Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Функции СМИ.
Функции
| Основное содержание
| Информационная
| Удовлетворяют потребность населениявинформировании о событиях через газеты, радио, телевидение.
| Формирование общественного мнения
| СМИ не могут ограничиваться бесстрастным изложением фактов. Рассказ о событиях сопровождается оценками и комментариями, которые сильно влияют на восприятие происходящего населением.
| Образование и социализация граждан
| СМИ предоставляют населению такие сведения, которые позволяют им ориентироваться в сфере политики, понимать суть происходящих процессов, оценивать те или иные события. СМИ также предлагают и навязывают гражданам определенные политические ценности, идеалы, идеологию, предопределяющие их оценку действий власти, программ политических партий
| Осуществление общественного контроля за действиями власти.
| Возможно при существовании СМИ неподконтрольных государству. СМИ осуществляют контроль за властью, информируя население о её действиях. Власть, понимая, как она зависит от общественного мнения, стремится действовать таким образом, чтобы обеспечить себе положительную оценку в СМИ.
| Выражение общественных интересов.
| Выявляют актуальные проблемы, ясно формулируют интересы различных слоев населения, их потребности и оценки. Закрывая независимые СМИ, власть лишает себя возможности получать информацию о реальных проблемах населения;
| Объединение граждан .
| Позволяют гражданину понять, что его интересы и потребности разделяются и другими людьми и что существует возможность объединиться с целью их достижения. СМИ способны мобилизовать граждан на единые действия.
| Роль средств массовой информации тем более возрастает, поскольку в их руках оказываются довольно существенные рычаги манипулирования общественным мнением.
Во-первых, именно СМИ определяют, какую информацию следует предоставлять населению, какие темы обсуждать и какое направление придать развертывающейся дискуссии. Замалчивание неприятных для власти тем является одним из мощнейших средств обмана населения, потому что у граждан, как правило, нет способов узнать о событиях, происходящих в удаленных территориях либо в недоступных для них коридорах власти.
Во-вторых, многие темы, неприятные для власти, могут если и не замалчиваться, то подаваться фрагментарно, в искаженном виде, так что у населения не может сложиться адекватного представления о ситуации.
Эффективным средством манипулирования общественным мнением оказывается наклеивание ярлыков — «террорист», «преступник», «демагог», «бездельник» и т. п. Особенно это оказывается действенным для людей с неразвитым критическим мышлением.
Для более эффективного манипулирования практикуется создание социальных мифов, т.е. не соответствующих действительности, иллюзорных идей о ценностях, ситуации в стране, мире, которые воспринимаются людьми на веру, без критического осмысления.
4. Теории развития СМИ.
Название теории
| Сущность
| Основные средства осуществления
| Авторитарная теория СМИ
| Государство должно иметь полный контроль над средствами массовой информации.
| Цензура – прямой запрет на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей неугодных власти.
Экономическое и политическое давление со стороны власти.
| Либеральная теория СМИ
| Независимость не от собственника, а прежде всего от государства.
| Существование множества СМИ, принадлежащих частным собственникам, которые в совокупности представляют весь спектр политических позиций, в том числе и государственную.
| Социальная теория СМИ.
| СМИ свободны от контроля государства, однако необходимы ограничения, которые должны предотвратить возможные злоупотребления
| установление таких ограничений должно находиться под контролем общества, а не государства, что выражается в общественном контроле за наиболее важными СМИ, прежде всего телевидением
| 5. Деятельность СМИ в Российской Федерации регулируется рядом нормативных актов, главнымиз которых является Федеральный закон «О средствах массовой информации».
- Закон устанавливает норму о свободе СМИ, под которой понимаются: отсутствие ограничений на поиск, получение, производство и распространение массовой информации; учреждение СМИ; владение, пользование и распоряжение ими; изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ. Цензура в Российской Федерации запрещается.
- Закон запрещает злоупотребление свободой СМИ, т. е. использование средств массовой информации в целях: совершения уголовно наказуемых деяний; для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну; для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
- Закон регулирует порядок создания СМИ. В частности, установлена необходимость регистрации средства массовой информации в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания СМИ не допускается.
|