Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие власти.
ПОЛИТИКА
1. Проблема власти всегда являлась центральной темой многочисленных исследований, находилась в центре внимания политических лидеров, ученых, деятелей культуры.
|
|
| Власть — это:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| волевое воздействие на поведение людей со стороны субъекта власти
|
| способность одной стороны (индивида или группы) влиять на поведение другой стороны вне зависимости от того, готова ли эта последняя к сотрудничеству или нет
|
| механизм организации и регулирования совместной деятельности
|
|
|
|
| | | | | | | | | Власть появляется одновременно с человеческим обществом, которое не может обойтись без нее, так как безвластие означает хаос, распад, бесцельность существования.
Любая власть предполагает неравенство в отношениях между властвующими (субъектами власти) и подвластными (объектами власти). С этим связана возможность злоупотребления властью и использования ее во вред подвластным.
2. Можно выделить следующие компоненты власти:
|
| Источники власти
|
|
|
|
| авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и др.
|
|
|
|
|
|
|
| Субъект власти
|
|
|
| Объект власти
| человек, общность людей, организация, народ, мировое сообщество, объеденинное в ООН
|
| Власть
|
| индивид, социальная группа, класс и т. п.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Функции власти
|
| Основания власти
|
| Ресурсы власти
| господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация
|
| база, источники, на которые опирается власть: экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные основания
|
| все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других: принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, страх, традиции, мифы и т. д.
|
|
|
|
| 3. Одной из важнейших в жизнедеятельности человеческого общества является политическая власть.
Политическая власть — это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели.
Политическая власть имеет ряд признаков, отличающих ее от других видов власти:
|
|
| распространяется на все общество, на всех проживающих на территории данного государства
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Признаки политической власти
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| только ей принадлежит право использовать силу в пределах страны
|
| характерно существование единого общегосударственного центра принятия политических решений
|
| имеет возможность использовать самые разнообразные средства (принудительные, экономические, социальные, культурно-информационные)
|
| действует на основе права от имени всего общества
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | Политическая власть имеет множество разновидностей:
- законодательная, исполнительная, судебная.
- центральная, региональная, местная
- монархическая, республиканская
4. Существует классификация видов политической власти в зависимости от типов социального господства [1], которые с ней связаны.
|
|
| Типы политической власти
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Традиционный — опирается на традиции, ритуалы; это власть обыденности, привычности и неизменности
|
| Легальный — основывается на правовых нормах и рациональных понятиях
|
| Харизматический (гр. charisme — милость, божий дар)— опирается на особую притягательную силу лидера
| | | | | | | | | | Эти три идеальных типа господства практически нигде не представлены в абсолютном виде. Можно привести примеры каждого из них, однако любая политическая система включает элементы всех трех типов.
5. Исследователи выделяют следующие функции политической власти:
|
| Основные функции политической власти
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| формирование политической системы общества, организация его политической жизни, политических отношений, которые включают отношения между государством и обществом, общественными институтами, классами
|
| управление делами общества и государства на разных уровнях; руководство органами власти и политическими и неполитическими процессами; контроль политических и иных отношений
|
| создание определенного, характерного для того иного общества типа правления, политической системы, соответствующих ей политических отношений и других политических характеристик общества
| Политическая власть в современном мире должна быть:
· Ограничена, т. е. разделена на законодательную, исполнительную и судебную;
· Регламентирована, т. е. определена рамками закона и находится под общественным контролем;
· Институциональна, т. е. имеет организационное выражение;
· Легитимна (лат. legitimus — законный), т. е. имеет общественно-моральное оправдание и признание.
6. Важнейшей составляющей политической власти является государственная власть.
Государственная власть — один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти — население страны: граждане (в республиках) или подданные (в монархиях).
Государственная власть имеет свои отличительные признаки:
|
|
| Признаки государственной власти
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| носит публичный характер т. е. выступает от имени общества
|
| суверенный характер, т. е. верховенство по отношению ко всем другим физическим лицам, учреждениям, организациям внутри страны (внутренний суверенитет) и независимость в решении всех вопросов своей политики в отношениях с другими государствами (внешний суверенитет)
|
| ограничена территорией, которое есть базовое условие существования государства
|
|
|
|
| | | | | | | | | Понятие «политическая власть» шире понятия «государственная власть». Политическая власть осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Однако государственная власть является стержнем политической власти.
Большое значение для политической власти имеет проблема ее устойчивости.
Основные принципы устойчивости политической власти
| Признаки
| Легитимность власти (процедура общественного признания власти, политических решений, лидеров, партий, организаций и движений)
| · положительная оценка власти, признание права на управления, согласие на подчинение;
· признание власти гражданским обществом;
· признание власти мировым сообществом
| Результативность власти (степень выполнения властью тех функций и ожиданий, которые возлагает на нее население)
| · успешная экономическая политика;
· устойчивый рост благосостояния основной части населения;
· укрепление общественного порядка;
· авторитет на международной арене
|
8. Одной из самых распространенных классификаций государственной власти является ее деление на законодательную, исполнительную и судебную. Эта типология основывается на теории разделения властей.
|
|
|
| Цель разделения властей
|
|
|
|
|
|
|
|
| предотвратить возвышение оной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе; предусмотреть систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Теория разделения властей (Дж. Локк, Ш. Монтескье, А. Гамильтон, Д. Мэдисон)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Основные пложения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| законодательная, исполнительная, судебная власти предоставляются различным людям и органам согласно конституции
|
| все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой
|
| никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти
|
| судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Разделение властей и их основные функции
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Законодательная (парламент)
|
| Исполнительная (правительство)
|
| Судебная (судьи всех уровней)
|
|
| представляет интересы граждан, издает законы
|
| управляет государственными делами
|
| следит за соблюдением законов органами власти
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| взаимодействие
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | Таким образом, разделение властей представляет определенные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма. Однако этот принцип нельзя абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.
|