![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Отчетности. Основные этапы и процедуры
Одной из главных целей аудита деятельности кредитной организации является оценка качества, достоверности, полноты бухгалтерской отчетности, своевременности ее формирования и представления. Бухгалтерская отчетность считается завершающим этапом процесса организации аналитического и синтетического учета. Поэтому аудит бухгалтерской отчетности базируется на проведенных процедурах аудита постановки аналитического учета. Обоснованное выражение мнения аудиторов о качестве бухгалтерской отчетности имеет место при получении достаточных аудиторских доказательств в ходе проведения детальной проверки бухгалтерского учета, соответствия его постановки и организации законодательным и нормативным документам. Использование единой нормативной базы способствует адекватному отражению в регистрах бухгалтерского учета совершаемых банковских операций, обеспечивает целостность ведения учета имущества, требований и обязательств, составление и представление сопоставимой и достоверной информации об их имущественном положении, доходах и расходах, финансовых результатах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности. Установленные принципы, правила и способы учета операций и составления отчетности обязательны во всех кредитных организациях на территории Российской Федерации. Они позволяют использовать унифицированные правила организации аудиторских обследований. В соответствии с установленными принципами ведения учета и составления бухгалтерской отчетности все операции, имущество, результаты инвентаризации подлежат оценке в денежном выражении и своевременному отражению на счетах в полном объеме. Обоснованность и правильность проведения операций, соответствие их экономического содержания балансовым счетам, на которых они учитываются, отражаются непосредственно в первичных денежно-расчетных документах. Поэтому аудиторское подтверждение бухгалтерской отчетности базируется на тщательной проверке наличия и качества оформления банковских документов — документов дня. Важнейшими элементами проверки денежно-расчетных документов является проверка: обозначения номеров счетов по дебету и кредиту, по которым должна быть произведена запись; даты проводки; содержания операции; суммы; подписи бухгалтерского работника, оформившего документ и совершившего операцию; подписи должностных лиц банка, осуществляющих контроль операций. Цель аудиторской проверки годовой бухгалтерской и финансовой отчетности состоит в оценке и подтверждении ее правильности и достоверности. В свою очередь, оценка и подтверждение отчетности подразделяются на следующие этапы: а) проверка состава годовой бухгалтерской и финансовой отчетности с позиции соответствия всех ее составных частей (формы) нормативным требованиям Банка России; б) рассмотрение итогов подготовительной работы, выполненной банком, по составлению годовой бухгалтерской отчетности и ее оценка; в) сверка отчетных данных всех форм бухгалтерской отчетности с данными баланса на 1-е января с учетом заключительных оборотов, а также актами ревизий и инвентаризаций; г) на основании аудита конкретных банковских операций сформировать суждение о степени достоверности годовой бухгалтерской отчетности. На каждом из приведенных этапов аудиторами ставятся и решаются конкретные задачи. На первом этапе при проверке состава годовой бухгалтерской отчетности аудиторы должны: установить состав годовой бухгалтерской отчетности; проверить соответствие форм годовой бухгалтерской отчетности банка установленным требованиям; проверить соответствие содержания формы № 101 (баланс)1 и формы № 102 (отчет о прибылях и убытках) нормативным требованиям Положения о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ, № 205-П. В ходе рассмотрения и оценки итогов инвентаризации и других видов подготовительной работы по составлению годовой отчетности аудиторы: получают акты инвентаризации всех активов, учитываемых на балансовых счетах (денежных средств, основных фондов, хозяйственных материалов); анализируют итоги инвентаризации и порядок отражения банком на балансовых счетах выявленных в ходе инвентаризаций недостач и излишков; получают и анализируют информацию о проделанной аналитической работе по выявлению сумм нереальной дебиторской, ссудной задолженности и других активов. На этапе сверки отчетных данных отдельных форм отчетности и данных баланса с актами ревизий и инвентаризаций аудиторы должны получить и проанализировать информацию о проведенной банком сверке соответствия остатков балансовых счетов инвентаризационных ведомостей и форм отчетности. В ходе проверки правильности составления бухгалтерской и общей финансовой отчетности аудиторами проводится арифметический и логический контроль информации всех форм годового отчета банка. В результате этих процедур аудиторы приходят к убеждению о тождественности и взаимоувязке данных баланса, отчета о прибылях и убытках и других форм годового отчета. Проверяется правильность составления расчета: собственных средств (капитала), экономических нормативов, расчета обязательных резервов. Аудиторы должны убедиться, что они составлены в соответствии с нормативными требованиями. При подтверждении достоверности годового отчета и отчетности многофилиального банка должна быть осуществлена проверка: баланса головного офиса; балансов филиалов, составляющих в совокупности (включая баланс головного офиса) более 60% валюты сводного баланса банка. 1) См. приложение (с. 502). При проверке правильности составления общей финансовой отчетности аудиторские процедуры применяются в отношении: расшифровки отдельных балансовых счетов, данные которых включены в финансовую отчетность; данных о крупных кредитах; сведений об активах и пассивах по срокам востребования и погашения; сведений о процентных ставках по кредитам и депозитам и др. Одновременно проверяются своевременность и полнота представления всех форм бухгалтерской и финансовой отчетности в учреждения Банка России в течение года (т.е. в составе месячной, квартальной и годовой отчетности). Аудиторам следует ознакомиться с характером и содержанием предписаний и санкций, которые применялись учреждениями Банка России к коммерческому банку в связи с нарушениями качества и сроков составления и представления отчетности, а также с выполнением банком поступавших в его адрес предписаний. Рабочая программа в части проверки правильности формирования пояснительной записки к годовому бухгалтерскому отчету должна быть нацелена на получение следующей обязательной информации: данные о подтверждении клиентами средств, числящихся на их счетах на 1 января; результаты инвентаризации; причины недосоздания резерва на возможные потери (при необходимости); сведения о затратах на капит& чьные вложения; информация о кредитах, полученных от других банков на капитальные вложения; характер перераспределения фондов кредитной организацией; данные о мероприятиях по устранению убыточности соответствующих филиалов (при необходимости); при отсутствии служб внутреннего контроля - причины отсутствия и проводимая работа по их созданию. При проверке пояснительной записки в соответствии с указанной рабочей программой аудиторы должны убедиться, что банк достоверно и правильно указал причины, по которым от клиентов не получены подтверждения остатков по счетам. В случае выявления излишков или недостач по результатам инвентаризации необходимо проверить, правильно ли банк отразил их влияние на финансовые результаты года. В пояснительной записке должны быть отражены результаты проведенной банком сверки обязательств и требований по срочным операциям, а также дебиторской задолженности с поставщиками, подрядчиками и покупателями. Данная информация может быть использована аудиторами при углубленной проверке срочных операций и дебиторской задолженности.
|