Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вступление. Созданию балета предшествовала одноименная концертная пьеса для солирующего фортепиано с оркестром
Созданию балета предшествовала одноименная концертная пьеса для солирующего фортепиано с оркестром. Автор либретто – А. Бенуа, заглавную партию исполнил Вацлав Нижинский. Премьера прошла в Париже с большим успехом. В России была в основном известна только оркестровая сюита.
Характеристика. «Петрушка» - это декоративность, сочность красок, национальный колорит. Содержание 4-х картин: 1 и 4 – улица, толпа, картина народного гулянья; 2 и 3 – камерные, показывающие историю любви и ревности Петрушки. Идеи балета: 1) через гротеск выражается драма личности, вынужденной жить в мире пошлости и обмана. Петрушка – это личность, страдающая от неразделённой любви, жестокости и непонимания; 2) утверждение национального характера, так как Петрушка – это обязательный участник всех представлений русского народного театра; 3) Фокусник – это злая сила, управляющая людьми как марионетками. В партитуре балета много народных цитат – это уличный городской фольклор («Во пиру была», «Ах вы, сени», «А снег идёт») и крестьянский («Далалынь», «Ай, во поле липенька»).
Музыкальная драматургия балета. Расположение картин образует нечто вроде 4-хчастного симфонического цикла, где 1 картина – 2 сферы: народная и кукольная; 2 к. – медленная, лирический образ Петрушки; 3 к. - гротескное скерцо; 4 к. – монументальный финал с развитой кодой. Тематизм «Петрушки» состоит из 3-х элементов: 1. Лейттемы – тема толпы, 2 л/м Петрушки, тема Фокусника. 2. Многочисленные цитаты в 1 и 4 картинах. 3. Общие формы движения, в которых отсутствует выразительное тематическое начало. Развитие тематического материала осуществляется за счёт ладогармонических, метроритмических, оркестровых средств. Стравинский использует специальные гармонические приёмы – нарочитая хроматизация, политональность и полигармония.
4. Оркестровый стиль. Стравинский – один из новаторов оркестровки 20 века. Четверной состав+более 10 различных добавочных инструментов – рояль, 2 арфы, челеста, ксилофон. В основе музыкальных характеристик лежит принцип лейттембровости: Петрушка – кларнет, труба и фортепиано; Арап – бас-кларнет, фагот; Фокусник – фагот, контрафагот; Балерина – корнет и малый барабан.
И.Ф. Стравинский «Весна священная» Балет на музыку Игоря Стравинского в одном акте. Картины языческой Руси в двух частях. Сценарий И. Стравинского и Н. Рериха. Действующие лица
Действие происходит в доисторической Руси.
|