![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вступление. Есенин вместе с Пушкиным являются главными поэтами в творчестве Свиридова⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 23
Есенин вместе с Пушкиным являются главными поэтами в творчестве Свиридова. Оратория для тенора, хора и симфонического оркестра. В «Поэме» чувствуются черты русской классической кантаты (Танеев, Рахманинов). Эпиграф к «Поэме»: «…Более всего любовь к родному краю Меня томила, мучила и жгла».
Общая драматургия. Композитор использовал различные стихотворения Есенина, объединённые любовью к России, её народу и природе. Первая часть можно озаглавить как «Русь уходящая». Она состоит из 6 номеров, воспроизводящих жизнь русских крестьян до революции. Вторая часть – «Русь советская». Каждые два номера образовывают малый цикл в контрасте, исполняются attacca. в разнообразном музыкально-поэтическом содержании цикла доминирующая лирическая тема сплетается с социально-исторической. Контрастность этих сфер подчёркнута ладовой окраской: минор в лирике и мажор в социально-исторической теме. Наибольшая роль принадлежит хору. Оркестр имеет большое значение в создании пейзажных («Поёт зима») и пейзажно-обрядовых образов («Ночь под Ивана Купала»). Начиная с «Поэмы», Свиридов использует в своей музыке интонационно-ладовые элементы древнего православного знаменного распева.
Краткий разбор номеров. 1. «Край ты мой заброшенный» - картина русской природы. Отражает извечные бедствия и горести крестьянства. Колокольные звучности, диатоника. 2. «Поёт зима, аукает…» - образ злой вьюги ассоциируется с богатырским образом русского народа. 3. «В том краю, где жёлтая крапива» - песня-монолог для солиста. Образно перекликается с первым номером. Задушевная мелодия. 4. «Молотьба» - сцена уборки урожая представлена как тяжёлый, но радостный труд. Изобразительная функция оркестра. 5. «Ночь под Ивана Купала» - картина сказочной, загадочной ночи. Характер языческого праздника передан с помощью неустойчивых, зыбких гармоний с внезапными восклицаниями. 6. «Ночь под Ивана Купала» - нежные краски и прозрачная фактура. 7. «1919» - события, связанные с личной драмой композитора. Одна из самых трагических и мрачных эпизодов оратории. Мощное, сильное, драматичное звучание хора. Во втором разделе номера – тоскливый женский хор. 8. «Крестьянские ребята» - образ деревенской бедноты представлен в музыке с помощью частушечных интонаций. 9. «Я – последний поэт деревни» - скорбный монолог, лирическая исповедь поэта. Чувствуется трагизм в связи с уходом прошлой жизни. 10. «Небо – как колокол» - это утверждение веры в людей, в жизнь, в светлое будущее России.
|