Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность и основные признаки организацииСтр 1 из 4Следующая ⇒
Лекция 4.1. Социологический подход к управлению социальной организацией. 1. Сущность и основные признаки организации 2. Организация как система. Классификация организаций 3. Сущность процесса управления в организациях 4. Свойства и функции системы управления в организации
Сущность и основные признаки организации Термин «организация» имеет очень широкий смысл. В кибернетике, экономике, биологии, технических науках он выступает синонимом понятия «упорядоченность». А.И. Пригожин приводит три самых распространенных значения понятия «организация» применительно к социальным объектам: 1) как искусственное объединение людей институционального характера, занимающее определенное место в обществе и выполняющее конкретные функции. В этом смысле организация выступает как социальный институт с известным статусом и рассматривается как автономный объект. Это предприятия, органы власти, союзы, кооперативы и т.д.; 2) как определенная деятельность по организации, распределению функций, налаживанию устойчивых связей, координации и т.д. То есть организация выступает как процесс целенаправленного воздействия на объект. В этом смысле понятие «организация» совпадает с понятием «управление»; 3) как характеристика степени упорядоченности какого-либо объекта. Здесь под организацией понимается определенная структура, строение и тип связей как способ соединения частей в целое, специфический для каждого рода объектов. Организация выступает как свойство, атрибут объекта. Такое содержание термина употребляется, например, когда речь идет об организованных и неорганизованных системах, эффективной и неэффективной организации и т.д. Именно это значение подразумевается в понятиях формальная и неформальная организация. Речь пойдет об организации в первом из перечисленных выше значений, то есть о как совокупности людей и групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе определенных правил и процедур, разделения труда и обязанностей. Организация, таким образом, выступает формой совместной деятельности людей, при которой она выглядит упорядоченной, отлаженной, скоординированной. Поскольку организации связаны в первую очередь с деятельностью людей, их называют социальными организациями. Ключевые элементы организации не здания, оборудования или технологии. Организации создаются людьми и их взаимоотношениями друг с другом. Организации – сложный организм, в котором соединены интересы личности и групп. У организаций есть свой облик, культура, традиции. Не зная сущности организаций и тенденций их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал. Организации как объект исследования привлекают к себе внимание ученых и практиков – представителей самых разных областей знания, в т.ч. и социологию (М. Вебер, Э. Мэйо, Ч. Барнард, Т. Парсонс, Р. Мертон, П. Блау, Д. Скотт, М. Крозье, Р. Лайкерт и др.). Исследования показали, что организации – это социальные отношения между членами социальной группы. Социологи выделили следующие о бщие черты организаций: – цели, отражающие их предназначение, и те виды продукции и услуг, которые они производят для удовлетворения потребностей общества; – персонал или работники, обладающие квалификацией, знаниями и умениями, необходимыми для достижения поставленных целей; – разделение труда, осуществляемое в соответствии с профессионально-квалификационными характеристиками работника и обеспечивающее рациональную структуризацию работ и задач; – коммуникации, то есть различного рода связи, необходимые в процессе выполнения совместной работы; – формальные правила поведения, процедуры и контроль, устанавливаемые для того, чтобы организации функционировали как целостные образования; – уровни полномочий и ответственности, устанавливающие масштабы власти для разных должностей в организации. Социальные организации имеют общие характеристики, наличие которых помогает понять, почему для нормального их функционирования необходимо управление: – наличие ресурсов организации; – зависимость от внешней среды; – наличие подразделений (групп людей), представляющие собой составные части организации; – горизонтальное и вертикальное разделение труда. На основании вышеперечисленного попытаемся дать определение организации. Организация – это целостная, специально структурированная и координированная система, связанная с окружающей средой, деятельность которой направлена на достижение определенных целей.
|