Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема № 3. мобилизационная подготовка объектов здравоохранения
Цель и основные задачи мобилизационной подготовки здравоохранения. Цель мобилизационной подготовки здравоохранения заключается в заблаговременной подготовке органов здравоохранения всех уровней, подчиненных им организаций к работе в период мобилизации и в условиях военного времени по медицинскому обеспечению населения, и военнослужащих вооруженных сил РФ. Основные задачи мобилизационной подготовки здравоохранения: Проведение комплекса мероприятий по подготовке создаваемых на военное время для нужд ВС РФ специальных формирований здравоохранения. Проведение мероприятий по подготовке к медицинскому обеспечению населения пострадавшего в результате ведения военных действий. Реализует эти мероприятия создаваемая в период мобилизации МСГО. подготовка к медицинскому обеспечению населения в период мобилизации и в военное время. Реализуются мероприятия федеральными, региональными и муниципальными органами и учреждениями здравоохранения. В настоящей лекции боле подробно будет рассмотрена задача создания специальных формирований здравоохранения для нужд ВС РФ. Мероприятия мобилизационной подготовки по медицинскому обеспечению населения пострадавшего в результате военных действий подробно будут рассмотрены при дальнейшем изучении предмета МК и МСГО.
Основное законодательное нормативно-правовое обеспечение мобилизационной подготовки здравоохранения Мобилизационная подготовка здравоохранения являются составной частью мобилизационной подготовки органов государственной власти и направлена на подготовку к обеспечению потребностей государства и обеспечению нужд населения в военное время. Регламентируется нормативно-правовыми актами, которые включают ряд положений Конституции РФ, федеральные законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и ведомственные приказы. К основным нормативно-правовым документам относятся: Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.). В ней определяется, что Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Оборона и безопасность находятся в ведении Российской Федерации. в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение; Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года № I-ФКЗ «О военном положении». Военное положение - особый правовой режим, вводимый в случае агрессии против Российской федерации или непосредственной угрозы агрессии. При введении военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях объявляется общая или частичная мобилизация. Федеральный закон от 31 мая 1996года № 61-ФЗ «Об обороне». Определяет: - основы и организацию обороны Российской Федерации - полномочия и функции органов государственной власти, организаций и должностных лиц; - права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны; - силы и средства, привлекаемые для обороны; Оборона - это система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан Российской Федерации и военно-транспортная обязанность органов исполнительной власти, местного самоуправления и организаций, а также собственников транспортных средств. В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации. Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются создаваемые на военное время специальные формирования здравоохранения. Организация обороны включает: - мобилизационную подготовку органов государственной власти, местного самоуправления и организаций, транспорта, коммуникаций и населения страны; - создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резерва; - планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне и другие мероприятия; Федеральный закон 1997года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации». Закон осуществляет правовое регулирование, обязанности органов власти и должностных лиц в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации. В законе дано определение мобилизации. Мобилизация, это комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени. Для здравоохранения – Мобилизация - комплекс мероприятий по переводу органов управления и организаций здравоохранения на работу в условиях военного времени, а специальных формирований и аварийно-спасательных формирований ГОЗ на организацию и состав военного времени. Федеральный закон от 29декабря 2004года № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» Закон устанавливает общие принципы формирования, размещения, хранения, использования, пополнения и освежения запасов государственного материального резерва. Государственный материальный резерв — особый федеральный запас материальных ценностей. В его состав входят запасы: - материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации; - стратегических материалов и товаров для оказания поддержки различным отраслям народного хозяйства и оказания регулирующего воздействия на рынок; - материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Федеральный закон 1998года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества. Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Медицинские работники (врачи и средний медицинский персонал) являются военнообязанными, и на них распространяется действие настоящего закона. Указ Президента Российской Федерации 1998 года № 1175 «Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности» Военно-транспортная обязанность устанавливается для своевременного, качественного и в полном объеме обеспечения транспортными средствами Вооруженных сил, а также создаваемых на военное время специальных формирований в период мобилизации и в военное время. Военно-транспортная обязанность распространяется на все организации независимо от формы собственности и граждан — владельцев транспортных средств. Указ Президента Российской Федерации 2009года «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020г.» " национальная безопасность" - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства. «Стратегия» является важнейшим документом в системе стратегического планирования в Российской Федерации. Она нацелена на повышение качества государственного управления и призвана скоординировать деятельность органов государственной власти, государственных и общественных организаций по защите национальных интересов России и обеспечению безопасности личности, общества и государства. Обеспечение достойных условий жизни в России признается такими же приоритетами обеспечения национальной безопасности, как и традиционные направления - обороноспособность и безопасность государства. Указ Президента Российской Федерации 2010г. «Об утверждении военной доктрины Российской Федерации» Военная доктрина Российской Федерации - представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации. Основные внешние угрозы: - стремление наделить силовой потенциал НАТО глобальными функциями, приблизить военную инфраструктуру к границам Российской Федерации; -действия по дестабилизации обстановки в отдельных государствах и регионах, подрыв стратегической стабильности; - создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, милитаризация космического пространства, развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия; - территориальные претензии к Российской Федерации, вмешательство в её внутренние дела; - распространение оружия массового поражения; - нарушение международных договоренностей, в области ограничения и сокращения вооружений; - распространение международного терроризма; - возникновение многочисленных очагов межнациональной и межконфессиональной напряженности. Основные внутренние угрозы: - попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации; - подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации; - дезорганизация функционирования органов государственной власти Обеспечение военной безопасности - В современных условиях Российская Федерация исходит из необходимости обладать ядерным потенциалом, способным гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому агрессору в любых условиях. - Ядерное оружие, которым оснащены Вооруженные Силы Российской Федерации, рассматривается как фактор сдерживания агрессии, обеспечения военной безопасности Российской Федерации и ее союзников, поддержания международной стабильности и мира. в угрожаемый период и с началом военного конфликта проводится: - своевременное объявление состояния войны, введение военного или чрезвычайного положения в стране. Проведение полного или частичного стратегического развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации; - скоординированное ведение вооруженной, политической, дипломатической, информационной, экономической и других видов борьбы; - перевод экономики страны, отдельных ее отраслей, а также организаций, на работу в условиях военного положения; - организация и осуществление мероприятий территориальной и гражданской обороны; Основные положения, принципы и содержание мобилизационной подготовки органов здравоохранения Основные положения: Организация мобилизационной подготовки органов здравоохранения является составной частью организации обороны РФ. Должностные лица органов здравоохранения и организаций несут персональную ответственность за исполнение возложенных на них обязанностей в области мобилизационной подготовки. В органах здравоохранения и организациях, имеющих мобилизационное задание, создаются мобилизационные органы. В зависимости от объема мобилизационных заданий могут назначаться мобилизационные работники. Руководители мобилизационных органов или мобилизационные работники подчиняются непосредственно руководителям органов здравоохранения и организаций. Мобилизационная подготовка государства, в том числе здравоохранения, осуществляется за счет средств выделяемых на эти цели из военного бюджета РФ. Военный бюджет РФ на 2011 год составляет порядка 50 млрд. долларов. Из них на мобилизационную подготовку выделено 11, 6 млрд. рублей. Часть финансовых средств на мобилизационную подготовку здравоохранения регионов, финансируется из бюджета субъектов Российской Федерации. Работа в области мобилизационной подготовки здравоохранения относится к государственной тайне и ведется в секретном делопроизводстве. Основные принципы мобилизационной подготовки здравоохранения: 1. централизованное руководство. Оно заключается в организации работ по мобилизационной подготовке выше стоящим органом управления здравоохранения и безусловном выполнении мобилизационных заданий подчиненными органами здравоохранения и организациями. 3. плановость. Все органы управления и организации здравоохранения разрабатывают план мобилизационной подготовки в котором определяется перечень проводимых мероприятий, место проведения, сроки, исполнители и.др., которые утверждаются выше стоящим органом управления. 4. контроль. Органы здравоохранения определяют сроки и порядок представления подчиненными донесений о выполнении запланированных мероприятий. С целью изучения реального состояния дел и оказания практической помощи проводятся плановые и внезапные проверки мобилизационной готовности; Содержание мобилизационной подготовки органов здравоохранения 1. Определение условий работы органов здравоохранения в период мобилизации и в военное время. С этой целью на основе существующих военных опасностей прогнозируется возникновение возможных военных конфликтов. Исходя из вероятного прогноза делаются выводы о медицинской обстановке в различных регионах РФ. 2. Подготовка органов здравоохранения к работе в период мобилизации и в военное время. Она включает - создание мобилизационного органа, подготовку специалистов, разработку документации, создание запасных пунктов управления и др. 3. Разработка мобилизационных планов. Мобилизационный план это документ, определяющий содержание, объём, порядок и сроки проведения мероприятий по переводу органов здравоохранения и организаций на режим деятельности в условиях военного времени. Мобилизационный план разрабатывается всеми органами здравоохранения и организациями, которые продолжающие свою деятельность в военное время и имеют мобилизационные задания. Состоит план из графической части, таблиц, схем, расчётов, графиков и текстовой части. В нем отражаются мероприятия проводимые в режиме повседневной деятельности, при повышенной готовности, при военной опасности и полной готовности. Мероприятия планируются как последовательно, так и минуя промежуточные степени готовности. 4. Оценка состояния мобилизационной готовности органов управления. Проводится в ходе командно-штабных тренировок и мобилизационных учений, а так же проверок выше стоящим органом управления. 5. Подготовка и создание в период мобилизации и в военное время органов управления специальными формированиями здравоохранения. Организационно-методическая помощь организациям в подготовке специальных формирований здравоохранения предназначенных для медицинского обеспечения военнослужащих. 6. Организация работ по созданию, накоплению и хранению медицинского и санитарно-хозяйственного имущества мобилизационного резерва. 7. Организация медицинского обеспечения населения в период мобилизации и в военное время. В этот период разворачивается медицинская служба гражданской обороны. Учреждения здравоохранения переводятся на режим работы военного времени 8. Организация воинского учета в органах здравоохранения. 9. Подготовка специалистов по военно-учетным специальностям для комплектования специальных формирований здравоохранения в период мобилизации и в военное время. 10. Бронирование на период мобилизации и на военное время медицинских специалистов пребывающих в запасе и работающих в органах здравоохранения. Бронирование предоставляет отсрочку от призыва в вооруженные силы специалистов, которые состоят на воинском учете и занимают должности определяющие работоспособность органа управления. Этим достигается равномерное распределение трудовых ресурсов между вооруженными силами и гражданскими организациями. 5. Определение, классификация и предназначение специальных формирований здравоохранения. Во взаимодействии с федеральным органом по мобилизационной подготовке, Минздравсоцразвития разрабатывает мобилизационный план, в котором определяет численность и состав специальных формирований по регионам. Проводит мероприятия по финансовому обеспечению мобилизационной подготовки подчиненных органов управления, накоплению в мобилизационном резерве медицинского и санитарно-хозяйственного имущества. Готовит специалистов, организует бронирование сотрудников в учреждениях здравоохранения. Оказывает организационно-методическую помощь и осуществляет контроль за деятельностью региональных органов здравоохранения по выполнению мобилизационных заданий. Региональные органы здравоохранения, получив мобилизационное задание, проводят целенаправленную работу по его исполнению. С этой целью разрабатывается мобилизационный план, в котором определяются учреждения здравоохранения, на базе которых будут создаваться специальные формирования здравоохранения и обеспечивается выполнение запланированных мероприятий. Специальные формирования здравоохранения – это, органы управления, лечебные и санитарно-противоэпидемические учреждения, создаваемые в период мобилизации и в военное время, для выполнения задач по медицинскому обеспечению личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации. В состав Вооруженных сил не передаются. Классификация: К специальным формированиям здравоохранения относятся: органы управления специальными формированиями; тыловые госпитали здравоохранения; обсервационные пункты. Органы управления специальными формированиями: предназначены для руководства тыловыми госпиталями и обсервационными пунктами. К ним относятся - Главное управление по руководству специальными формированиями здравоохранения, которое создается в военное время в Министерстве здравоохранения и социального развития, а также отделы и секторы по руководству специальными формированиями здравоохранения, которые создаются в органах управления здравоохранением субъектов Российской Федерации. Тыловые госпитали здравоохранения Российской Федерации - специальные формирования здравоохранения, создаваемые в период мобилизации и в военное время для приема раненых и больных военнослужащих, поступающих из госпитальных баз фронта, военных округов военного времени, оказания им квалифицированной и специализированной медицинской помощи, лечения до определившихся исходов и реабилитации. Из ТГЗ раненые и больные могут быть возвращены в строй, уволены из Вооруженных Сил и эвакуированы в госпитали инвалидов войны, или направлены по месту жительства. В настоящее время существует 6 типов тыловых госпиталей, четыре многопрофильных – базовый, нейрохирургический, травматологический, терапевтический и два специализированных – кожно-венерологический и туберкулезный. Ёмкость тыловых госпиталей 400, 500, или 600 коек. Госпитали возглавляют врачи - военнослужащие (штатная категория - полковник медицинской службы). Заместитель по воспитательной работе в госпитале - военнослужащий (штатная категория - подполковник медицинской службы). Все остальные должности в госпиталях комплектуются за счет гражданского персонала. Всего в ТГЗ по штату от 181 до 327 человек, в том числе врачей от 19 до 37 человек. Обсервационные пункты являются противоэпидемическими учреждениями здравоохранения военного времени. Они предназначены для временной изоляции и обсервации воинских контингентов следующих по железнодорожным, водным, автомобильным и воздушным путям сообщения, при их эпидемическом неблагополучии. Выполняют функции противоэпидемических барьеров по предупреждению заноса инфекционных заболеваний в войска.
|