Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие власти.






ПОЛИТИКА

1. Проблема власти всегда являлась центральной темой многочисленных исследований, находилась в центре внимания политических лидеров, ученых, деятелей культуры.

      Власть — это:      
           
               
волевое воздействие на поведение людей со стороны субъекта власти   способность одной стороны (индивида или группы) влиять на поведение другой стороны вне зависимости от того, готова ли эта последняя к сотру­дничеству или нет   механизм организации и регулирования совместной деятельности
       
               

Власть появляется одновременно с человеческим обществом, которое не может обойтись без нее, так как безвластие означает хаос, распад, бесцельность существования.

Любая власть предполагает неравенство в отношениях между властвующими (субъектами власти) и подвластными (объектами власти). С этим связана возможность злоупотребления властью и использования ее во вред подвластным.

2. Можно выделить следующие компоненты власти:

    Источники власти    
    авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и др.    
       
Субъект власти       Объект власти
человек, общность людей, организация, народ, мировое сообщество, объеденинное в ООН   Власть индивид, социальная группа, класс и т. п.
   
         
         
Функции власти   Основания власти   Ресурсы власти
господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация   база, источники, на которые опирается власть: экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные основания   все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других: принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, страх, традиции, мифы и т. д.
       

3. Одной из важнейших в жизнедеятельности человеческого общества является политическая власть.

Политическая властьэто право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели.

Политическая власть имеет ряд признаков, отличающих ее от других видов власти:

      распространяется на все общество, на всех проживающих на территории данного государства      
           
      Признаки политической власти      
           
             
только ей принадлежит право использовать силу в пределах страны   характерно существование единого общегосударственного центра принятия политических решений   имеет возможность использовать самые разнообразные средства (при­нудительные, экономические, социальные, куль­турно-информационные)   действует на основе права от имени всего общества
           
                     

Политическая власть имеет множество разновидностей:

  • законодательная, исполнительная, судебная.
  • центральная, региональная, местная
  • монархическая, республиканская

4. Существует классификация видов политической власти в зависимости от типов социального господства [1], которые с ней связаны.

      Типы политической власти      
           
               
Традиционный — опирается на традиции, ритуалы; это власть обыденности, привычности и неизменности   Легальный — основы­вается на правовых нормах и рациональных понятиях   Харизматический (гр. charisme — милость, божий дар)— опирается на особую притягательную силу лидера
                 

Эти три идеальных типа господства практически нигде не представлены в абсолютном виде. Можно привести примеры каждого из них, однако любая политическая система включает элементы всех трех типов.

5. Исследователи выделяют следующие функции политической власти:

    Основные функции политической власти    
       
               
формирование политической системы общества, организация его политической жизни, политических отношений, которые включают отношения между государством и обществом, общественными институтами, классами   управление делами общества и государства на разных уровнях; руководство органами власти и политическими и неполитическими процессами; контроль политических и иных отношений   создание определенного, характерного для того иного общества типа правления, политической системы, соответствующих ей политических отношений и других политических характеристик общества

Политическая власть в современном мире должна быть:

· Ограничена, т. е. разделена на законодательную, исполнительную и судебную;

· Регламентирована, т. е. определена рамками закона и находится под общественным контролем;

· Институциональна, т. е. имеет организационное выражение;

· Легитимна (лат. legitimus — законный), т. е. имеет общественно-моральное оправдание и признание.

6. Важнейшей составляющей политической власти является государственная власть.

Государственная властьодин из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти — население страны: граждане (в республиках) или подданные (в монархиях).

Государственная власть имеет свои отличительные признаки:

      Признаки государственной власти      
           
         
носит публичный характер т. е. выступает от имени общества   суверенный характер, т. е. верховенство по отношению ко всем другим физическим лицам, учреждениям, организациям внутри страны (внутренний суверенитет) и независимость в решении всех вопросов своей политики в отношениях с другими государствами (внешний суверенитет)   ограничена территорией, которое есть базовое условие существования государства
       
               

Понятие «политическая власть» шире понятия «государственная власть». Политическая власть осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Однако государственная власть является стержнем политической власти.

Большое значение для политической власти имеет проблема ее устойчивости.

Основные принципы устойчивости политической власти Признаки
Легитимность власти (процедура общественного признания власти, политических решений, лидеров, партий, организаций и движений) · положительная оценка власти, признание права на управления, согласие на подчинение; · признание власти гражданским обществом; · признание власти мировым сообществом
Результативность власти (степень выполнения властью тех функций и ожиданий, которые возлагает на нее население) · успешная экономическая политика; · устойчивый рост благосостояния основной части населения; · укрепление общественного порядка; · авторитет на международной арене

 

8. Одной из самых распространенных классификаций государственной власти является ее деление на законодательную, исполнительную и судебную. Эта типология основывается на теории разделения властей.

        Цель разделения властей        
        предотвратить возвышение оной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе; предусмотреть систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении        
                       
        Теория разделения властей (Дж. Локк, Ш. Монтескье, А. Гамильтон, Д. Мэдисон)        
                       
          Основные пложения          
                   
                         
  законодательная, исполнительная, судебная власти предоставляются различным людям и органам согласно конституции   все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой   никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти   судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности  
                       
                         
        Разделение властей и их основные функции          
             
                         
                         
  Законодательная (парламент)   Исполнительная (правительство)   Судебная (судьи всех уровней)  
  представляет интересы граждан, издает законы   управляет государственными делами   следит за соблюдением законов органами власти  
                         
          взаимодействие          
                               

Таким образом, разделение властей представляет определенные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма. Однако этот принцип нельзя абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал