный капитализм, показать его как политику и как уклад со всеми формами хозяйствования (аренда, концессии, совместные предприятия и др.).

Анализируя результаты НЭПа, следует ответить на вопросы: Удалось ли партии большевиков преодолеть кризис? Если удалось, то в чем это проявилось? Чем были вызваны кризисы 1923, 1925, 1927 гг.? Какие противоречия имела политика НЭПа?

Почему, несмотря на видимые успехи НЭПа, произошел в 1928-1929 гг. срыв этой политики? Действие каких политических, идеологических, экономических и социально-психологческих факторов повлияло на возврат к военно-коммунистической практике использования чрезвычайных мер?

Какую роль в отказе от НЭПа играл такой политико-идеологический фактор, как влияние действовавшей тогда Программы РКП(б) 1919 г., носившей военно-коммунистический характер? Можно ли считать важными факторами перехода к использованию системы чрезвычайных мер и административно-командных методов управления экономическое отставание СССР и поражение оппозиций во внутрипартийной борьбе? Следует также дать оценку политической системе НЭПа.

При рассмотрении проблемы национально-государственного строительства в 20-е годы необходимо показать огромную роль национальной политики в многонациональной стране, эволюцию взгляда большевиков на ее принципы (унитарное государство – автономизация – федерализация), значение образования СССР, достоинства и недостатки установившегося национально-государственного устройства. (См.: Хрестоматия, с. 450-456).

Вопрос 2. Ответ предлагается начать с общей характе­ристики экономического положения СССР в конце 20-х годов. Удалось ли завершить процесс индустриализации России в началеXX в.? Каким был уровень развития экономики СССР по отношению к США, странам Западной Европы? В какой степени международная обстанов­ка диктовала необходимость форсированной ин­дустриализации? Был ли XIV съезд партии «съездом индустриализации»? Как была решена в СССР проблема источников индуст­риализации? В чем различия в этом смысле между индустриа­лизацией в СССР и ведущих странах Запада?

Необходимо показать задачи, ход, своеобразие, результаты выполнения I, II, III пятилеток. Назовите главные стройки пятилеток, приведите общее количество построенных предприятий, покажите масштабы нового строительства. Как решалась проблема кадров? Какую роль сыграли введение сдельно-премиальной оплаты труда, стахановское движение? В чем состояли трудности выполнения пятилетних планов? Почему в ходе III пятилетки была предпринята милитариза­ция труда?

Удалось или нет в ходе предвоенных пятилеток решить постав­ленные задачи? Необходимо показать реальные результаты ин­дустриализации. Покажите значение индустриализации для нашей страны и всего мира.

Следует подчеркнуть, что проверкой возможностей советской экономики стала Великая Отечественная вой­на, в ходе которой до 75% военного потенциала фашистской Гер­мании и ее союзников было сосредоточено против СССР, но, несмотря на это, советский народ нанес поражение врагу. (Срав­ните: в ходе I мировой войны против русской армии воевала 1/3 войск противника, но Россия войну проиграла). В заключение следует ответить на вопрос: На какие жертвы пришлось пой­ти народам СССР в целях достижения промышленного рывка, были ли они напрасными?

Вопрос 3. Ответ предполагает освещение положения со­ветской деревни в 20-е годы. Необходимо ответить на вопро­сы: Какие тенденции развития были характерны для сельского хозяйства в рассматриваемый период? Почему снизилась то­варность сельскохозяйственного производства и экспорт хле­ба по сравнению с дореволюционным временем? Почему и пос­ле рабоче-крестьянской революции продолжал сохраняться не­эквивалентный обмен между городом и деревней? Это законо­мерность, необходимость или преднамеренная антикрестьянская политика? Почему для второй половины 20-х годов стал характерен процесс самораскулачивания?

В чем суть хлебозаготовительного кризиса 1928 г.? Почему были избраны чрезвычайные, по сути военно-коммунистические меры? В чем они выражались? Какую позицию по отношению к «чрезвычайщине» за­няла «правая оппозиция», какие это имело последствия? (См.: Бухарин Н.И. Заметки экономиста… // Хрестоматия, с.461-462).

При подготовке ответа требуется вспомнить о том, что традиционно в советской историографии XV съезд ВКП(б) представлялся как «съезд коллективизации». В действительности, хотя в его резолюциях и ставились задачи наступ­ления на кулачество, ограничения капитализма в деревне и ус­корения движения к социализму на основе создания колхозов, планы коллективизации носили крайне ограниченный харак­тер. Весной 1928 г. была поставлена задача: к 1933 году, то есть к концу I пятилетки, вовлечь в колхозы лишь 4% хозяйств. Через год, весной 1929 г. план коллективизации был доведен до 16-18% крестьянских хозяйств, вовлекаемых в колхозы на основе принципа добровольности. Таким образом, резолюции XV съезда ВКП(б) не предполагали сплошной коллективиза­ции и не порывали с новой экономической политикой, магист­ральным оставался путь кооперации, отождествлявшийся В.И. Лениным с социализмом.

Когда, где и почему появились в стране первые районы, округа сплошной коллективизации? В чем суть и значение работы И.В. Сталина «Год велико­го перелома»? В чем значение решений ноябрьского 1928 г. Пленума ЦК ВКП(б), выступления И.В. Сталина на конференции марксис­тов-аграрников в декабре 1929 г.? Когда начинается сплошная коллективизация, в соответ­ствии с какими партийными документами она осуществлялась, какими методами? В чем суть, цели и результаты кампании раскулачивания? Каковы результаты первых месяцев сплошной коллек­тивизации (до марта 1930 г.)? Какой была реакция деревни? (См.: Хрестоматия, с.463-464). Каково значение статьи И.В. Сталина «Головокружение от успехов»? Когда процесс коллективизации был завершен в основ­ном, полностью? В чем значение II съезда колхозников-ударников (февраль 1935г.)?

Удалось ли государству с помощью сплошной коллек­тивизации решить поставленные задачи? Как повлиял «великий перелом» на состояние производительных сил деревни и города? Что такое раскрестьянивание: было ли оно в 30-е годы? Удалось ли восстановить производительные силы дерев­ни, поголовье скота, сельскохозяйственное производство на­кануне Великой Отечественной войны? Наступила или нет ста­билизация в сельском хозяйстве? Какое значение имела коллективизация?

Вопрос 4. Рассматривая данный вопрос, следует дать понятие «политическая система». Особое внимание необходимо уделить принятию новой Конституции СССР 5 декабря 1936 г., проследить изменения в политической системе по сравнению с Конституцией СССР 1924 г., показать принципиальное отличие советской системы от парламентской.

Как повлияли особенности исторического развития нашей страны на формирование авторитарных тенденций в политической системе? Какую роль в этом сыграли новизна, сложность и масштабность задач построения нового общества, отсутствие опыта, недостаточная образованность управленцев, классовый подход в подборе руководящих кадров и др.

Почему острая идейная борьба по вопросам о путях и методах строительства социализма, развернувшаяся в ВКП(б) в 20-е годы, привела к ужесточению партийной дисциплины, ограничению демократии, усилению централистских и бюрократических тенденций в политической и общественной жизни, к укреплению личной власти И.В. Сталина? Покажите, что выбор форсированного варианта развития страны создал основу для вытеснения экономических методов управления административно-командными, для усиления авторитаризма в стране.

Дайте определение авторитаризма. Можно ли говорить о формировании авторитарной политической системы в СССР к началу 30-х годов? Имелись ли в самой партии силы, сопротивлявшиеся авторитарным тенденциям? (См.: Хрестоматия, с.466-468). Почему идея заговора «врагов народа» овладела массовым сознанием? Какую роль в развертывании репрессий сыграло убийство С.М. Кирова? Проанализируйте причины ужесточения уголовного законодательства и государственного контроля за широкими слоями населения. Расскажите о массовых репрессиях, определите, какие цели преследовал И.В. Сталин.

Можно ли говорить о перерастании авторитарного режима в тоталитарный? Дайте определение тоталитаризма, перечислите его основные признаки, раскройте их сущность.

При освещении вопроса о культурном развитии СССР в 30-е годы, необходимо показать, что органы власти считали культуру средством идеологического обеспечения существующего строя. (См., например: Хрестоматия, с. 465-466). Поэтому с начала 30-х годов определяющей тенденцией стала проводимая властями унификация и жесткая регламентация (ликвидация автономии Академии наук, создание вместо многочисленных свободных групп и объединений мастеров литературы и искусства подконтрольных партии творческих союзов, утверждение жестких канонов художественного творчества, ужесточение цензуры, искоренение инакомыслия). Покажите достижения в культурном строительстве (развитие образования, ликвидация неграмотности, выдающиеся открытия и изобретения в естественных и технических науках и др.).

 

 

Источники и литература:

 

  1. Документы свидетельствуют: Из истории деревни на­кануне и в ходе коллективизации. 1927-1932. М., 1989. С. 9-50, 51-60, 261-270. Документы (на выбор).
  2. Хрестоматия по истории России: Учеб. пособие / А.С. Орлов и др. М., 2006. С. 447-469.
  3. Аксютин Ю. «Сталинская Конституция» 1936 года // Свободная мысль. 2006.№9-10. С. 160-171.
  4. Араловец Н. А. Потери населения советского общества в 30-е гг. // Отечественная история. 1995. № 1.
  5. Гордон Л., Клопов Э. Что это было? Размышления о пред­посылках того, что случилось с нами в 30-е - 40-е годы. М., 1989. С. 22-44, 47-52, 69-73, 76-82, 89-92, 98-104, 110-112, 114-116.
  6. Девис Р., Хлевнюк О.Вторая пятилетка: механизм смены экономической политики //Отеч. история. 1994. № 3.
  7. Зеленин И. Е.Крестьянство и власть в СССР после “революции сверху” // Вопр. истории. 1996. № 7.
  8. Земсков В. Н. Заключенные в 30-е гг.: социально-демографические проблемы // Отечественная история. 1997. № 4.
  9. Ивницкий И.А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х гг.). М., 1996.
  10. Историки спорят: 13 бесед. М., 1989. С. 228-303.
  11. История России с древнейших времен до конца ХХ века: Учеб. пособие для вузов / М.М. Горинов, А.А. Горский и др. М., 2004. С. 382–461.
  12. История России с древнейших времен до наших дней: учеб. / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. М., 2007. С. 623-657.
  13. Кирьянова Е.А. Коллективизация Центра России (1929-1937 гг.) // Отечественная история. 2006. №5. С. 74-85.
  14. Лельчук B.C. Курс на индустриализацию и его осуще­ствление // Страницы истории Советского общества: факты, проблемы, люди. М., 1989. С. 173-227.
  15. Майер Р. О чудесах и чудовищах. Стахановское движе­ние и сталинизм // Отечественная история. 1993. №3. С. 56-65.
  16. Новейшая отечественная история. ХХ в.: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Э.М. Щагина. А.В. Лубкова: В 2 кн. М., 2004. – Кн.1. С. 358-409, кн.2. – С. 5-101.
  17. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник. М., 2002. С. 352-398.
  18. Пыжиков А. В. Ленинизм и сталинизм: идеологические разночтения // Вопросы философии. 2001. № 6.
  19. Урок дает история. М., 1989. С. 138-182, 183-231.
  20. Хлевнюк О. В. Политбюро. Механизмы политической власти в 30-е годы. М., 1996.
  21. Чемоданов И.В. Была ли в СССР альтернатива насильственной коллективизации // Вопросы истории. 2006. №2. С. 156-162.
  22. Быстрова И.В. Государство и экономика в 1920-е годы: борьба идей и реальность // Отечественная история. 1993. №3.
  23. Васильева О.Ю. Русская православная церковь и советская власть в 1917-1927 гг. // Вопросы истории. 1993. №8.
  24. Гимпельсон Е.Г. Путь к однопартийной диктатуре // Отечественная история. 1994. №4-5.
  25. Горинов М.М., Цакунов С.В. 20-е годы: становление и развитие НЭП // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. М., 1991. С. 118-164.
  26. Гусев А.В. Левокоммунистическая оппозиция в СССР в конце 20-х гг. // Отечественная история. 1996. №1.
  27. Измозик В.С. Политический контроль в Советской России // Вопросы истории. 1997. №7.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал