![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дидактические основы проблемного обучения
Технология проблемного обучения является одним из наиболее эффективных средств активизации учебно-познавательной деятельности. В истории педагогики проблемное обучение называли то сократическим, то эвристическим, то собственно проблемным (проблемно-эвристическим). Известно, что древнегреческий философ Сократ (ок. 470—399 до н. э.) вел беседы со своими учениками по вопросам нравственности. Используя наводящие вопросы, Сократ обсуждал с учащимися те или иные проблемы. Идеи проблемного обучения особенно интенсивно развивались и распространялись в образовательной практике XX века. В зарубежной педагогике концепцию проблемного обучения развивал американский педагог Дж. Дьюи (1859—1952), утверждавший, что мышление есть решение проблем. Проблемное обучение заключается в создании (организации) перед учащимися проблемных ситуаций; осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и учителя при максимальной самостоятельности учащихся и под общим руководством учителя, направляющего их деятельность. Для того чтобы охарактеризовать проблемное обучение, необходимо определить понятия: «проблемная ситуация», «проблема», «проблемная задача». Проблемная ситуация с позиции учителя — это особая организация учебного процесса с помощью постановки вопросов, активизирующих действий и других методических приемов учителя, подчеркивающих противоречия, важность, новизну и другие отличительные свойства объекта познания. Проблемная ситуация с позиции ученика — определенное психическое состояние, интеллектуальное затруднение субъекта, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готового решения и которое требует усвоения новых знаний и способов деятельности. Проблемная ситуация — это противоречие (конфликт) между знанием (прошлым опытом) и незнанием, как объяснить новые явления. Данное противоречие является условием возникновения познавательной потребности. Проблемная задача есть проблема, принятая к решению и оформленная словесно так, что известное отделено от неизвестного. Проблемная задача всегда является нестандартной, поисковой, так как не имеет готового алгоритма решения. Применяются разные методические приемы создания проблемных ситуаций: · Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос · Побуждение к теоретическому объяснению явлений, фактов, подведение к противоречию между ними · Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении практических заданий · Побуждение к предварительному обобщению фактов · Создание эффекта неожиданности или несоответствия, ознакомление с фактами, которые якобы невозможно объяснить · Переформулировка задачи или вопроса · Предложение конструкторских, исследовательских заданий Формами выражения учебной проблемы наряду с проблемной задачей являются проблемный вопрос и проблемное задание. В отличие от информационного вопроса (задается с целью получения знаний, известных ученику, в виде ответа) проблемный вопрос вызывает у учащихся интеллектуальное затруднение, так как у них нет готовой информации для ответа. В таком вопросе скрыто противоречие, он предполагает возможность неоднозначного ответа. Знание становится проблемным, если его выполнение требует сложной поисковой или творческой познавательной деятельности (изобретательство, эксперимент, сочинительство и т. п.). Функции проблемного обучения: 1. Активизация интеллекта и творческой активности учащихся 2. Формирование и развитие теоретического мышления школьников 3. Содействие большей эффективности усвоения учениками знаний 4. Формирование мотивов учения школьников Виды проблемного обучения Научное творчество — теоретическое исследование, в ходе которого осуществляется поиск, открытие учащимися нового закона, доказательства, правила; ставятся и решаются теоретические учебные проблемы Практическое творчество — поиск практического решения проблемы, способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение, то есть постановка и решение практических учебных проблем Художественное творчество — художественное отображение действительности на основе творческого воображения (рисование, игра, музицирование и т. п.) Уровни проблемного обучения (на методах по Лернеру и Скаткину) Проблемное изложение материала. Учитель сам предлагает проблему, формулирует проблемную задачу и излагает пути ее решения, показывает результат. Проблема излагается и решается не в виде готовых знаний, а как поиск научной истины. Ученики при этом выдвигают свои предположения, формируют свое отношение к изучаемому материалу Частично-поисковая деятельность учащихся. Учащиеся частично вовлекаются учителем в процесс решения проблемы. Проблему ставит и формулирует учитель, а ученики под его руководством ее решают. Они формулируют и оценивают гипотезы, предлагают методы решения задач, делают выводы из проведенных опытов и т. п. Исследовательская деятельность учащихся. Предполагает наивысшую активность учащихся в процессе обучения. Роль педагога сводится или только к постановке проблемы, или к общей организации и руководству (контролю). Ученики сами осознают проблему, формулируют и решают ее. Они самостоятельно проходят все этапы исследования: наблюдения, опыты, выдвижение и проверка гипотез, работа с теоретическими источниками, моделирование, статистические методы, логические рассуждения и выводы Вместе с тем существуют ограничения в применении технологии проблемного обучения, обусловленные следующими обстоятельствами: · Применение технологии проблемного обучения требует от учителя определенных знаний, педагогического мастерства, творчества. · Проблемное обучение предполагает в качестве своего содержания материал высокого уровня значимости, допускающий неоднозначные, альтернативные подходы, толкования и оценки. · Проблемное обучение приемлемо тогда, когда у учащихся имеется необходимый уровень знаний и умений, определенный опыт в изучаемой области. · Проектирование и реализация проблемного обучения требует значительных временных затрат. Технология проблемного обучения реализуется на практике как самостоятельная, автономная или как проникающая, органичная часть других технологий обучения (игровых технологий, технологий кооперативного, проектного обучения и др.).
|