Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объект и предмет социологии 6 страница








 



Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование


ния. Добротная программа — половина дела, она является зеркалом исследования.

Программа социологического исследования — это изложение основ­ных принципов, теории и методологии исследования, его процедуры и организации. С учетом такого понимания программы она выполняет в социологическом исследовании три основных функции: ^методо­логическую (определение научной проблемы, целей, задач и прин­ципов исследования); 2)методическую (разработка общего логи­ческого плана исследования); 3) организационную (разделение социологического труда, контроль за последовательностью проведе­ния основных этапов исследования).

Структура программы включает два раздела:

1) методологический — формулировка проблемы; определение це­
ли и задач исследования; выявление объекта и предмета исследования;
интерпретация основных понятий; предварительный системный ана­
лиз объекта исследования; выдвижение гипотез (рабочих и научных);

2) методический — построение выборки; разработка основных
процедур сбора и анализа исходных данных; стратегический план ис­
следования.

Методологический раздел программы

Разработка программы начинается с формулировки и обоснования проблемы. Что такое_соцшлъная проблема? Это противоречивая ситу­ация, поставленная самой действительностью и требующая анализа и выработки управленческого решения. Если проблемы, связанной с тем или иным противоречием, нет, то не имеет смысла проводить ис­следование. Поэтому вначале полезно спросить себя: а не известен ли уже ответ на вопрос, не решена ли проблема, которая ставится? Это важно для того, чтобы в очередной раз не «изобретать велосипед». Значит, не надуманная, реальная проблема обязательно должна нести в себе элемент новизны, представлять пока не решенную задачу.

Для обоснования проблемы очень важно знать, что уже известно о ней, а что — пока нет. Формулировка проблемы во многом определяет также и вид исследования — будет ли оно разведывательным, описатель­ным или аналитическим. Так, говоря о свободном времени студентов, можно выделить следующие частные проблемы, которые помогут сфор­мулировать исследовательские задачи: отсутствие культуры его исполь­зования; хроническая нехватка времени, приводящая к ограниченным возможностям полноценного развития личности студентов; неудовле­творенность студентов использованием свободного времени вследствие целого ряда причин объективного и субъективного порядка и др.


Глава 7 Структура социологического исследования, его этапы и элементы



После выявления и обоснования проблемы определяется цель ис­следования и его задачи. Цель может иметь как теоретический, так и практический, прикладной характер. Под ней понимается общая на­правленность исследования, проект действия и его результата. Это то, что должно быть достигнуто в конце всей работы.

Если цель исследования бывает, как правило, одна, то задач — не­сколько, и все они так или иначе конкретизируют цель, определяют средства ее достижения. Задачи исследования в своей совокупности направлены на анализ и решение проблемы и могут быть как основ­ными, так и неосновными. Характер задач зависит от содержания це­ли; если последняя является прикладной (практической), то и задачи будут такими же. Поскольку речь выше шла о проблеме свободного времени студентов, имеет смысл показать основные элементы про­граммы социологического исследования на примере этой проблемы.

Исходя из потребностей студенчества, можно предположить, что исследование — и его цель — должны носить преимущественно при­кладной характер. Тогда цель будет сформулирована следующим об­разом: выявить пути и условия эффективного использования свобод­ного времени студентами. С учетом данной цели, задачи исследования могут быть поставлены в таком виде: определить, каким количеством свободного времени располагают студенты в среднем за неделю; пока­зать наиболее предпочтительные для них виды досуговой деятельнос­ти; охарактеризовать потребности студентов, которые они реализуют в сфере свободного времени; выявить уровень удовлетворенности сту­дентов использованием своего свободного времени; изучить, сущест­вует ли связь между успеваемостью студентов и способами использо­вания свободного времени, а также его эффективностью; вскрыть динамику эффективности использования свободного времени студен­тами от курса к курсу; выяснить, планируют ли студенты способы про­ведения свободного времени; определить связь между планированием свободного времени и эффективностью его использования.

Вслед за рассмотрением целей и задач необходимо определить объ­ект и предмет исследования. Любая социальная проблема не сущест­вует сама по себе и всегда предполагает своего носителя — определен­ную общность, группу людей. Объект исследования характеризуется количественно, структурно, а также с точки зрения его пространст­венно-временной определенности. В нашем случае нужно выявить, студенты каких вузов, факультетов, курсов, групп будут изучаться и на протяжении какого времени.

Предмет исследования — это те стороны деятельности и свойства объекта исследования, которые подлежат изучению. Касаясь пробле-



Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование


 


 


мы свободного времени студентов, отметим, что предметом исследо­вания здесь могут быть различные факторы досуговой деятельности студентов, удовлетворенность этой деятельностью, ее направленность и эффективность и др.

Дальнейшая разработка программы исследования упирается в логиче­ский и операциональный анализ основных понятий, который часто приня­то называть процедурой их интерпретации. Ее смысл — четко, точно, оп­ределенно указать, что понимается в исследовании под терминами или понятиями. Нужны и их определения, и выявление структуры каждого из них, без чего невозможно перевести понятия на язык конкретного или, как говорят в социологии, операционального изучения. Это важно сде­лать еще и потому, что большинство понятий многозначно, имеет не­сколько смыслов и оттенков, различных трактовок в литературе.

Возьмем центральное понятие в нашем исследовании — свободное время. Как только оно не рассматривается в литературе, не говоря уже об уровне обыденного сознания! Для одних авторов оно оказывается време­нем, остающимся после работы (или учебы) и включающим в себя и сои, и приготовление пищи, и стирку, и уборку, и стояние в очередях, и мно­гое другое. Другие авторы свободное время сводят лишь к досугу, развле­чениям, отдыху, рекреации. Третьи рассматривают свободное время как сферу, противостоящую необходимости непреложных действий.

Для нас же свободное время — это и пространство свободной дея­тельности человека как самоцели; и совокупность занятий, с помощью которых удовлетворяются многие физические, психические и духов­ные потребности; и часть внерабочего времени, в которой реализуется ряд социальных функций; и время, включающее в свою структуру как досуг, так и более возвышенную деятельность; и определенное мерило ценностей; и сфера, имеющая свои природные и социальные границы, источники и резервы, эффективность и направленность, и т.д. Ясно, что, если не определиться с содержанием этого понятия, молено допус­тить серьезные ошибки, которые погубят все исследование.

Затем, после интерпретации понятий, нужно попытаться «разло­жить» проблему на составные части, чтобы установить причинно-следственные и функциональные зависимости данного объекта. Та­кая процедура выделения и анализа взаимосвязанных составных частей проблемы называется системным описанием объекта. Речь идет о построении концептуальной модели объекта, в которой может быть раскрыт весь комплекс его внутренних и внешних эле­ментов и связей. Если попытаться схематически представить модель использования студентами свободного времени, то она могла бы вы­глядеть следующим образом (рис. 4).



 



Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование


предположительные ответы на поставленные в задачах вопросы, при­чем, формулируя эти предварительные ответы, мы обращаемся к объ­яснительной схеме объекта.

Гипотезы могут быть научными и рабочими, первичными (выдви­гаемыми до полевого исследования) и вторичными (выдвигаемыми после его проведения). Могут быть также гипотезы-основания и гипо­тезы-следствия. По содержанию предположений гипотезы могут быть описательными (предположения о фактах, относящихся к проблеме), объяснительными (предположения о причинно-следственных связях объекта), прогностическими (предположения о возможном варианте развития событий, о перспективе изменений процессов). Часто встре­чаются и смешанные типы гипотез.

Вновь обратимся к проблеме свободного времени студентов. Ка­кие рабочие гипотезы здесь можно было бы выдвинуть?

1. Эффективность использования свободного времени у студентов
зависит от комплекса объективных и субъективных факторов.

2. Важнейшими объективными факторами, от которых зависит эф­
фективность использования свободного времени, являются следую­
щие: а) перегруженность студента учебными занятиями сокращает
свободное время, ограничивает возможности активных и разнообраз­
ных форм досуговой деятельности; б) занятость студента на работах,
связанных с дополнительным заработком, также ограничивает досу-
говые возможности; в) эффективность использования свободного
времени у студентов может быть снижена вследствие наличия собст­
венной семьи, маленьких детей; г) сдерживающими и неблагоприят­
ными факторами для использования свободного времени могут ока­
заться бытовые условия студенческой жизни; д) возможности
рационального использования свободного времени в значительной
мере обусловлены состоянием инфраструктуры досуга в местах учебы
и проживания студента; е) разнообразное использование способов до­
суговой деятельности ограничено финансовыми возможностями сту­
дента и коммерциализацией сферы свободного времени.

3. Важнейшими субъективными факторами, влияющими на эффек­
тивность использования свободного времени, могут быть: а) ориентации
студента, его представления о ценности и смысле этой сферы жизни;
б) уровень развития потребностей студентов, в особенности потребнос­
тей досугового характера (чем он выше, тем эффективнее используется
свободное время); в) направленность интересов студентов (их разнооб­
разие ведет за собой более эффективное использование свободного вре­
мени); г) планирование и организация свободного времени самим сту­
дентом, что приводит к повышению эффективности его использования.


Глава 7. Структура социологического исследования, его этапы и элементы



Анализ многочисленных исследований, отчетов по ним показыва­ет, что построить, сформулировать хорошие гипотезы не так-то про­сто. Успешность этой работы зависит от полученной до проведения исследования информации и профессионального опыта социолога. Выдвижение гипотез — заключительный элемент методологического раздела программы, после которого становится возможным перейти к ее методическому разделу.

§ 3. Методический раздел программы. Построение выборки

Понятие выборки

Вторая часть программы включает в себя прежде всего определение об­следуемой совокупности лиц. Нужно решить очень важный вопрос: что исследовать — весь изучаемый массив или только его часть. В первом случае исследование будет сплошным, во втором — монографическим или выборочным. Монографическое исследование означает изучение какого-то определенного; достаточно типичного и представительного отдельного объекта. В социологии сплошное и монографическое иссле­дования не часты. Наиболее распространено выборочное иссле­дование.

Оно базируется на определении необходимой части изучаемой со­вокупности. Эта часть называется выборочной совокупнос­тью, которая как бы представляет весь объект в целом и выступает его своеобразной моделью. В этом случае весь объект будет называть­ся генеральной совокупностью. Сложность заключается в том, как найти, определить такую часть целого, которая достаточно точно отражает все его основные характеристики. Это позволит су­дить о целом по его части.

Сразу же возникает вопрос о количестве, структуре и качестве ис­следуемой совокупности. Ясно, что изучать всех нерационально, это увеличило бы время и финансовые затраты, усложнило обработку и т.д. Да и необходимости такой нет. Можно вполне обойтись ограни­ченным количеством респондентов. Но при этом выборочная сово­купность должна быть репрезентативной, т.е. пропорционально вос­производить все характеристики генеральной совокупности. Это — главное требование, предъявляемое к выборочной совокупности.

Обратимся вновь к поставленной ранее проблеме свободного вре­мени студентов. Примем условно, что в таком-то вузе учится 5000 че­ловек. Очевидно, что для исследования проблемы нерационально оп­рашивать всех. Достаточно опросить 500 человек или даже чуть



Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование


 


меньше, однако среди них должны быть пропорционально представ­лены студенты всех факультетов и курсов. Если, к примеру, в вузе пять одинаковых по численности студентов факультетов (при пяти­летнем сроке обучения), то с каждого курса всех факультетов жела­тельно опросить не менее 20 студентов (что приблизительно состав­ляет численность одной академической группы). В этом случае полученные результаты можно распространить на всю генеральную совокупность, т.е. на всех студентов вуза. Попятно, однако, что на са­мом деле такого равномерного «разброса» студентов не бывает: где-то их учится больше, где-то меньше. Это касается как факультетов, так и курсов, что необходимо учитывать при построении выборки.

Виды выборки

Выборка выступает в двух основных видах — случайной и неслучай­ной (направленной) выборки. При случайной, или механичес­кой, в ы б о р к е из генеральной совокупности единицы обследования (наблюдения) выбираются случайно, но по какому-либо избранному принципу (жребий, списочный состав группы но журналу, из которо­го берется каждый третий, пятый и т.д. по счету подряд). Случайная выборка часто применяется при опросах общественного мнения перед выборами, референдумами и другими массовыми мероприятиями.

Разновидностью случайной выборки является стратифициро­ванная, при которой отбор производится с учетом удельного веса каждой группы респондентов в генеральной совокупности. Другая разновидность случайной выборки — гнездовая, когда отбираются некоторые статистические группы (гнезда) — учебные группы, клас­сы, бригады и т.д., которые затем целиком или выборочно подверга­ются исследованию.

При неслучайной выборке единицы обследования выбира­ются направленно. Наиболее распространенным видом неслучайной выборки является квотная, когда для единиц отбора задается систе­ма параметров-квот (например, для исследования студентов прини­маются в качестве квот параметры пола, курса, специализации).

Выборка может быть также многоступенчатой. При этом процедура построения выборки включает в себя ряд этапов, на каж­дом из которых единица отбора меняется. Так, если стоит задача ис­следования свободного времени студентов в масштабах страны (а не одного вуза), тогда сначала отбираются регионы, затем — города в них, где есть вузы, далее идет отбор учебных заведений, в которых бу­дет проводиться исследование, и только потом — выбор академичес­ких групп и студентов в этих группах. Понятно, что многоступенчатая



 



Раздел П. Предмет социологии, социологическое знание и исследование


200 человек, целесообразно проводить сплошное, а не выборочное ис­следование. Тогда проблемы выборки не возникает.

Если выборка построена правильно, исследование дает достаточно точные результаты даже при небольшом объеме. Но когда при ее по­строении допускаются ошибки, то и большой объем не спасает. Вот классический пример такого рода ошибки, взятый из истории изуче­ния общественного мнения США.

Известно, что в первой трети XX в. «законодателем» моды в опросах американского общественного мнения числился литературный журнал «Литерари дайджест». Согласно его точке зрения, достоверность ре­зультатов опроса обеспечивалась широтой охвата населения. Однако эта методика была «посрамлена» на выборах президента США в 1936 г. Разослав 10 млн писем избирателям, журнал предсказал уверенную по­беду республиканскому кандидату А. Лендону над лидером Демократи­ческой партии Ф. Рузвельтом в соотношении 57% против 43%. Другой специалист по изучению общественного мнения, тогда еще никому не известный Дж. Гэллап, опросив всего несколько сот избирателей, пред­сказал успех Ф. Рузвельту, который действительно его добился, полу­чив 62% голосов. За один день Гэллап стал знаменитостью1, а институт, им основанный, и сегодня является одним из ведущих в мире по изуче­нию общественного мнения. В соответствии с методиками Гэллапа, а также иных институтов и служб, занимающихся опросами, — Янкело-вича, Харриса и др., сейчас принято опрашивать не более 1000—1500 че­ловек. Секрет достижений — в выявлении типологических групп насе­ления и построении выборки в соответствии с ними.

Ошибка же журнала «Литерари дайджест» состояла в том, что не была учтена неоднородность американского общества, поскольку для опросов взяли адреса из телефонных справочников и списков вла­дельцев автомашин, т.е. людей со средним достатком и выше. Между тем в 1930-е гг. эта группа населения (в отличие от 1990-х гг.) не бы­ла репрезентативной по отношению ко всей массе американских из­бирателей.

Аналогичную ошибку часто повторяют некоторые наши СМИ — как центральные, так и местные. Поскольку сейчас в стране массовые опро­сы общественного мнения стали своеобразной модой, многие средства информации по результатам опросов зрителей, слушателей, читателей и подписчиков стремятся делать выводы об общественных настроени­ях в целом. Однако существуют по меньшей мере три причины, кото­рые не позволяют в полной мере доверять публикуемым материалам.

См.: Геевский И., Сетунский Н. Американская мозаика. М., 1991. С. 372—373.


Глава 7. Структура социологического исследования, его этапы и элементы



Вс-первых, подписчики и читатели любых, даже самых массовых изданий не представляют собой репрезентативную группу в отноше­нии ко всему населению. Среди них, как правило, преобладают жите­ли городов, лица с более высоким уровнем образования и т.д. Во-вто­рых, на просьбы и обращения СМИ участвовать в опросе откликается лишь часть заинтересованных людей, в том числе тех, кто располага­ет для этого временем. В-третьих, поскольку такой опрос выступает как разновидность телефонного или почтового, процент «возврата» мнений и анкет обычно бывает не очень высоким. Кроме того, значи­тельная их часть оказывается бракованной (ответы на ряд вопросов отсутствуют, некоторые анкеты заполняются с нарушениями).

Все это говорилось для того, чтобы доказать: построение выборки — дело достаточно ответственное и сложное, и от ее качества во многом зависит достоверность результатов исследования. Задачу построения выборки нужно решать каждый раз заново применительно к конкрет­ным условиям.

Стратегический план исследования

После построения выборки приступают к подготовке социологичес­кого инструмента и определению методов, с помощью которых будет проводиться данное исследование. Когда инструмент подготовлен, разрабатывают стратегический план исследования1. Они бывают в трех вариантах:

1) разведывательный (поисковый) — применяется в случае, если
об объекте и предмете исследования нет ясных и четких представле­
ний и поэтому социолог не в состоянии выдвинуть рабочие гипотезы.
Целью такого исследования является уточнение проблемы и форму­
лирование гипотез. Для этого сначала изучаются литература, доку-,
менты, затем проводятся опросы (методом интервью) и наблюдение
объекта;

2) аналитический (описательный) — применяется, когда имеющи­
еся знания но исследуемой проблеме позволяют выделить объект ис­
следования и сформулировать описательную гипотезу (о структурно-
функциональных связях, характеристиках объекта и др.). Цель
исследования по такому плану — проверить описательную гипотезу и
в случае ее подтверждения получить точные, качественно и количест­
венно определенные характеристики изучаемого объекта;

3) экспериментальный — применяется, когда имеющиеся знания
об объекте позволяют сформулировать объяснительную гипотезу.

1 См.: Гречихип В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М.1988. С. 55.



 


Глава 7. Структура социологического исследования, его этапы и элементы 161

рыхлили почву и посеяли семена (разработали программу, создали методический инструментарий, провели исследование), затем собра­ли урожай (получили материал), который нужно обмолотить, т.е. об­работать собранную информацию.

Вначале информация проходит стадию предварительной подго­товки к обработке. Она включает в себя проверку методического ин­струментария на точность, полноту и качество заполнения, происходит выбраковка некачественно заполненных анкет. Затем ин­формация кодируется, т.е. переводится па язык формализованной об­работки и анализа. Каждому варианту ответов присваивается некое условное число (код). Кодирование закрытых вопросов происхо­дит, как правило, еще во время разработки инструмента. Формализо­ванный список вариантов ответов называется кодификатором. Обработка первичной социологической информации осуществляется либо вручную, либо с помощью ЭВМ. Если объем выборки неболь­шой, то имеет смысл провести ручную обработку. Делается это так.

По каждому вопросу анкеты нужно тщательно подсчитать следую­щие показатели (в абсолютных цифрах, а затем в процентах к общему числу опрошенных): сколько человек выбрали тот или иной вариант ответа, сколько респондентов затруднились с ответом, сколько не дали ответа на вопрос. Можно себя проверить: при сложении всех трех цифр (в %) должно получиться 100% или более (если респондент нарушил правило заполнения анкеты и выбрал большее число альтернатив, чем предполагалось условиями заполнения анкеты). Если получено мень­ше 100%, значит, что-то посчитано неправильно, надо пересчитать.

После того как появилась картина ответов на все вопросы анкеты, можно приступать к составлению таблиц взаимной сопря­женности между ответами на различные вопросы. Связь одних отве­тов может быть значимой, а других — нет. Незначимые связи, конечно, нет смысла просчитывать. Это нужно оценить самим, исходя из особен­ностей и задач исследования. Например, при исследовании каких-либо проблем студентов сопряженность показателей пола и курса может быть значимой (скажем, если речь идет о семейных студентах), а мо­жет — совершенно незначимой. В таком случае тратить силы на состав­ление таблиц взаимной сопряженности, конечно, не стоит. Так, если в анкете 10 вопросов, то максимально возможное количество таблиц вза­имной сопряженности будет равняться 45. Ясно, что далеко не все из них значимы — может быть, лишь V.s или даже f//i> Vs всех связей.

Итак, налицо два ряда цифр: первый — разброс ответов респонден­тов на вопросы анкеты; второй — показатели таблиц взаимной сопря­женности, т.е. устойчивых связей (корреляционных зависимостей)



Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование


 


 


между ответами на различные вопросы. Все цифры нужно обязательно прокомментировать, объяснить, истолковать. Следует оценить полу­ченные данные, указать ведущие тенденции в результатах, объяснить предположительные причины ответов. Например, было подсчитано, что более половины опрошенных студентов не удовлетворены тем, как они проводят свое свободное время. Почему так происходит? О чем это свидетельствует? Связано ли это с количеством свободного времени, которым они располагают, уровнем его организации и планирования? Есть ли какая-то зависимость между, скажем, успеваемостью студентов и уровнем их удовлетворенности проведением свободного времени, между семейным статусом студентов и их досугом? И так далее.

При этом необходимо сопоставить полученные данные с гипотеза­ми и установить, какие гипотезы подтвердились, а какие оказались опровергнуты исследованием и о чем это свидетельствует. Следует за­дать себе несколько простых вопросов: получена ли в итоге исследо­вания некоторая новая информация? что добавляет новая информа­ция к тому, что было раньше известно об объекте? какие результаты оказались неожиданными? какие выводы можно сделать в итоге?

При машинной обработке обобщение первичной информации (со­циологических данных) получается в виде табуляграмм. Машин­ная обработка дает исследователю так называемый статистичес­кий обсчет (общее количество ответов по каждому варианту в абсолютном и процентном выражении), и в соответствии с заданием со­циолога выявляются связи и зависимости (корреляции). Здесь начина­ют действовать и использоваться законы математической статистики.

Если исследование затрагивает какую-либо актуальную социаль­ную проблему, следует подумать над рекомендациями по ее решению. Целесообразно также составить таблицы, диаграммы, графики, схе­мы, позволяющие наглядно проиллюстрировать результаты исследо­вания. После того как вся содержательная работа проделана, можно приступать к составлению отчета.

Структура отчета выглядит так: программа исследования; характери­стика выборочной совокупности респондентов (кого опрашивали, в ка­ком количестве, сведения о социально-демографических «паспортных» характеристиках респондентов, связи между ними и т.д.); представле­ние, анализ и интерпретация полученных данных, результатов исследо­вания; практические рекомендации; основные выводы; приложения (таблицы, графики, схемы, диаграммы). Соответственно содержанию того или иного конкретного исследования объем отчета может быть раз­личным: от нескольких десятков до нескольких сотен страниц.

На этом исследование заканчивается.


Глава 7. Структура социологического исследования, его этапы и элементы



Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте основные виды социологического исследования. Каковы кри-
| терии их выделения? В чем особенности каждого вида и условия его применения?

2. Вычлените этапы социологического исследования. Обоснуйте их последователь-
i ность и логику.

3. Для чего нужна программа социологического исследования? Каковы ее основные
! функции? Можно ли проводить исследование без программы?

4. Проанализируйте структуру программы социологического исследования, пока-
! зав содержание се мет одологического и методического разделов и обосновав роль каж-
[ дого структурного элемента.

5. Что такое выборочное исследование? В каких случаях его осуществляют? Како-
| вы виды выборки и правила ее построения?

6. В чем особенности этапа обработки данных социологического исследования?
Опишите основные технические процедуры, применяемые на этом этапе.

7 Как осуществляется обобщение и анализ данных? Какова роль этого этапа соци­ологического исследования?

Литература

Бабосов ЕМ. Прикладная социология. Минск, 2000.

Бутенко И.А. Прикладная социология: паука и искусство. М., 1999.

Зборовский ГЕ., Шуклина Е.А. Прикладная социология. М., 2004. Гл. 3—5.

Как провести социологическое исследование / Под ред М.К. Горшкова, Ф.Э. Ше-реги. М., 1989. С. 9-66, 150-195.

Капитонов Э.А. Социология XX века. Ростов н/Д., 1996. С. 391—433.

Колесников Ю. С. Прикладная социология. Ростов н/Д., 2001.

Основы прикладной социологии / Под ред. Ф.Э. Шерсги, М.К. Горшкова. М., 1995. Т. 1. С.18-86.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал