Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
А.Н. Скрябин Эволюция стиля.
Периоды творчества
| Философско-эстетическая проблематика
| Формирование музыкально-философского языка
| ранний период (80− 90гг)
| − господство романтических традиций;
− внимание к психоэмоциональной стороне личности;
| − тяготение к жанрам романтической музыки;
− создание галереи утонченных лирических образов;
| средний (до 1903)
| − идея раскрепощения творческой личности, достижение абсолютной свободы − экстаза, элементы богоборчества;
− осознание творчества как процесса, венчающегося «Божественной игрой» − экстазом;
| − дифференциация образов − формирование тем с символическими характеристиками;
− создание логических схем (мысль/мечта − полет/экстаз в Четвертой сонате, в поэмах ор.32) и построение на их основе сонатно-симфонического цикла;
− обеспечение единства тематического развития лейтмотивным принципом;
− появление программности;
| Зрелый
(1904− 1910)
| − формирование новой, богоискательской философии, стремление к достижению экстаза Вселенского;
− господство идеи единства;
− философское обоснование творческого акта как «эволюции состояний сознания», признание цикличности творческого процесса;
| − расширение и усложнение логических схем (мысль− томление − устремление − полет − экстаз − преображение);
− подчинение структуры музыкального произведения философской концепции;
− переосмысление программности, появление ее в нотном тексте в виде нюансов «состояний сознания»;
− предельное напряжение образов, концентрация их в темы-символы;
| поздний период (1910− 1915)
| − окончательная кристаллизация философской схемы и перенесение ее в мистический аспект («одновременно сказание о Вселенной и воплощение личных переживаний»);
− усиление ритуального начала музыки.
| − попытки новой организации звукового пространства;
− оперирование символами.
|
4 курс инструменталисты
Музыкально-выразительная система Скрябина.
1) особенности тематизма: постепенный переход от мелодий широкого склада к мини- и политематизму;
2) гармонический язык – постепенный отказ от ладовости, тоникальности и приход к системе ладов, где главным трезвучием являются аккорды иногда нетерцового строения; лейтгармония Скрябина – Д9 с секстой и пониженной квинтой и Д9 с расщеплённой квинтой;
3) фактура – от прозрачной до сочной, насыщенной;
4) полифония - традиции подголосочности, в основном линеарная полифония. Полифония воспринимается как черта стиля и особенность мышления композитора.
|