Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 9. Азотистые соединения.
9.1. АМИНЫ При изучении этой темы уясните разницу между аминами и четвертичными основаниями. Различают не только амины первичные, вторичные и третичные, но и по количеству аминогрупп – моноамины, диамины, триамины и полиамины. Обычно амины называют по радикалам, которые входят в их молекулы, с прибавлением суффикса -амин. По международной номенклатуре называют по общим принципам с указанием цифрой места положения аминогруппы в углеводородном остатке молекулы.
2-аминобутан 1, 4-диаминобутен-2 Изучите принцип общего способа получения аминов из галогенопроизводных и аммиака (способ Гофмана). Вспомните реакцию аммиака с водой. Как реагируют амины с водой? Из химических свойств аминов изучите реакции образования кислых и средних солей, реакции с азотистой кислотой. Из отдельных представителей следует знать строение, способы получения и свойства метиламина, триметиламина, путресцина, кадаверина, коламина и холина.
9.2. АРОМАТИЧЕСКИЕ АМИНЫ. Многие ароматические амины носят эмпирические названия. Важнейшим способом получения их является метод Н.Н. Зинина. Изучите эту реакцию. Наличие основных свойств у ароматических аминов, выраженных очень слабо, доказывается реакцией образования солей. Изучите реакции образования солянокислого и сернокислого анилина. Из основных химических свойств надо знать реакции алкилирования и ацилирования, а также реакции образования триброманилина и сульфаниловой кислоты. Из отдельных представителей следует знать строение, свойства и значение анилина, белого стрептоцида, дифениламина и диметиламина.
Вопросы для самопроверки 1. Классификация аминов. Что такое первичный, вторичный и третичный амин? 2. Напишите уравнения реакций взаимодействия аминов с соляной кислотой. 3. Как реагируют первичные, вторичные и третичные амины с азотистой кислотой? 4. Напишите уравнение реакции получения анилина по методу Н.Н. Зинина. 5. Почему амины обладают основными свойствами? 6. В чем различие химических свойств аминов жирного и ароматического ряда? 7. Какие соединения называются аминоспиртами? 9. Напишите формулу коламина и холина, укажите их биологическую роль.
9.3. АМИНОКИСЛОТЫ И БЕЛКИ Аминокислоты классифицируют по количеству карбоксильных и аминных групп (моноаминомонокарбоновые, моноаминодикарбоновые, диаминомонокарбоновые), по характеру углеводородного радикала (аминокислоты алифатического ряда, ароматические и гетероциклические аминокислоты), по месту положения аминогрупп (α -, β - и γ - аминокислоты), а также по наличию серы и гидроксигруппы (гидроксиаминокислоты и аминокислоты, содержащие серу). Чаще используются эмпирические названия аминокислот. Например, гликокол, аланин, валин, лизин и др. Для аминокислот характерны три вида изомерии: - структурная, - изомерия положения, - оптическая изомерия (природные аминокислоты, относятся к L- ряду). Изучите реакцию получения аминокислот действием на галогенокислоты аммиаком. Следует знать следующие характерные для аминокислот химические реакции: - образование внутренних солей, - образование солей, - взаимодействие с формальдегидом, - образование сложных эфиров, - образование ангидридов (дипептидов, трипептидов), - действие азотистой кислоты. Аминокислоты диссоциируют в воде как амфотерные соединения и характеризуются определенным значением изоэлектрической точки. Студент должен уметь написать реакции ионизации любой из указанных ниже аминокислот. Из отдельных представителей следует обратить внимание на строение, свойства и значение глицина, аланина, треонина, валина, лейцина, аспарагиновой и глутаминовой кислот, орнитина, аргинина, лизина, цистеина, цистина, метионина, серина, фенилаланина, тирозина, триптофана и гистидина. Следует иметь современное представление о строении белков.
Вопросы для самопроверки 1. Как подразделяются аминокислоты в зависимости от углеродного радикала, количества карбоксильных и аминных групп, входящих в молекулы аминокислот? 2. Напишите реакции диссоциации аминокислот. Объясните, почему они обладают амфотерными свойствами? 3. Какие соединения называются полипептидами? 4. Строение глутатиона и его биологическая роль. 5. Классификация белков. Какие белки называются простыми, сложными? 6. Назовите основные качественные реакции на белки.
|