![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Разбор.Стр 1 из 23Следующая ⇒
С. Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини. Яркая блестящая композиция для фортепиано с оркестром (1934 г.) сразу стала популярным произведением. Известности Рапсодии способствовала постановка балета на эту музыку в 1939 г. Первые исполнения прошли в США. Рапсодия написана в форме романтических вариаций на тему знаменитого каприса ля-минор из «24-х каприсов для скрипки соло» Паганини. Мелодия каприса своеобразна, но легко запоминается. Разнообразные вариации сменяют друг друга в непрерывном драматургическом развитии: экспозиция (№ 1-10) переходит в свободно построенную середину (№ 11-18) и репризу (№ 19-24). Вступление построено на начальной попевке, своеобразном лейтмотиве Рапсодии, который пронизывает всю её музыкальную ткань. Далее следует не тема, как принято, а первая вариация. В последующих вариациях мелодия и гармония усложняются, динамизируется фактура, композитор вводит в верхние голоса начальные интонации хорала Dies irae (№ 7-10). Развитие демонического начала приводит к гротескному маршу (№ 10). Средний раздел, по словам Рахманинова, рисует «любовные эпизоды». № 11 – фортепианная каденция; № 12 – изящный менуэт; № 13 – первое объяснение в любви; № 15 – лёгкое скерцо; № 16 – меланхолическая мелодия в духе русских напевов; № 18 – ноктюрн – лирическая кульминация всего цикла. В начале репризы показано блестящее искусство Паганини, его виртуозная манера импровизации. Одна из наиболее развёрнутых пьес выдержана в характере быстрого марша с яркой кульминацией - № 22. прихотливая каденция подводит к вариации № 23, где появляется умирающий Паганини. Снова возникают виртуозные пассажи (№ 24). В коде композитор подчёркивает кульминационное значение Dies irae.
4 курс инструменталисты С. Рахманинов. Симфония № 3. Вступление. Третья симфония, созданная в годы жизни за рубежом, поражает глубоко русским характером. Здесь Рахманинов возрождает интонационное богатство древнерусского искусства. При всей своей традиционности Третья симфония является в то же время новаторским произведением, отразившим эволюцию музыкального языка в 20 веке, его достижения в области мелодии, гармонии, инструментовки, преломлённые через композиторское мышление. Первое исполнение прошло в Филадельфии в 1936 году под управлением Л. Стоковского.
Разбор. В симфонии три части вместо четырёх. Правда, отсутствие одной части компенсируется включением в Адажио в качестве центрального эпизода скерцо. Симфония начинается задумчивым духовным распевом, который пронизывает всю музыкальную ткань произведения. Главная партия светлая, нежная, задумчивая, «терции кукушки». Побочная партия – певучая мелодия виолончелей в духе величальных песен – переходит в быстрый марш (заключительная партия). Медленная часть обрамлена архаичной попевкой, которая звучит у солирующей валторны на фоне арпеджио арф. Первая тема – хрупкая, трепетная мелодия скрипки соло в сопровождении дерева. Вторая тема у виолончелей, символизирующая обречённость. Центральный эпизод – фантастические, причудливые арабески. В завершении звучит лейтмотив. В финале симфонии преобладают колокольные перезвоны. Третья часть очень богата по образному содержанию: светлая радость, настороженность, ликование. Торжественная главная партия рисует народное гулянье – мелькают жанровые сценки. Побочная партия – певучая и в то же время удалая мелодия. Центральный эпизод построен в форме фуги на тему главной партии. Продолжительное опевание секвенции Dies irae у меди. В коде главная партия сочетается с лейтмотивом, интонации которого постепенно растворяются в колокольном перезвоне.
4 курс инструменталисты
|