Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изучение и оценка кредитной политики кредитной организации
Поскольку ссудные операции относятся к числу основных, приносящих кредитной организации наибольший доход, и одновременно наиболее рискованных, аудиторы в процессе проверок важное место отводят изучению кредитной политики и системы управления кредитным риском. О необходимости иметь утвержденную кредитную политику указано в Положении Банка России от 31 августа 1989 г. №54-П. Однако в этом документе не сформулированы требования к ее содержанию. Вместе с тем в методическом пособии «Что и как Банк России проверяет в коммерческих банках» (— М.: «Гелиос АРВ», 2000 г.), определены некоторые требования к содержанию данного документа. В частности, рекомендуется отразить в Положении о кредитной политике: общие положения (положения о филиалах и организации контроля за их деятельностью в области кредитования, лимиты и ограничения при предоставлении кредитов, процентные ставки, условия погашения, обеспечение кредитов, работа с просроченной задолженностью и т.д.); правила кредитования (вопросы политики по предоставлению денежных средств, выдаче кредитов собственным служащим банка, акционерам, инсайдерам и др.); категории кредитов (перспективные направления развития, долгосрочные и краткосрочные вложения, кредиты юридическим и физическим лицам и др.); контроль за качеством кредитов (анализ кредитоспособности заемщиков, ревизия кредитного портфеля и др.); комитеты кредитной организации (кредитный комитет, комитет по ставкам и лимитам, группа по работе с просроченной задолженностью и др.); наличие лимитов и ограничений при рассмотрении вопросов предоставления кредитов на кредитном комитете; состояние внутреннего контроля кредитной организации. Как отмечается в данном документе, перечисленные пункты Положения о кредитной политике носят рекомендательный характер. Подчеркивая важность отраженных выше вопросов при составлении Положения о кредитной политике, необходимо заметить, что кредитные организации должны творчески подойти к формированию данного документа. Вышеперечисленные вопросы нуждаются, во-первых, в четком структурировании; во-вторых, в дополнении; в-третьих, осмыслении замысла документа: должен ли он отражать существующее состояние или определять стратегию и тактику кредитной организации в области кредитования. В этой связи, учитывая зарубежный и отечественный опыт, можно было бы предложить следующую схему данного документа: 1. Общие положения. 2.Цели в области кредитования. 3.Приоритеты кредитования.
3.1.По отраслевой структуре. 3.2.По целевому направлению. 3.3.По региональной структуре. 3.4.По валюте. 3.5.По срочности. 3.6.По обеспеченности. 3.7.По продуктам и инструментам. 4.Принципы кредитования и взаимоотношений с клиентами. 5.Организация кредитной работы. 5.1.Принципы организации кредитной работы. 5.2.Субъекты управления кредитным процессом, их функции. 5.3.Нормативы и лимиты кредитования. 5.4.Процедура рассмотрения кредитной заявки, заключения и изменения кредитного договора. 5.5.Организация работы с проблемными клиентами и ссудами.
6.Политика в области управления кредитным риском, в том числе контроль за качеством кредитного портфеля. 7.Внешняя и внутрибанковская отчетность по вопросам кредитования. 8.Роль службы внутреннего контроля в управлении кредитными рисками. 9.Политика в области персонала. Задачами аудитора на данном этапе проверки являются: подтверждение наличия Положения о кредитной политике, утвержденной и периодически пересматриваемой Советом директоров или Правлением кредитной организации; изучение содержания данного документа; изучение документов, реализующих направления кредитной политики: Положения о кредитном комитете; Положения о структурных подразделениях, занимающихся вопросами кредитования; должностные инструкции сотрудников кредитного подразделения; Положения о внутреннем контроле; Инструкции по кредитованию; Методических указаний по анализу кредитоспособности клиентов; регламентов о рассмотрении кредитной за Таблица 16.2
явки, заключении и изменении кредитного договора; Правила пролонгации ссуд. Результаты рассмотрения этих вопросов аудитор отражает в рабочей документации, выводы и рекомендации фиксируются в детализированном отчете. Дальнейшая проверка осуществляется на предмет реализации целей, принципов и приоритетов кредитной политики. Для этого на первом этапе целесообразно проанализировать динамику объема и структуры кредитных вложений. Предварительно аудитору необходимо разработать рабочую таблицу, позволяющую провести такой анализ (табл. 16.2); заполнение рабочей таблицы поручается сотрудникам кредитной организации. Анализ данных этой таблицы целесообразно провести по следующим направлениям: определить основные тенденции в изменении абсолютной и относительной величины кредитных вложений. При этом может выявиться три тенденции: возрастание объема кредитных вложений, его снижение и сохранение на прежнем уровне. Указанные тенденции можно рассматривать как проявление соответственно активной, пассивной или сдержанной кредитной политики кредитной организации; определить основные тенденции, связанные с изменением структуры кредитных вложений. Возможные структурные изменения следует рассматривать с двух сторон. Изменения, касающиеся категорий заемщиков, отраслевого размещения и целевого использования ссуд, видов выдаваемых ссуд, напрямую характеризуют приоритеты кредитной политики кредитной организации; изучение в динамике структуры кредитных вложений в зависимости от срочности и обеспеченности ссуд, принадлежности к группам риска, к категории крупных ссуд следует увязывать с оценкой ее рискованности. На втором этапе целесообразно проанализировать соблюдение установленных банком нормативов и лимитов кредитования. Как известно, круг нормативов, регулирующих кредитные сделки, определен Инструкцией Банка России № 110-И. К ним относятся: Н6 (максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков); Н7 (максимальный размер крупных кредитных рисков); Н9.1 (максимальный размер совокупных кредитных рисков на своих участников) (акционеров); НОЛ (максимальный размер совокупных кредитных рисков на инсайдеров). Поэтому задачей аудитора является проверка соблюдения указанных нормативов, качества информации для расчета этих показателей, организации контроля за их соблюдением, оперативности и эффективности принимаемых мер в случае их невыполнения. Результаты проведенного анализа аудитор отражает в аналитической записке. Существенные выводы и рекомендации включаются в детализированный отчет.
|