Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технология программированного обучения






Программированное обучение возникло в XX веке в результате стремительного развития техники и средств массовой информации. Оно было результатом усилий педагогов, направленных на индивидуализацию и автоматизацию процесса обучения. Этот вид обучения основан на бихевиористской теории научения. Кроме того, на его развитие оказал влияние кибернетический подход к обучению (кибернетика — наука об управлении, связи и информации), который перенес в педагогику Б. Ф. Скиннер (США). Он и сформулировал основные идеи программированного обучения — концепцию управления научением.

Программированное обучение — это индивидуальное самостоятельное обучение по заранее разработанной обучающей программе с помощью специальных средств обучения (программированного учебника, особых машин, компьютеров и т. д.), обеспечивающее каждому обучаемому возможность осуществления процесса учения в соответствии с индивидуальными особенностями.

Данный вид обучения характеризуется пятью основными признаками

1. Наличие измеримой (диагностируемой) цели учебной работы и алгоритма реализации этой цели

2. Расчлененность учебного материала на «шаги» или «кадры» (небольшие порции, «дозы» информации)

3. Завершение каждого «шага» самопроверкой и по необходимости соответствующим корректирующим воздействием

4. Использование автоматического или полуавтоматического обучающего устройства

5. Индивидуализация обучения

Программированное обучение обязательно предполагает наличие обратной связи: внутренней (к обучаемому) и внешней (к обучающему). При внутренней обратной связи учащиеся сами анализируют итоги своей учебной деятельности, а при внешней это делают учителя или управляющие устройства.

Материальной основой программированного обучения является обучающая программа. Она состоит из последовательности шагов, каждый из которых представляет собой микроэтап овладения определенной единицей знаний или действий. Каждый шаг программы обычно состоит из трех кадров: информационного (дается необходимая информация об изучаемом знании или действии); контрольного (задания для самостоятельного выполнения); управляющего (проверка решения заданий, получение на основе результатов проверки указания о переходе к следующему шагу).

Краткая характеристика существующих видов обучающих программ 1. Линейная программа. Включает сменяющие друг друга небольшие порции учебной информации и контрольные задания к ним. Обучаемый знакомится с каждой порцией учебного материала в заданной последовательности, при этом каждое задание имеет один правильный ответ. В случае, если обучаемый дает правильный ответ, он получает новую учебную информации; если ответ неправильный, то предлагается вновь изучить первоначальную информацию.

Разветвленная программа. Включает помимо информационного и контролирующего блока, блок коррекции, в котором в случае неправильного ответа предоставляется дополнительная учебная информация, позволяющая ученику ликвидировать возникший пробел в знаниях (излагается суть ошибки, допущенной в ходе выполнения тестового задания; указывается материал, к которому ученику необходимо вернуться для ликвидации возникшего пробела в знаниях), выполнить контрольное задание или дать правильный ответ, а затем получить новую порцию информации ). Отличается от линейной программы множественностью (многократностью) выбора шага. Она ориентирована не столько на безошибочный ответ, сколько на уяснение причины

Адаптивная программа. Подбирает или предоставляет возможность обучаемому самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям и т. д. Может быть частично адаптивно (дается другой вариант на основе последнего ответа ученика) или полностью адаптивной (на каждом шаге обучения учитываются результаты предыдущих шагов).

Комбинированная программа. Включает фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного программирования, разные дозы и виды информации, а также различные алгоритмы ее усвоения. Обучающая программа содержит следующую последовательность блоков: информационный блок; тестово-информационный блок (проверка усвоенного); коррекционно-информационный блок (в случае неверного ответа — дополнительное обучение); проблемный блок (решение задач на основе полученных знаний); блок проверки и коррекции.

Программированное обучение имеет свои положительные и отрицательные стороны. К положительным относятся: индивидуализация обучения, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие их внимания. Работа в соответствии с алгоритмом развивает логическое мышление учащихся, приводит знания в систему, упорядочивает их. Обратная связь обеспечивает прочность усвоения материала. Программированное обучение дает возможность использовать технические и электронные средства обучения (информационные технологии) освобождает преподавателю, выступающему в роли консультанта, время для творческой работы.

Вместе с тем абсолютизация программированного обучения, работа только по алгоритму приучает учащихся к исполнительской деятельности, отрицательно сказывается на развитии творческого мышления. Материал, рассчитанный на эмоциональное воздействие на учащихся, не может быть запрограммирован (восприятие художественного образа, поэзии, музыки и т. п.). При программированном обучении отсутствует групповая и коллективная работа, исключена вероятность угадывания правильного ответа из 3—5 предложенных вариантов (1: 3 или 1: 5). Практика показывает, что программированное обучение дает хорошие результаты в случае формирования практических умений и навыков, например, в ходе изучении языков, решения типовых задач, а также при закреплении и проверке знаний.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал