![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Управление сопротивлением нововведениям
Практика многих предприятий различных стран показывает, что в разрез со стремлением руководящих работников создать наиболее благоприятную обстановку для формирования и реализации инновационной стратегии во многих случаях может возникнуть ситуация, когда их усилия по выполнению инновационных планов вызывают сопротивления изменениям со стороны работников предприятия. Люди сопротивляются переменам по 3 основным причинам: из-за опасения неопределенности; ощущения боязни возможных потерь; убеждения, что перемены ничего хорошего не дадут. Сопротивление со стороны персонала может проявляться в следующих формах: · приспособленчество; · индифферентность; · противостояние (активное или пассивное); · бегство (в виде отречения или обособления). Основными инструментами управления сопротивлением инновациям, по мнению многих исследователей, могут служить следующие: 1. Тщательная подготовка перемен. Основными действиями здесь должны являться: · четкое определение целей перемен; · сбор и анализ всей доступной информации о планируемых переменах; · создание плана обучения всех вовлекаемых в перемены работников; · создание условий для одобрения перемен; · определение основных трудностей на перспективу; · оценка времени реакции при необходимости вмешательства; · создание атмосферы убежденности в успехе. 2. Стимулирование активности работников (т.е. привлечение их к осуществлению перемен). Оно предполагает формирование у персонала следующих качеств: · чувства ответственности; · поведения, ориентированного на изменения; · способности к обучению и развитию за счет открытости в отношении нового персонала, означающей готовность принимать на работу таких кандидатов, которые не укладываются в категорию так называемых опытных работников, но зато поддающихся обучению и развитию; · этичного поведения, исключающего какие-либо интриги. 3. Формирование положительного отношения к обучению и нововведениям. Это может быть достигнуто с помощью следующих средств: · обнаружение и констатация наличия проблем; · стимулирование и поощрение свободы высказываний; · открытый характер нововведений; · поддержка нешаблонных решений; · поддержка экспериментаторства. 4. Общественная поддержка перемен, т.е. формирование общественного настроения, поддерживающего перемены на предприятии. Основой здесь являются следующие действия: · грамотное управление конфликтами; · освоение практических методов ведения переговоров; · удовлетворение интересов работающих в процессе осуществления перемен. 5. Психологическая мобилизованность. Она представляет собой положительную форму стресса, т.е. состояние возбуждения организма при стремлении к достижению определенной цели. Ее основой является постоянный тренинг и закрепление новых навыков и умений со стороны работников, а также верный способ доведения задания до исполнителей со стороны руководства. 6. Межличностные коммуникации. Опыт показывает, что одной из основных причин сопротивления нововведениям является недостаточная информированность персонала. В связи с этим, важное значение приобретает стимулирование коммуникаций между членами коллектива, прежде всего, неформальных, что требует от менеджмента предприятий создания подходящих для этих целей условий: организация неформальных встреч инновационных групп с руководством; обеспечение возможности неформальных элементов совещаний; стимулирование неформальных контактов персонала в горизонтальных уровнях организационной структуры фирмы. Вопросы для самоконтроля: 1. Что собой представляет организационная интеграция персонала? 2. Что относится к символам власти руководителя? 3. Что такое «мотивация»? 4. Что такое «внешнее вознаграждение»? 5. Что такое «внешнее обучение»? 6. Что такое «внутреннее вознаграждение»? 7. Что такое «внутреннее обучение»? 8. Что относится к методам групповой генерации идей? 9. Что собой представляет «модульное обучение»? 10. В чем проявляется эффект морального вознаграждения? 11. В чем заключается управление сопротивлением нововведениям? 12. Для чего создается проблемная группа? 13. Какова основная идея теории ожидания? 14. Какова основная идея теории справедливости? 15. Что такое «формальные предписания»?
|