Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Очерки жизни и творчества писателей 2 страница
Литература Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 т. — М.. 1982—1986. Курбатов В. Михаил Пришвин. — М., 1986. Пришвина В.Д. Путь к слову. — М., 1984. Пришвина В.Д. Круг жизни. — М., 1981. Турбин В. Я. Незадолго до Водолея. — М., 1994.
М. А. АЛДАНОВ (1886-1957) Творческая судьба М.Алданова не совсем обычна. В отличие от большинства художников первой волны эмиграции, он не создал ни одного беллетристического произведения до отъезда из России. Лишь в 1921 г., когда писателю исполнилось уже 35 лет, он опубликован во Франции свою первую повесть «Святая Елена, маленький остров». И только через шесть лет, по завершении тетралогии «Мыслитель», М.Алданов смог сделать свой выбор в пользу литературы. «Теперь я свободный художник», — сообщает он И. Бунину 16 июня 1927 г. Каковы же причины столь позднего вхождения М.Алданова в профессиональный мир художественного творчества? Ответ на этот вопрос в личности писателя и особенностях его встречи с эпохой. Марк Александрович Алданов (Ландау) родился 7 ноября 1886 г. в Киеве. Он получил широкое европейское образование, окончив классическую гимназию, а позже Киевский университет по двум факультетам одновременно: юридическому и физико-математическому (со специализацией по химии). В 1910 г., в год окончания университета, Алданов опубликовал диссертацию по химии «Законы распределения вещества между двумя растворителями», которая положила начало его исследованиям в этой области, не прекращавшимся на протяжении всей жизни. Последняя научная работа — «К возможностям новых концепций к химии» — была опубликована на французском языке в 1950 г. Однако уже в самом начале научной карьеры проявился глубокий интерес ученого к проблемам литературы, истории, философии, социально-политической жизни, В 1915 г. он публикует критический этюд «Толстой и Роллан», а в 1918-м — сборник публицистических заметок о революции «Армагеддон». В монографии «Толстой и Роллан» М.Алданов выражает свое преклонение перед Толстым-художником и вступает в спор с Толстым-мыслителем, обозначив тем самым свои эстетические и нравственно-философские ориентиры. Аналитичность авторской мысли в сочетании с изяществом, ироничностью стиля, продемонстрированные М.Алдановым в книгах «Толстой и Роллан» и «Армагеддон», получили многогранное художественное воплощение в его прозе эмигрантского периода. Эмигрировал М.Алданов в марте 1919 г. в Париж. 1922— 1924 гг. он провел в Берлине. 1941 — 1947 гг. — в Америке, но основным местом жительства была Франция. Умер Алданов 25 февраля 1957 г. в Ницце, где и похоронен. По свидетельству современников, М.Алданов был одним из известнейших на Западе писателей русского зарубежья. Наследие М.Алданова весьма обширно: оно включает публицистику — сборники «Огонь и дым» (1922), «Современники» (1928), «Портреты» (1931), книгу философских диалогов «Ульмская ночь: Философия случая» (1953), пьесу «Линия Брунгильды» (1930), рассказы, повести. Славу Алданову принесли 16 исторических романов, охватывающих почти два века российской и европейской истории — с конца XVIII до середины XX в. Наиболее известные из них — тетралогия «Мыслитель» (1921 — 1927); цикл романов «Ключ», «Бегство», «Пещера» (1928—1936); «Истоки» ( 1946), «Самоубийство» (1957). Размышляя о жанре романа, М.Алданов писал: «... Мы видим в нем самую свободную форму искусства, частично включающую в себя и поэзию, и драму (диалог), и публицистику, и философию». Пожалуй, лишь у Л.Толстого в «Войне и мире» находил писатель ту свободу и полноту романного синтеза, к которым стремился в собственном творчестве. Но при всем уважении к «урокам» великого предшественника М.Алданов избирает иной путь сопряжения исторического, философского и художественного начал в структуре своих произведений. В его исторических романах сюжет определяется не столько развитием событий и характеров, сколько движением мысли и столкновением идей. При этом писатель отказывается от прямого высказывания собственных взглядов, обращаясь к игровой поэтике повествования. Ироническое мироощущение определяет взгляд М. Алданова на историю и судьбу человека. В тетралогии «Мыслитель», цикле романов «Ключ», «Бегство», «Пещера», в романах «Истоки» и «Самоубийство» «усмешка создателя образует душу создания» (В. Набоков), пронизывая все уровни художественной структуры: от философских споров героев до стилистики. Эта усмешка писателя прежде всего относится к преклонению человечества перед судом истории. Пьер Ламор, один из ведущих персонажей тетралогии «Мыслитель», утверждает: «Нет суда истории... Есть суд историков, и он меняется каждое десятилетие; да и в течение одного десятилетия всякий историк отрицает то, что говорят другие... Нет... правду знают одни современники, и только они могут судить...». Варьируясь, эта мысль звучит в авторском предисловии к тетралогии «Мыслитель», в романах «Девятое Термидора». «Святая Елена, маленький остров», «Ключ». Погружаясь в мир М.Алданова, мы сталкиваемся с парадоксом: перед нами исторический романист, не верящий в достоверность исторических истин, в справедливость суда истории и стремящийся убедить в этом читателя. Наряду с отрицанием суда истории писатель опровергает и веру в объективность знания современников. В тетралогии «Мыслитель» М.Алданов обыгрывает эту тему на примере судьбы вымышленного персонажа — Юлия Штааля. В романе «Самоубийство» тема исторической слепоты европейских политиков первой четверти XX в. обусловливает ироническую доминанту повествования. Используя форму прямых публицистических вторжений, М.Алданов показывает читателю, как самые главные события, воздействовавшие на последующий ход истории, прошли незамеченными для современников. С позиций человека XX столетия, пережившего крушение «незыблемых» вечных истин, писатель ведет переоценку исторических и философских понятий, мифологизировавшихся в сознании человечества: прогресс, революция, гуманизм. Трагические парадоксы М.Алданова — итог нравственно-философского анализа типологически близких ситуаций истории. Точкой отсчета во взгляде писателя в прошлое является недавняя современность — катастрофические события и России начала XX в. Авторская ирония возникает в повествовании как реакция на повторяемость истории — сходство побуждений политиков, заблуждений людей, неспособность человечества извлекать уроки из минувшего. Один из излюбленных приемов писателя — изображение исторических событий в театрализованных формах. Революция предстает в его произведениях как «грандиозный спектакль», тяготеющий к ярким театральным эффектам. Автор в романах М. Алданова — «человек играющий». Он вступает в диалог с читателем, нарушая его ожидание на уровне сюжетного развития, использует приемы «книги в книге», «театра в театре». Писатель рассчитывает на узнавание многочисленных реминисценций художественных и философских произведений; манипулирует словом и парадоксальными афористическими суждениями. Игра захватывает все эстетическое пространство романов М. Алданова, в том числе сферу исторической рефлексии героев и автора. Впервые М.Алданов обращается к метафоре «театр истории» в книге философской публицистики «Армагеддон». Размышляя о мировой войне и большевистском перевороте, автор вводит в повествование ироническое сравнение: история — театр. Схема русского революционного движения соотносится писателем с развитием музыкальных тем в «Паяцах» Р.Леонкалалли. «Прекрасен драматический пролог. Есть сильные места в первом действии. Вульгарно и ничтожно второе». В трагических событиях современной эпохи М.Ллданов обнаруживает зависимость от «сценических опытов» прошлого: «Почти все революции 19-го и 20-го столетий имитировали образцы 1789—1799 годов... Любопытно, что образцы, в свою очередь, не блистали оригинальностью... Правда, герои Великой революции играли премьеру. И, надо сказать, играли ее много лучше». Нравственно-философская оценка исторических лиц и событий и ее игровая форма определяют не только эстетическую тональность произведений, но и специфику историзма, жанровую природу романов М. Алданова. Писатель на протяжении всею жизненного пути остается верен типу повествования с ярко выраженным авторским началом. В интеллектуальной прозе М.Алданова доминирует его концепция человека я истории. Из романа в роман переходят дорогие для писателя темы, идеи. У истоков его художественных исканий — тетралогия «Мыслитель». Тетралогия «Мыслитель» — дебют Алданова — исторического романиста. С 1921 по 1927 г. в парижском журнале «Современные записки» были опубликованы се части: «Святая Елена, маленький остров» (впоследствии завершающая часть), «Девятое Термидора», «Чертов мост», «Заговор». Главная тема авторских размышлений в этом произведении — нравственно-философская сущность революций, их роль в истории человечества, и судьбе личности. Впоследствии писатель неизменно будет возвращаться к истокам катастрофы, пережитой его поколением: в цикле романов «Ключ», «Бегство», «Пещера», в романах «Истоки», «Самоубийство». Исследуя «родословную» октябрьского переворота, писатель отступает в прошлое более чем на столетие. Он обращается к эпохе конца XVIII — начала XIX в., развивающейся под знаком Французской революции. В первом романе повествование отнесено к 1793— 1794 гг., в последнем речь идет о событиях, предшествовавших восстанию декабристов, — о создании в России тайных обществ. Интерес к эпохе, из которой, по мнению автора, «пошло почти все, занимающее людей нашего времени», позволил ему не только увидеть корни революционных событий XX в., но и поставить вопрос о типологической близости сопоставляемых явлении, заострить внимание читателя на тех чертах революций прошлого, которые имеют свойство повторяться в новых условиях. В предисловии к роману «Чертов мост» М. Алданов писал: «Некоторые страницы исторического романа могут показаться отзвуком недавних событий. Но писатель не несет ответственности за повторения и длинноты истории». Тщательно изучая документы изображаемой эпохи, Алданов не стремится ни к беллетризации исторических фактов, ни к воссозданию хроники времени. Ему важно передать нравственно-психологическую атмосферу эпохи, поставить на материале прошлого вопросы, не потерявшие актуальности для современности. В постижении внутренних коллизий революционной эпохи писатель опирался на свой собственный опыт и — шире — опыт своего поколения: «Понять как следует якобинскую революцию могут, кажется, лишь люди, пережившие революцию большевистскую. Мы видели своими глазами революционный хаос и убедились в том, как безгранично трудно с ним справиться». Центральный тезис тетралогии наиболее афористично выражен одним из ее героев, Пьером Ламором: «Революция творить не может. Единственная ее заслуга: после нее вес приходится строить заново. А иногда, далеко, впрочем, не всегда новое выходит лучше старого... но эту заслугу французская революция всецело разделяет с лиссабонским землетрясением». Пьеру Ламору передоверены мысли о том, что революция является результатом взрыва низменных страстей: тщеславия, жестокости, зависти; она несет хаос, разрушение; террор — ее естественное проявление. Убежденность французских вождей в бескровности революции подвергается ироническому переосмыслению. При этом автор будит воспоминания своих современников об аналогичных утверждениях большевиков. Революционеры предстают в его произведении как политики, борющиеся за власть. Так, Робеспьер в романе «Девятое Термидора» — диктатор, изучивший хитрости политической интриги, чтобы бороться с врагами — бывшими единомышленниками и друзьями. Но исторические романы писателя не становятся памфлетом на революцию: в них представлены различные точки зрения на события. В тетралогии «Мыслитель» подготавливаются темы романов «Истоки», «Самоубийство», «Ключ», в том числе тема всеобщей виновности в революции. В романе «Истоки» автор обнаруживает причину кровавости революции в России в том ожесточении, с которым противостояли друг другу народовольцы и самодержавие в 80-х годах XIX в. В романе «Самоубийство» утверждается мысль об участии всех европейских политиков в подталкивании Европы к войне и тем самым к революции: «Все они бессознательно направляли Европу к самоубийству и к торжеству коммунизма — тоже, конечно, не вечному, но оказавшемуся уже очень, очень долгим». В «Ключе» главное событие, роль которого осознается немногими, — Февральская революция. Писатель выявляет сложную диалектику вины и беды героев-интеллигентов: показывает их зачарованность «пустой революционной фразеологией» (С. Аскольдов), драматическую «игру в революцию» и независимую от усилий конкретных личностей роковую обреченность России на «кровавый революционный водевиль», перерастающий в трагедию. Многие высказывания героев и автора тетралогии «Мыслитель» строятся по закону парадокса. При этом некоторые из них звучат как предупреждение. Опираясь на опыт французской революции, М. Алданов дает своего рода прогноз тех явлений, которые еще только предстояло пережить советской России. В уста Пьера Ламора вложено размышление о демократии как о далекой наследнице революции: «В революционное время шансы демократии ничтожны: она далекая наследница революций — не любимая дочь, а неведомая правнучка». В романе «Девятое Термидора» присутствует тема террора против «своих», который ждет Россию в 1930-е годы: «Лучшие из революционеров сами себя перережут, а худшие останутся безнаказанными при всяком строе...» Таким образом, Алданов еще в 1920-е годы предугадал те темы, о которых писатели, оставшиеся на родине, смогут открыто говорить спустя десятилетия. Раздумья о нравственных последствиях революции для будущих поколений звучат в размышлениях Пьера Ламора, который обращается к историческому прецеденту — результатам инквизиционного террора: «Инквизиционный террор сломил душу и разум человечества... Одно поколение уничтожается террористами, следующее — они уже воспитывают. И дело строится иногда довольно прочно...» В романе «Девятое Термидора» автор устами одного из героев высказывает мысль об опасности культа разрушения и насилия, который творит в мире французская революция: «Тот ореол, который может создаться вокруг французской революции, гораздо опаснее для человечества, чем она сама: революции кончится, ореол останется. И. видит Бог, как ни отвратительны сами по себе Марат и Робеспьер, их подражатели в потомстве будут неизмеримо хуже <...>». Одна из граней алдановского понимания иронии истории — отсутствие нравственного критерия в приговоре, который выносит суд истории. В памяти человечества остаются великие полководцы и революционеры, т.е. люди, по вине которых проливается кровь. Причем, по мнению писателя, из-за последних проливается не меньше, а больше крови, чем из-за первых. Писатель пристально вглядывается в тип личности революционера. В тетралогии «Мыслитель» — это Робеспьер, в «Истоках» — Бакунин, в «Самоубийстве» — Ленин. Черта, роднящая всех, — отсутствие моральных границ, готовность ради поставленной цели, использовать любые средства. В романе «Девятое Термидора» М.Алданов прибегает к форме «самораскрытия» героя через несобственно-прямую речь: «Всеми силами, всеми способами боролся он с врагами; значительную часть их сумел отправить на эшафот. Но обнаруживались новые и новые... Иногда приходилось, как ни больно, целиком выдумывать то, что они, адвокаты, в былое время называли составом преступления... Необходимость заставила его, Робеспьера, изучить в совершенстве ремесло интриги, запугиваний, обманов, подвохов. Но что такое условные средства в сравнении с целью, бесконечно великой, бесконечно прекрасной?...Еще несколько сот, несколько тысяч раз упадет тяжелый нож палача — и Франции, Европе, человечеству откроется новая эра». Писатель не ограничивается констатацией моральной небезупречности известных политических деятелей. Он, как говорилось выше, акцентирует внимание читателей на относительности суда истории, на проблематичности посмертной славы. Автор неизменно внимателен к финалам биографий великих людей. В тетралогии «Мыслитель» он заостряет свою мысль, демонстрируя неэстетичность смерти, утверждая равенство всех перед бездной небытия. Всесильная Екатерина II умирает одна, в уборной, а ее придворные, прощаясь с императрицей, заняты мыслями об устройстве своих дел. Павел был задушен шарфом своими подданными. Особую роль в художественной структуре тетралогии играют две смерти: Робеспьера в первом романе и Наполеона в последнем. Сосланный на остров Святой Елены смертельно больной Наполеон подводит итоги своей жизни: «Вначале он рассчитывал, воссоздавая в мыслях прошлое, найти ответ на вопрос — где, в чем и когда была им допущена погубившая его роковая ошибка. Но понемногу ему стало ясно, что ответа на этот вопрос искать не стоило. В глубине души он пришел к выводу, что погубила его не какая-либо отдельная политическая неудача или военная ошибка и даже не тысячи ошибок и неудач: его погубило то, что он, один человек, хотел править мирам; а это было невозможно даже с его счастьем и с его гениальностью». В финальной сцене романа писатель передает реакцию старого, выжившего из ума малайца на смерть Наполеона, утверждая мысль об относительности славы. Услышав звуки залпов, старый малаец Тоби очень испугался и спросил у повара, что случилось, почему стреляют. Удивленный повар ответил, что хоронят Наполеона, который «весь мир завоевал... Все народы на свете победил... Малаец вдвинул голову в плечи, пожевал беззубым ртом и сделал вид, будто понял. Но про себя он усмехнулся невежеству повара, который явно что-то путал: ибо великий, грозный раджа Сири-Три-Бувана, знаменитый джангди царства Менанкабау, победитель радшанов, лампонов, баттаков, лаяков. сунданезов, ман-кассаров, бугисов и альфуров, скончался очень давно, много лет тому назад, задолго до рождения отца Тоби и отца его отца, которых да накормят лепешками, ради крокодила, сотрясатель земли Тати и небесный бог Ру». Концовка завершающего романа тетралогии «рифмуется» с прологом первого романа, события которого в прологе отнесены к концу XII — началу XIII века. Молодой русский Андрей Кучков, приехавший из Киева в Париж, становится свидетелем спора между воином, ваятелем и монахом. Рассказ воина «о подвигах Саладина, который объединил под своей властью Сирию, Аравию, Месопотамию, Египет и хотел завоевать Константинополь, Италию, Францию, весь мир», приводит ваятеля и монаха к раздумьям о бренности стремлений к власти: «Хотел завоевать весь мир, — повторил скульптор. —...Александр и Цезарь тоже хотели... — И завоевали! — воскликнул воин. — Почти. Не совсем, — поправил ваятель. Монах вздохнул и рассказал, что Саладин на одре смерти велел эмирам пронести по улицам Дамаска кусок черного сукна и при этом кричать в назидание мусульманам: ''Вот все, что уносит с собой в землю повелитель мира Саладин! "» Мысли автора о бренности славы и беспощадности смерти усилены в романе символической фигурой Мыслителя-Дьявола, взирающего на человеческую суету с вершины Собора Парижской Богоматери, в виде одной из химер. Этот образ появляется в прологе, в финале первого романа тетралогии, проходит перед сознанием умирающего Наполеона в последнем романе и дает название всему циклу. Символический образ Мыслителя-Дьявола становится в контексте повествования метафорой высших сил, под знаком которых развивается история. Писатель разрушает веру читателя, существование суда истории, в неуклонность движения человечества по пути прогресса, в посмертную славу и сложившиеся и сознании людей «стереотипы». В финале романа «Девятое Термидора» появление Дьявола-Мыслителя служит своеобразным средством остранения наивности Юлия Штааля и утверждения авторского взгляда на бесперспективность поисков смысла истории: «" Смысл должен быть, смысл глубокий и вечный. Мудрость столетий откроется мне позднее... Я пойду в мир искать ее! " Он быстро повернулся, чтобы сейчас же идти в мир... В двух шагах от него на перилах сидело каменное чудовище. Опустив голову на худые руки, наклонив низкую шею, покрытую черной тенью крыльев, раздувая ноздри горбатого носа, высунув язык над прямой звериной губою, бездушными, глубоко засевшими глазами в пропасть, где копошились люди, темный, рогатый и страшный, смотрел Мыслитель». Скепсис превалирует в изображении попыток молодого героя найти смысл жизни, следуя великим образцам и моде времени. В повествовании о Юлии Штаале, сюжетно связующем романы тетралогии в единое целое, идет ироническое переосмысление толстовской темы духовных исканий молодого человека. Случай управляет судьбой героя, делая его свидетелем и участником исторических событий, суть которых он не может постигнуть. В романах М.Алданова биографии вымышленных, а не исторических персонажей определяют фабулу повествования. В тетралогии «Мыслитель» это — Юлий Штааль, в «Ключе» — Муся Кременецкая и Витя Яценко, в «Истоках» — молодой художник Мамонтов, в «Самоубийстве» — чета Ласточкиных, Людмила, Джамбул. Судьба молодого героя, личность которого формируется в жестокое время государственных потрясений, в эпоху обесценивания общечеловеческих норм жизни и подмены их идеей революционной и — шире — политической целесообразности, находится в центре внимания автора. Мода на революционность, которая характеризует атмосферу российской жизни, начиная с периода французской революции, находит для себя благодатную почву в еще не сформировавшемся, мечтающем о романтике герое. Сталкиваясь с j революционной действительностью, с ее реальным, а не опоэтизированным обликом, герои разочаровываются в ней: Людмилу и Джамбула оттолкнула жестокость большевиков («Самоубийство»); Мамонтова революция интересует скорее как художника, обнаруживающего среди революционеров колоритные фигуры — Стеньки Разина, Бакунина, но он не разделяет их позиций («Истоки»); Юлий Штааль в страхе за свою жизнь бежит из революционной Франции («Девятое Термидора»). С образом Юлия Штааля входит в прозу М.Алданова тема, которая станет центральной в его последующих произведениях. Автор размышляет о воздействии жестокого времени на судьбу рядового человека, попавшего (нередко помимо своего желания) в водоворот истории. Трагедийность революционных эпох осмысляется писателем через показ моральной или физической гибели персонажей. Юлий Штааль, которого в романе нередко характеризуют как человека «бесцветного» («ни рыба ни мясо», «никакой»), становится таким, каким его делает время. Все наносное (увлечение романтикой революции, мечты о возвышенной любви в духе Карамзина, желание следовать в строительстве собственной судьбы образцам великих людей) уходит. Его путь — путь нравственного компромисса, приспособления к обстоятельствам, внутреннего ожесточения. Герой живет по инерции: против собственного желания оказывается он в революционной Франции; случайно становится участником суворовского перехода через Альпы; поддавшись на шантаж, попадает в заговорщики. Но развитие авторской мысли парадоксально: герой, помимо своей воли являющийся участником исторических событий, своего рода невольник истории, является и ее делателем. В последнем романе тетралогии «Святая Елена, маленький остров» мы узнаем, что в России создаются тайные общества и возле них «крутится» Юлий Штааль. В книге «Загадка Толстого» М. Алданов писал, обращаясь к образам Берга и Друбецкого, что такие, как они, «безраздельно владычествуют на протяжении сорокалетнего периода русской истории 1815— 1855 гг. Это они расстреливали декабристов на Сенатской площади, они брали штурмом Варшаву, они победили Гергея, они готовили Севастопольский погром; их исторические имена Дибич, Бенкендорф, Уваров. Клейнмихель, Шварц, Орлов, Закревский, Чернышев, Кампенгаузен, Дубельт — всех не перечтешь. Берги и Друбецкие несомненно делали историю». Финал романа «Заговор», в котором показано «отвердение» героя, полное освобождение его от иллюзий и готовность ради собственного преуспеяния на все, становится прологом не только к последующей биографии героя, но и к истории России в целом. Таким образом, авантюрный сюжет судьбы Юлия Штааля — лишь верхний пласт повествования. Писатель тяготеет к осмыслению нравственно-психологических коллизий истории, отличающейся повторяемостью ситуаций. Алданов опирается на то знание о будущем, которого не имеют герои, но которым владеют автор и читатели. Этот прием используется в разговоре об иронии истории, для утверждения мыслей о неизменности человека и отсутствии прогресса. Многие герои алдановских произведений мечтают о том, что через 50 или 100 лет жизнь будет более счастливой. В романе «Девятое Термидора» граф Семен Романович Воронцов думает: «Да, жизнь не удалась... Да может ли вообще удастся жизнь в это жестокое время? На что рассчитывать порядочным людям и век Маратов и Прозоровских? Надо было родиться позднее. Через сто лет никто не будет проливать крови... Это, к счастью, совершенно достоверно...» В отличие от героя, автор и читатель знают, чем завершилась эпоха Маратов и какое развитие она подучила через сто лет. Романы М. Алданова имеют диалогическую структуру. Писатель не дает четкой хроники событий, а изображает их в преломлении через сознание философствующих героев, решающих злободневные политические проблемы времени и вечные «проклятые» вопросы бытия. Так, в романе «Ключ» диалоги ученого-химика Брауна, придерживающегося левых взглядов, и начальника тайной полиции Федосьева, консерватора по убеждениям, представляют собой две точки зрения, находящиеся, как правило, на противоположных полюсах и в то же время дополняющие одна другую. В контексте романного целого истина оказывается не просто лежащей между полюсами, но вбирающей крайности, полифонии ной. Автор ведет нескончаемый разговор с читателем о вере и безверии, о жизни и смерти, о славе и забвении, о современности и вечности. Алданов далек от роли наставника-моралиста, утверждающего свои жизненные ценности через прямое воплощение идеала, и относится к действительности иронически. Критерием оценки является чувство внутренней свободы и нравственное самостояние личности — то, что не подлежит отмене ни при каких обстоятельствах. В книге «Ульмская ночь» М. Алданов утверждает: «Свобода выше всего, эту ценность нельзя принести в жертву ничему другому; никакое народное волеизъявление... ее отменить не вправе; есть вещи, которых " народ" у " человека'' взять не может». Таким образом, внутренняя свобода, предопределяя иронические парадоксы Алданова, формирует его способ художественного мышления. В словах Е.Замятина о том, что «путь парадоксов — единственно достойный бесстрашного ума путь», — содержится, думается, кредо, созвучное и позиции М.Алданова — одного из лучших писателей русской эмиграции.
Литература Алданов М. Собр. соч.: В 6т. — М., 1991—1993. Адамович F. Одиночество и свобода. — М„ 1996. Струве Г. Алданов // Струве Г. Русская литература в изгнании. — 3-е изд., испр., доп. – Париж: М, 1996, - С. 87-89. Чернышев А. Гуманист, не веривший в прогресс//Алданов М. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1991. -Т. I.—С. 3 — 32. Щедрина II. Проблемы поэтики исторического романа русского зарубежья: (М.Алданов, В.Максимов, А.Солженицын). — Уфа, 1993.
Б. Л. ПАСТЕРНАК (1890-1960) Борис Леонидович Пастернак родился в Москве в семье художника Л. Пастернака, которому принесли известность иллюстрации к романам Л.Толстого. Атмосферу детства Б. Пастернака определила жизнь при Училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавал отец: «Весной в залах Училища открывались выставки передвижников... Так прошли перед нашими глазами знаменитейшие полотна Репина, Мясоедова, Маковского, Сурикова, Поленова». Работа Л.Пастернака над портретами Льва Толстого, Николая Федорова и Максима Горького означала для будущего поэта возможность увидеть великих люден своего времени. В 1910 г. Б. Пастернак был свидетелем похорон Льва Толстого, смерть которого потрясла всю Россию. Б. Пастернак закончил Пятую классическую московскую гимназию. Переворот в духовной жизни двенадцатилетнего подростка вызвала встреча с композитором Скрябиным и страстное увлечение его музыкой. Один из друзей юности Пастернака С.Дурылин писал: «До 1912 года все... знати, что он будет музыкантом, композитором». Тяга к поэзии проявилась у Пастернака, когда он учился на философском отделении историко-филологического факультета Московского университета. Его однокурсник К. Локс оставил словесный портрет поэта той поры: «Он сразу обрушивался потоком афоризмов, метафор, поэзия здесь присутствовала как нечто подразумевающееся и не подлежащее отсрочке». В то время Пастернак участвовал в литературном кружке «Серларда» и кружке символистов при издательстве «Мусагет». Здесь он познакомился с Андреем Белым и сделал доклад «Символизм и бессмертие», в котором высказал мысль о бессмертии «счастья существования» художника, которое «может быть испытано другими спустя века после него по его произведениям». Значительную роль в духовном становлении поэта сыграли его занятия философией. В 1912 г. Б. Пастернак побывал в Германии, в университетском городе Марбурге и прослушал семинар популярного в то время профессора Г. Когена. Ему пророчили карьеру философа. Но именно тогда он понял, что «философию забрасывает бесповоротно».
|