Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Очерки жизни и творчества писателей 4 страница. Достигнутое посредством «каторжного» труда счастье внутренней свободы расширяло масштабы творчества и создавало у поэта ощущение целостности бытия
Достигнутое посредством «каторжного» труда счастье внутренней свободы расширяло масштабы творчества и создавало у поэта ощущение целостности бытия. Критик В. Воздвиженский отметил вольное дыхание, с которым написан роман. Еще до окончания произведения Пастернак познакомил с его рукописным вариантом тех людей, мнением которых особенно дорожил. Одной из первых его читательниц была дочь Марины Цветаевой Ариадна Эфрон. В то время она находилась на поселении в Рязани. В письме из ссылки в ноябре 1948 г. Ариадна сообщала Пастернаку свое впечатление о героях романа: «Образы Лары, Юры, Павла больно входят в сердце, потому что мы их знали такими, какими они даны тобой, и мы потеряли их... Как хорошо, что ты сделал то, что мог сделать только ты, — не дал им всем уйти безымянными и неопознанными, собрал их всех... оживил своим дыханием и трудом». В это время Пастернак тяжело переживал состояние отчужденности в писательской среде: «И, быть может, там все они пишут плохо. <...> Но лучше ошибаться всем вместе, чем ошибаться одному». Его мучили сомнения в своей возможной неправоте и правоте большинства. В переписке с Пастернаком В.Шаламов высказывал гораздо более жесткую оценку тогдашнего литературного мира, считая, что в нем царит «низость и трусость... забвение всего, что составляет гордое и великое имя русского писателя». В ситуации разобщения Пастернака с писателями в конце 1940-х — начале 1950-х годов были заложены причины той драмы, которая не могла не совершиться при его попытках опубликовать роман «Доктор Живаго» в 1956 г. в журнале «Новый мир» и издательстве «Художественная литература». По свидетельству сына поэта, в 1956 г. один из членов иностранной комиссии Союза писателей привез к Пастернаку в Переделкино представителя итальянского издательства Д. Анджело, которому в официальной обстановке была передана для ознакомления рукопись произведения. Так роман попал к итальянскому издателю Фельтринелли, который вскоре известил автора о намерении выпустить его книгу. Пастернак ответил: «Если его публикация здесь, обещанная многими нашими журналами, задержится, и Вы ее опередите, ситуация для меня будет трагически трудной», хотя и был убежден, что «мысли рождаются не для того, чтобы их таили или заглушали в самих себе, но чтобы быть сказанными». Редколлегия «Нового мира» отвергла роман. В письме, написанном Симоновым и подписанном Лавреневым, Фединым и другими, говорилось об «идейном отщепенчестве» Живаго и «антинародном духе» романа. Отказалось публиковать книгу и издательство «Художественная литература». В Италии не прислушались к мнению писателя, и роман «Доктор Живаго» впервые вышел в свет там в конце 1957 г. Конфликт честного художника с писателями «растленного времени» (Шаламов) достиг апогея, когда стало известно о присуждении Пастернаку в 1958 г. Нобелевской премии. В октябре 195S г. московские писатели исключили Пастернака из Союза писателей и просили правительство лишить его советского гражданства. М.Алигер, В. Инбер. А.Барто огласили письмо правительству с просьбой выдворить Пастернака за рубеж. А. Галич писал об этом писательском собрании: Мы не забудем этот смех и эту скуку. Мы поименно вспомним тех, кто поднял руку. В писательских речах, по воспоминаниям современников, «звучала поразительная смесь конформистской покорности с исступлением коллективной расправы над инакомыслящим». Поэт отказался присутствовать на собраниях писателей и прислал участникам письмо: «Я знаю, что... будет поставлен вопрос о моем исключении из Союза писателей. Я не ожидаю от вас справедливости. Вы можете меня расстрелять, выслать... И я вас заранее прощаю. Но не торопитесь. Это не прибавит вам ни счастья, ни славы. И помните, что... вам придется меня реабилитировать». Пастернака вынудили отказаться от Нобелевской премии. Поэт оказался в положении загнанного и затравленного: Я пропал, как зверь в загоне. Где-то люди, воля, свет, А за мною шум погони, Мне наружу ходу нет. После этих событий Пастернак в письме от 1 ноября 1958 г. писал: «Очень тяжелое для меня время. Всего лучше было бы теперь умереть, но я сам, наверное, не наложу на себя рук». В 1987 г., через двадцать семь лет после смерти. Пастернак был восстановлен в Союзе писателей. Роман «Доктор Живаго» вышел и 1988 г. в «Новом мире» миллионным тиражом. Представил его читателям Д. С.Лихачев. Далеко не все восприняли его появление положительно. Критики Д.Урнов и П. Горелов выступили со статьями, оценивающими и роман, и автора в грубом, оскорбительном тоне. «Стихотворения Юрия Живаго» (1946— 1955). В произведение вошли стихи, написанные Пастернаком во время работы над ним. Не все они создавались специально для романа, но все имели с ним внутреннюю связь. Стихотворение «Гамлет» соотносится с духовным обликом главного героя, который отважился утверждать свое право на внутреннюю свободу от жестокой эпохи: Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь. В роман включены стихотворения, имевшие автобиографическую основу. Так, например, стихотворения «Объяснение», «Осень», «Свидание» были посвящены Ольге Ивинской. О ней Пастернак писал в августе 1949 г.: «У меня была одна новая большая привязанность, но так как моя жизнь с Зиной настоящая, мне рано или поздно надо было первою пожертвовать...» По воспоминаниям О. Ивинской, она познакомилась с Пастернаком в 1946 г., когда начала работать в редакции журнала «Новый мир». Ситуация, возникшая в личной жизни поэта, приобрела драматический характер: в 1949 г. О. Ивинская была арестована. Пастернак считал виновным в этом себя, хотя причина ареста была формально другой. Стихотворения, написанные в ноябре—декабре 1949 г., окрашены трагически: Ты — благо гибельного шага, Когда житье тошней недуга, А корень красоты — отвага, И это тянет нас друг к другу. Стихотворение «Свидание» напоминало о минувших встречах. Ивинская вспоминала, что прочитала его уже в ссылке. В то же время эти стихотворения передавали характер отношений Живаго и Лары: Ивинская была одной из женщин, послуживших прототипами образа Лары. В стихотворении «Август» отразилась драма отношений Юрия Андреевича и Лары, хотя оно имеет и конкретно-биографическое содержание: в октябре 1952 г. Пастернак оказался в больнице с тяжелым инфарктом, испытал состояние непосредственной близости смерти и чудо возвращения к жизни. Он «связывал воедино испытанное в детстве чудесное спасение 6 августа 1903 года, когда упал с лошади и остался жив, с чувством неотвратимого конца, пережитым в больнице...» Стихотворение «Распутица» связано с эпизодом возвращения Юрия Андреевича из Юрятина домой. Описание работы Юрия Живаго над легендой о Егории Храбром содержится в стихотворении «Сказка». Стихотворение «Зимняя ночь» прямо перекликается с эпизодами жизни Юрия Живаго и Лары и Барыкина. «Разлука» напоминает о переживаниях героя после отъезда Лары. В то же время стихотворения впитали в себя то, что было пережито автором во время ареста О.Ивинской в 1949 г. Стихи «Рождественская звезда», «Зимняя ночь», «Магдалина» разрабатывают традиционные евангельские сюжеты. Поэт, обращаясь к евангельской теме, использовал опыт высоко ценимого им Р.М.Рильке. «Магдалина» Пастернака перекликается с «Гефсиманским садом» и «Пиетой» Рильке и служит выявлению духовно-нравственного облика Юрия Живаго. Главное в характере соотношения поэзии и прозы в романе «Доктор Живаго» было замечено одним из его первых читателей — В. Шалимовым: «Голосом автора говорят все герои — люди и лес, и камень и небо... Главная сила романа в суждениях о времени, которое ждет не дождется честного слова о себе». Из этой глубокой и точной оценки следует, что проза Пастернака написана по законам поэзии: в ней главенствует лирическое начало — «голос автора». На нее распространяется присущее его лирике ощущение слияния человека и природы: люди, лес, камень, небо в романе, как и в стихах, — равноправные герои. Проблематика и поэтика романа. Роман «Доктор Живаго» не является легким чтением. Многое в этом произведении определяется тем, что перед нами проза поэта, насыщенная образами-символами, сквозными мотивами, проникнутая раздумьями о своем времени. Центральная проблема романа «Доктор Живаго» — судьбы русской интеллигенции в XX в. Повествование о главном герое романа Юрии Андреевиче Живаго начинается с символической картины: «Шли и шли и пели " Вечную память"...» Хоронят мать маленького Юрия, мальчик горько плачет на ее могиле. Образ «рыдающего мальчика на свежем могильном холме, протягивающего руки в повествование», в письме В. Шалимова отмечен как одна из удач автора. Роман написан о человеке, сумевшем в испытаниях Первой мировой войны, в вихре революции и гражданской войны, а потом в эпоху обезличенности сохранить в себе личность. Избрав героя, не утратившего независимости и способности к самостоятельному мышлению, Пастернак утверждал десятилетиями отрицаемую советской литературой самоценность человека. В момент публикации романа в СССР наиболее острой и спорной показалась авторская трактовка событий революции и гражданской войны. Пастернак изобразил жестокость и бессмысленность гражданской войны, воспринятой его главным героем как трагедия России. Подобным образом события в России после октября 1917 г. оценивали Блок, Бабель и Булгаков. В поэме «Двенадцать», цикле рассказов «Конармия» и романе «Белая гвардия» была правдиво раскрыта страшная реальность братоубийственной гражданской войны. Герой Пастернака — военный врач Юрий Живаго — захвачен партизанами на дороге из Юрятина в Варыкино. Он становится свидетелем схватки на Урале, но так же, как герой Бабеля, за время пребывания в рядах красных партизан никого не убивает, сохранив верность христианской заповеди «Не убий». «Доктор Живаго» создавался в традициях русского романа XIX в. с его уходящей поэзией «дворянских гнезд». Не случайно, рассказывая о замысле произведения, Пастернак напоминал, что начал его с описания старинной усадьбы. В романе изображаются заброшенный помещичий парк в Кологривовке, поместье в Дуплянке, имение на Урале. Пейзажи занимают в произведении огромное место. Однако характер описаний природы у Пастернака отличается от традиционного. Пастернак использовал в прозе художественные приемы, освоенные им в поэзии и характерные для искусства символизма и авангарда. Структура художественного мира романа определяется сильным лирическим началом, предполагающим субъективность автора а воссоздании событий исторической жизни и явлений природы. Как и в стихах, в прозе Пастернака природа наделена способностью видеть, думать, чувствовать, т.е. принимать деятельное участие в жизни человека. Вместе с героями романа в движении сюжета участвуют образы-символы, образующие сквозные мотивы произведения: метель, вьюга, пурга, буря, снегопад. Пурга кружится вдень похорон матери Живаго. Она запорошила газетный лист с сообщением об октябрьских событиях 1917 г. Снегом засыпана одичавшая, голодающая Москва первых послереволюционных лет, откуда вынужден бежать Юрий Живаго с женой Тоней, тестем и маленьким сыном. Семья отправилась на Урал в городок Юрятин (Пермь). И здесь пути поезда, который с огромным трудом пересекает взбудораженную Россию, засыпают снежные сугробы. Снегом заметено Варыкино, где поселился с семьей Юрий Живаго. Пурга меняет мир. «Мело, мело по всей земле...» — этот мотив, восходящий к поэме А. Блока «Двенадцать», в поэзии Пастернакя символизирует нарушение привычного порядка в жизни людей. Поэтому душа Юрия Живаго тянется к женщине, родившейся, чтобы «сбивать с дороги». Образы метели и снегопада соединяются в стихах и прозе романа со свечой, символизирующей свет жизни и пламя любви. В морозную и метельную рождественскую ночь происходит рождение поэта; умирающая Анна Ивановна благословляет свою дочь Тоню на брак с Юрием Живаго; за окном со свечой юная Лара разговаривает с женихом Павлом Антиповым. Свеча, увиденная главным героем романа в окне дома в Камергерском переулке, служит предзнаменованием любви между Живаго и Ларой, которая ярким пламенем вспыхнет много лет спустя в заснеженном Варыкине. «Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало». Именно в это мгновение рождаются у него первые строки — «Свеча горела на столе». Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела па столе, Свеча горела... (…) На свечку дуло из угла, И жар соблазна Вздымал, как ангел, два крыла Крестообразно. «А ты все горишь и теплишься, свечечка моя ярая!» — говорит Пара Юрию, когда однажды, проснувшись ночью, видит его за рабочим столом, освещенным свечой. Свет, горение связывают Юрия и Лару, образ которой ассоциируется с простором и светом: «Когда она входила в комнату, точно окно распахивалось». Любовь вторгается в судьбу героя романа, как стихия. Она предопределена и переживается Юрием как метель или ливень. Возлюбленная является ему «одна средь снегопада», и невозможно «провести границу» между ним и ею: «О, какая это была любовь... Они любили друг друга потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над их головами, облака и деревья <...> Никогда, никогда, даже в минуты самого дарственною, беспамятного счастья, не покидало их самое высокое и захватывающее: наслаждение общей лепкою мира, чувство отнесенности их самих ко всей картине, ощущение принадлежности к красоте всего зрелища, ко всей вселенной». Природу, историю, мироздание объединяет, по художественно-философской концепции Пастернака, бессмертие. В романе показано слияние человека и природы: «Юрии Андреевич с детства любил сквозящий огнем зари вечерний лес. В такие минуты точно и он пропускал сквозь себя эти столбы света. Точно дар живого духа потоком входил в его грудь, пересекал все его существо и парой крыльев выходил из-под лопаток наружу... " Лара! " — закрыв глаза, полушепотом или мысленно обращался он ко всей своей жизни, ко всей Божьей земле, ко всему расстилавшемуся перед ним, солнцем озаренному пространству». Так в романе утверждается восходящая к философии Вл. Соловьева концепция «всеединства», в которой речь шла о слиянии человека с «целым», с «источником всего» (Л.Толстой), о единении «небес, земли и человека» как общей конечной цели исторического, природного и божественно-космического процессов. Мотивы бури и метели сплетаются в романе с темой смерти. В ночь после похорон матери происходит первая встреча Юры с вьюгой: «Можно было подумать, будто буря заметила Юру и, сознавая, как она страшна, наслаждается производимым на него впечатлением». Смерть матери позволяет Юрию неожиданно для себя найти нужные слова, когда к нему, предчувствуя близкую смерть, обращается за поддержкой приемная мать, женщина, вырастившая мальчика и полюбившая его как родного, Анна Ивановна Громеко. Герои романа, вслед за его автором, не воспринимают смерть как непреодолимую границу между живыми и мертвыми: Я кончился, а ты жива. И ветер, жалуясь и плача, Раскачивает лес и дачу... И это не из удальства, Или из ярости бесцельной, А чтоб в тоске найти слова Тебе для песни колыбельной. Стихотворение «Август» проникнуто верой в то, что и после смерти голос поэта будет «всеми ощутим физически» и не перестанет звучать, «нетронутый распадом». После пришествия и воскресении Христа, как говорит один из героев романа, дядя Юрия, философ Веденяпин, «человек умирает не на улице под забором, а у себя в истории, в разгаре работ, посвященных преодолению смерти». В этих суждениях сказывается знакомство автора романа с «Философией общего дела» Н. Федорова, единственный портрет которого написал отец Б.Пастернака. С темой бессмертия связано в романе осмысление назначения искусства, неотступно размышляющего о смерти и неотступно творящего жизнь. С судьбой главного героя романа тесно сплетены судьбы его сверстников: Тони, Лары и Павла. В их пересечении много совпадений и стечений обстоятельств: автор подчиняет действительность своей поэтической воле.
Отец Юрия, разорившийся и спившийся уральский миллионер, кончает жизнь самоубийством. Подталкивает его к самоубийству Комаровский, который позже становится растлителем гимназистки Лары Гишар. Отец Юрия погиб неподалеку от Кологривовки, где в тот момент находился Юра с дядей Николаем Николаевичем Веденяпиным. Первая случайная встреча Юрия с Ларой происходит в номерах, где Юра видит девушку с Комаровским и догадывается о связывающей их тайне. Позднее он напишет жене Тоне о Ларе, что она идет по жизни, сопровождаемая совпадениями и неожиданностями. По этой характеристике Тоня поймет, насколько серьезно отношение мужа к этой женщине, хотя сам он еще не отдает себе в этом отчета. Во время переезда из Москвы на Урал Юрий Живаго попадает к Стрельникову, мужу Лары. К тому времени он уже познакомился с ней в прифронтовом госпитале, где служил хирургом во время Первой мировой войны.
Как верно заметил В. Шаламов, «в романе налицо правда человеческих поступков, т.е. правда характеров». Объясняется это тем, что в нем передается «духовная история самого Бориса Пастернака, представленная, однако, как история жизни другого лица, доктора Юрия Андреевича Живаго». Особенность произведения состоит в том, что Пастернак сконцентрировал в нем значительный временной промежуток. Действие романа охватывало, по замыслу автора, «сорокалетие 1902—1946 годов». Юрий Андреевич Живаго умер в год «великого перелома», в конце августа 1929 г. В трамвае ему стало плохо — нечем дышать: «Доктор почувствовал приступ обессиливающей дурноты. Преодолевая слабость, он... стал пробовать открыть окно вагона... Ему показалось, что приток свежего воздуха освежил бы его...» В финале судьбы своего героя автор реализует метафору, высказанную в речи Блока о Пушкине: «Его убило отсутствие воздуха». Живаго не выдержал нестерпимой духоты. Перед смертью Юрия Живаго лиловая туча никак не могла догнать трамвай, в котором ехал доктор: «Над толпой... ползла все выше к небу подымавшаяся черно-лиловая туча. Надвигалась гроза». Очистительная буря, которой неосознанно ждал герой, произошла позже. «Удивительное дело, — говорит Дудоров Гордону, прошедшему ГУЛАГ и штрафбат, встретившись с ним летом 1943 г., — не только перед лицом твоей каторжной доли, но по отношению ко всей предшествующей жизни тридцатых годов... война явилась очистительной бурею... Люди вздохнули свободнее, всею грудью». Роман «Доктор Живаго» Пастернак считал главным делом своей жизни. Пережив ожесточенную травлю, он в декабре 1957 г. писал Е.А. Благининой, что, несмотря на испытания, его не покидает радость: «Мне посчастливилось высказаться полностью, и <...> художник оказался и в моем случае незатертым и нерастоптанным». Пастернак приступил к подготовке книги стихов «Когда разгуляется» (1956— 1958) в 1956 г. Поэт собирайся включить в книгу стихи, написанные за последний год. Среди них было программное для позднего Пастернака стихотворение «Быть знаменитым некрасиво». В стихотворении слышны торжествующие ноты выполнившего предназначение человека, который отказывался от своего прошлого в пользу будущего. В стихах 1956 г. поэт продолжил разработку своих сквозных тем: верность жизни как высшему началу, природе, одухотворенной человеком. Эти стихи были тесно связаны с переделкинским циклом 1941 г. В 1957 г. было написано стихотворение «Снег идет», в котором автор вновь обращается к любимому образу снегопада, стремясь передать неостановимое, как время, движение падающего снега. Работу над книгой прервала болезнь. Он пробыл в больнице и санатории с марта по август 1957 г., а после болезни закончил «Вакханалию». Сборник избранных стихотворений планировался на 1957 г., но его издание из-за скандала с романом было приостановлено на несколько лет. Пастернак продолжал отделку стихов для книги и переписывал их в тетрадь, получившую название «Когда разгуляется». Он взял для нового сборника эпиграф из прозы Марселя Пруста. У Пруста Пастернак обнаружил такое отношение ко времени, при котором прошлое всегда продолжает существовать, оставаясь частью настоящего. Подобное понимание прошлого составляет смысл книги «Когда разгуляется». В эпиграфе книга названа кладбищем с надписями забытых имен. В связи с этим особый смысл приобретает в последней книге Пастернака образ «души-скудельницы». «Картины и темы этой книги, — пишет о ней сын поэта Евгений Борисович, — озарены светом и опытом пережитого, ощущением близости конца и верности долгу, радостным и полным достоинства сознанием независимости своего пути». В 1958 г. после новой болезни Пастернак пишет стихотворения «За поворотом» и «Все сбылось». В них устремленность в будущее, несмотря на предчувствие смерти, наполнена радостью, так как предполагает встречу с вечностью. В стихах весны 195S г. «Далекая слышимость», «Готовность», «Будущее», «За поворотом», «Все сбылось» продолжает по-новому звучать характерное уже для раннего творчества поэта желание «не исказить голоса жизни, звучащего в нас». Сын Пастернака записал последний разговор с отцом: «Он жаловался нам, как мучит его сознание незначительности им сделанного, двусмысленности мирового признания, которое в то же время обернулось полной неизвестностью на родине... Он определил свою жизнь как единоборство с царящей и торжествующей пошлостью за свободный и играющий человеческий талант». Время все отчетливее проявляет масштабы художественного мира Пастернака. Подтверждается справедливость той оценки, которую дал его творчеству и личности Варлам Шаламов: «Жизнь в глубинах своих... всегда будет прежней — с жаждой настоящей правды... Вы приняли на себя эту ответственность со всей твердостью и непреклонностью... Вы — честь времени, Вы — его гордость. Перед будущим наше время будет оправдываться тем, что Вы в нем жили».
Литература Пастернак Б.Л. Собр. соч.: В 5 т. — М., 1989— 1991. Альфонсов В. Поэзия Пастернака. — М., 1990. Пастернак Е. Б. Пастернак: Материалы для биографии. — М., 1989. Смирнов И. Роман тайн — «Доктор Живаго». — М., 1996.
К. Г. ПАУСТОВСКИЙ (1892-1968) Читательская аудитория Константина Георгиевича Паустовского огромна — это люди разных возрастов, профессий, национальностей. Существуют, видимо, определенные духовные потребностями ценностные ориентации, дающие возможность читающему человеку найти «своего» писателя. Книги такого художника особенно много говорят уму и сердцу, и встреча с ними всегда желанна и необходима. Писатель тоже знает о существовании «своего» читателя, дорожит его вниманием, вдохновляется его интересом. Среди писателей немало тех. кто считает Паустовского своим учителем — Ю.Трифонов, В.Тендряков, Ю.Казаков, Гл. Горышин, Р. Достмн, Б.Балтер, И.Друцэ и др. Интерес к творчеству Паустовского не ослабевает: вышло три собрания сочинений (последнее — в девяти томах — обнародовало часть обширной переписки), два издания выдержала книга «Воспоминания о Константине Паустовском», защищено несколько десятков диссертаций, опубликовано множество статей и книг о нем. Большую и разнообразную работу ведет Московский литературный музей-центр К. Г. Паустовского, регулярно проводя экскурсии и экспедиции по памятным местам писателя, организуя научные конференции, издавая журнал «Мир Паустовского», научные сборники и т.п. Книги Паустовского переведены на все основные европейские языки, а также на датский, норвежский, словацкий, румынский и т.д. В Англии и Германии, Франции и Польше, Чехии и Голландии, США и Бразилии о нем пишутся книги, публикуются статьи и монографии. Что же привлекает читателей к Паустовскому? Думается, лучше всех ответил на этот вопрос он сам, определив цель и смысл своей деятельности кратко и точно: «Есть в каждом сердце струна. Она обязательно отзовется даже на слабый призыв прекрасного». Прекрасное в людях, природе, искусстве — постоянный и главный объект внимания писателя. В расчете на эту струну написаны все его основные книги. Потребность в красоте, которая прежде всего есть «лелеющая душу гуманность» (В. Белинский), особенно остро ощущалась именно и XX в., как никогда кровавом и жестоком. Творчество Паустовского демократично, и цель его — каждого человека призвать к совершенствованию ума и души, научить ею радоваться красоте, понимать ее, наслаждаться ею. Читатель не может не ощущать обаяния личности писателя, его бескорыстия и честности. Любование красотой человека, природы, искусства лишено у него какого бы то ни было эстетства. Оно гуманно по своей сути. Паустовский нашел себя как художник, обратившись к традициям лирической прозы, берущим начало от Н. Карамзина. И.Тургенева, И.Бунина. Но лиризм Паустовского не похож на лиризм и предшественников, и современников. Его творческая индивидуальность складывалась уникальным образом. Ему было 18 лет, когда в забытых ныне киевских журналах появились его первые рассказы. Они были несовершенны. Но когда сегодня, уже зная все написанное Паустовским за долгие годы, перечитываешь их, — никаких сомнений в авторстве не возникает: характерные приметы стиля будущего мастера уже налицо. Путь к совершенству был еще долог и труден и прокладывался с убеждением, что писательство — не ремесло и не профессия, писательство — призвание. Против ожидания, молодой автор не спешил развить спой первый успех. Много лет спустя Паустовский вспоминал: «Задумавшись над тем, о чем же я буду писать, я вдруг с ужасом понял, как беден мой запас жизненных наблюдений. Сознание того, что я до обидного мало знаю жизнь, заставило меня бросить писать и уйти в люди, в " горьковские университеты". Десять лет я не брал в руки пера, скитался по стране, встречался со множеством людей разных профессий, общественных прослоек, присматривался к ним, сам переменил немало профессий, жадно вбирал в. себя все, что видел вокруг. Я не собирал нарочито, в каком-то служебном порядке фактов и материалов, — я просто жил: учился, трудился, любил, радовался, удивлялся, разочаровывался. Я не заполнял блокнота записями для будущих книг хотя и не сомневался, что рано или поздно буду писать, потому что этого требовало само мое существо». «Я создаю себя» — это ценное признание было сделано Паустовским в ноябре 1915 г. в письме с фронта. На долю поколения Паустовского выпала тяжелейшая судьба: Первая мировая война, две революции 1917 г., гражданская война, строительство социализма. Как все это было пережито, осмыслено, прочувствовано, рассказывает одна из главных книг писателя — «Повесть о жизни» (1945—1963). Своей исповедальностью она близка к таким произведениям, как «Детство», «В людях», «Мои университеты» М.Горького, «Жизнь Арсеньева» И.Бунина. Выразительные названия шести се частей дают ясное представление о том, как складывалась жизнь писателя на многотрудных этапах отечественной истории. Вот «Беспокойная юность» — фронтовые будни Первой мировой войны, работа вагоновожатым в Москве, на металлургическом заводе в Юзовке. Десятки встреч, расставаний, трагических утрат, открытий. Наступил 1917 год. «Начало неведомого века» — так называется часть книги, рассказывающая о жизни Паустовского в годы революции и гражданской войны. На глазах читателя происходит процесс формирования личности художника. Хотя собственно творческая деятельность в эти годы отступила на второй план: слишком велико было давление жизненных обстоятельств, слишком насыщен событиями и впечатлениями чуть ли не каждый день. Но литературная работа продолжалась. Паустовский пишет очерки и статьи, сотрудничает в газетах. Новый этап в жизни писателя начинается после гражданской войны. Страна после семилетних потрясений возвращалась к мирной жизни. «Время больших ожиданий» — так оценит Паустовский этот период и так назовет впоследствии книгу об этих годах своей жизни. В одном из писем 1923 г. содержится интересное признание: «Я думаю, что если мне правда дан талант (а я это чувствую), то я должен отдать ему в жертву все, — и себя, и всю свою жизнь, чтобы не зарыть его в землю, дать ему расцвести полным цветом и оставить после себя хотя бы и небольшой, по все же след в жизни. Поэтому теперь я много работаю, пишу, много скитался, изучал жизнь, входил в жизнь людей самых разных общественных слоев». Работа по созданию себя продолжалась до конца дней писателя. Ему удалось отчасти осуществить завет любимого поэта — А. Пушкина: По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам, И пред созданьями искусств и вдохновенья Трепеща радостно и восторгах умиленья. — Вот счастье! вот права... Еще в 1917 г. Паустовский писал: «Скитальчество — это не болезнь, не страсть — это высшее и кристальнейшее выражение большой человеческой тоски по далекому, по загаданному, по жизни, овеянной свежими ветрами, многогранной, ликующей, в которой поет каждый миг, каждая почти незаметная минута...» В шестой части «Повести о жизни» — в «Книге скитаний» — он рассказал о «божественных природы красотах», созерцателем которых ему посчастливилось быть в его бесконечных странствиях, о «созданиях искусства» и их создателях, творчество которых вдохновляло ею и формировало представления о прекрасном. Страсть к скитаниям, путешествиям сохранится у писателя до последнего вздоха.
|