Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности и виды спроса на инновационную продукцию
Анализ спроса на научно-техническую продукцию – одно из важнейших направлений в деятельности организаций, занимающихся НИОКР. В современных высоко динамичных условиях анализ спроса на инновационные разработки имеет первостепенное значение, поскольку определение качества потребностей в реализуемом новшестве и максимально возможных объемов его сбыта позволяет прогнозировать возможные результаты деятельности предприятия в стратегическом масштабе. Классификация различных типов спроса в некоторой степени схожа с классификациями, применяемыми при маркетинге традиционных товаров, однако отличается от последних по ряду моментов и может проводиться по следующим основным признакам. По этапам образования (в зависимости о стадий жизненного цикла продукта) спрос на инновационные разработки делится на следующие группы: 1. Потенциальный – возникающий на стадии разработки и подготовки новой продукции к выходу на рынок. 2. Формирующийся – складыв. на этапе выхода новой продук. на рынок. 3. Развивающийся – формируется на этапе утверждения новой продукции на рынке. Сформировавшийся спрос здесь, как правило, не выделяется, поскольку он принципиальным образом соотв. стадии зрелости реализуемых продуктов и его отношение собственно к инновациям представляется весьма спорным. В зависимости от состояния рынка спрос бывает: 1. Отрицательный – отражает ситуацию, когда потребители стараются избежать покупки новой продукции. Данная ситуация может обуславливаться совокупностью негативных факторов (неадекватная цена, отсутствие конкурентных преимуществ, негативное общественное мнение). 2. Отсутствие спроса – наблюдается в случаях, когда потребители, на которых ориентировано производство нового вида продукции и реализация ее, не заинтересованы или не знают о ней. 3. Скрытый спрос – отражает невозможность удовлетворения потребителей за счет имеющихся на рынке товаров и услуг. Для осуществления инновационной деятельности это – наиболее оптимальная рыночная ситуация. Она наблюдается в следующих случаях: · предприятия-производители не имеют конкретной информации о возникшем спросе на какой-либо конкретный вид новой продукции, но обладают информацией о явной недостаточности существующих ныне видов продукции для удовлетворения какой-либо конкретной потребности тех или иных рыночных сегментов; · предприятия-производители знает о возникшем спросе, но не удовлетворяют его из соображений либо технологических, либо экономических. 4. Нерегулярный спрос – характеризуется возникновением колебаний спроса в течении определенных промежутков времени. 5. Полноценный спрос – означает адекватность параметров новой продукции желаниям потребителя, соответствие спроса и предложения и переход нововведения в стадию зрелости. 6. Чрезмерный спрос – возникает когда величина спроса превышает величину предложения. Данный вид спроса является выгодным для осуществления инновационных проектов, поскольку позволяет быстро вывести их результаты на рынок. В реальной же хозяйственной практике подобная ситуация, однако, достаточно редка. Поскольку любое предприятие представляет собой сложную социально-экономическую систему, то в рамки общего комплекса его целевых ориентаций очевидным образом интегрированы цели социальной системы более высокого уровня иерархии – т.е. цели общества. В этой связи, спрос на инновационные разработки также может быть проклассифицирован по критерию соответствия характера удовлетворяемой с помощью новой продукции потребности целям общества: 1. Социально-эффективный спрос – спрос на товары, призванные удовлетворять потребности, признаваемые обществом значимыми. 2. Нерациональный спрос – спрос, удовлетворения которого следует избегать по причине его антисоциального характера (например, спрос на товары, вредные для здоровья). Спрос на научно-техническую продукцию обладает существенной спецификой в связи с тем, что в экономике смешанного типа предложение научной продукции до определенных пределов должно превышать спрос. Теоретическое обоснование этого факта заключается в необходимости обеспечения эффективности за счет конкурентного отбора проектов и, как следствие этого, предложение научной продукции обычно не менее, чем в 2 раза превышает спрос. На Западе «смертность» разработок составляет до 80-90% и, следовательно, на единицу спроса приходится около 4 единиц инноваций начальных стадий жизненного цикла. Очень важным является исследование спроса по потребителям продукции. В зависимости от отраслевой принадлежности, в качестве потребителей научно-технической продукции можно выделить предприятия: машиностроения и металлообработки; черной металлургии; химической промышленности; нефтехимической промышленности; лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышл.; легкой промышленности; топливной промышленности; электроэнергетики; строительного комплекса; транспорта и связи. Исследование спроса по потребителям позволяет учесть их желания при создании новой продукции и определить перспективность работы на данный сегмент. Так, по данным российских статистических исследований, наибольшим спросом на научную продукцию обладают химическая промышленность, машиностроение, лесопромышленный и топливно-энергетический комплексы. Это связано с тем, что значительная часть их продукции экспортируется на внешние рынки и, таким образом, этот первичный спрос порождает спрос на научные инновац. разработки (следств. диффузии инноваций).
|