Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объект и предмет социологии 7 страница






Практикум по социологии М., 1992.

Рабочая книга социолога. М., 1983. С. 111 — 141.

Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Сама­ра, 1995. С. 42-80.


Глава 8

Методика и техника сбора социологической информации

§1 Изучение документов. § 2 Социологическое наблюдение § 3 Опрос.

§ 4. Классификация вопросов. § 5 Изучение бюджетов времени

§ 6 Качественные методы в социологии

Социальные процессы и явления сложны, многовариантны, имеют разнообразные формы проявления. Перед каждым социологом встает проблема, как объективно изучить то или иное социальное явление, как собрать о нем достоверную информацию.

Что представляет собой эта информация? Под ней принято пони­мать совокупность знаний, сообщений, сведений, данных, получае­мых социологом из различных источников как объективного, так и субъективного характера. В сжатом, лаконичном виде основные тре­бования к первичной социологической информации могут быть све­дены к ее полноте, представительности (репрезентатив­ности), надежности, достоверности, обоснованности. Получение такой информации является одной из надежных гарантий правдивости, доказательности, обоснованности социологических вы­водов. Все это важно потому, что социолог имеет дело с мнениями лю­дей, их оценками, личным восприятием явлений и процессов, т.е. то­го, что субъективно по характеру. Тем более что мнения людей часто основаны на слухах, предрассудках, стереотипах. В таких условиях особенно важно использовать методы, которые приводят к получе­нию правдивой, неискаженной, достоверной первичной информации.

§ 1. Изучение документов

Сбор социологической информации начинается с анализа документов. Ме­тод их изучения в социологии означает использование любой информа­ции, зафиксированной в рукописном или печатном тексте, теле-, кино-, фотоматериалах, в звукозаписи. Социолог, анализирующий те или иные социальные проблемы, должен начать свое исследование с изучения до-


Глава 8. Методика и техника сбора социологической информации



кумепталыюй информации как базовой, исходной для дальнейшей рабо­ты. Прежде чем приступить к формулированию гипотез, составлению выборки, часто необходимо изучить соответствующую документальную информацию.

Она делится но своему статусу на официальную и неофи­циальную. К первой относятся правительственные документы, данные статистики, протоколы заседаний и собраний, служебные ха­рактеристики, ко второй — личные материалы, включающие письма, дневники, анкеты, заявления, автобиографии и др.

В зависимости от формы, в которой фиксируется информация, документы делятся на четыре вида: письменные, иконографи­ческие, статистические, фонетические. Среди первых — материалы архивов, прессы, личные документы, т.е. те, в которых информация изложена в форме буквенного текста. К иконографи­ческим относятся кинодокументы, картины, гравюры, фотографии, видеоматериалы и др. Статистические документы представляют данные, в которых форма изложения в основном цифровая. Фоне­тические документы — это магнитофонные записи, грампластинки. Особым видом документов являются компьютерные доку­менты.

По источнику информации документы могут быть первичными и вторичными. Если они составляются на базе прямого наблюде­ния либо опроса, то это — первичные документы, если же являются результатом обработки, обобщения других документов, то тогда они относятся к вторичным документам.

При работе с документами имеет значение знание методов и спосо­бов анализа материалов. Выделяют неформализованные (тра­диционные) и формализованные методы. Первые предпо­лагают использование умственных операций, направленных на выявление логики документов, их сути, основных идей. В данном слу­чае социолог должен ответить на ряд вопросов: что представляет со­бой документ, с которым он работает? какова была цель его создания? на какое время он рассчитан? какова надежность и достоверность ин­формации, содержащейся в нем? как можно ее использовать? каков общественный резонанс документа?

При ответе на эти вопросы всегда существует опасность субъек­тивного качественного анализа. В документе, изучаемом социологом, могут быть пропущены какие-то важные аспекты, а акцент сделан на том, что не играет большой роли. Поэтому как альтернатива способу качественного, традиционного анализа возник количественный фор­мализованный метод, получивший название кон тент-анализ а.



Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование


 


Контент-анализ

Вначале приведем пример одной из первых тюпыток такого анализа. Речь идет о проведении статистически точных измерений содержания материалов массовой информации в исследовании Дж. Спида «Дают ли сейчас газеты новости'?» (1893). Спид анализировал воскресные выпуски нью-йоркских газет за 1881 и за 1893 гг. Сравнивая содержа­ние материалов этих двух лет, он решил выяснить, какие изменения произошли в прессе за прошедший период. Исследователь классифи­цировал содержание материалов по темам (литература, политика, ре­лигия, сплетни и скандалы и т д.) и измерил длину газетных колонок (в дюймах), отводимую для освещения этих тем. Сравнив данные по годам, он пришел к следующему заключению. В 1893 г. ряд газе! стал публиковать гораздо больше материалов, посвященных различным скандальным историям, сплетням и слухам. Объем же материалов по проблемам литературы, политики, религии и т.д. значительно сокра­тился. Таким путем Спид выявил причину увеличения тиража одной из крупнейших газег «Нью-Йорк тайме», связав ее с определенной те­матической переориентацией публикуемых материалов1.

Как осуществляется контент-анализ? Суть его в том, чтобы перевести текстовую информацию в количественные показатели. Для этого выделя­ется два типа единиц — единицы анализа и единицы счета. Первые — это понятия (слово, термин, словосочетание); темы, выраженные в частях тек-сга; имена людей, названия, общественные события, факты, случаи и т.д. После тою как социолог определил для себя единицу анализа, он выявля­ет единицу счета, т.е. частоту упоминания в тексте единицы анализа.

Так, если социолог ставит своей задачей изучение участия молодежи в политической жизни, то он может взять годовую подписку «Комсомоль­ской правды», местной молодежной газеты, отобрать в ней номера с пуб­ликациями по данной проблеме, затем их проклассифицировать (в соот­ветствии с программой изучения проблемы). Единицей счета выступает количество номеров за год, количество статей, удельный вес публикаций по этой теме к общему объему всей выборки Что это даст социологу? Зна­ние того, как печать раскрывает поставленную проблему, каков характер ее воздействия на молодежь (в данном аспекте), каковы наиболее значи­мые проблемы в их практическом звучании. На основании проведенного контент-анализа происходит более глубокое осмысление изучаемого во­проса и знание документальной информации на этот счет. Социологичес­кая информация, содержащаяся в документах, иногда дублирует данные, :

1 См Методы сбора информации в социодошческих исследованиях М, 1990 Кн 2 С 68-69


Глава 8 Методика и техника сбора социологической информации



получаемые другими методами (опросом, наблюдением), и тогда она слу­жит средством взаимопроверки и контроля их надежности.

§ 2. Социологическое наблюдение

Первичную социологическую информацию можно получить с помощью такого метода, как наблюдение. Он означает направленное, системати­ческое, непосредственное прослеживание, фиксирование и регистра­цию социально значимых фактов, явлений и процессов. Особенность этого метода, в отличие от обыденного, повседневного наблюдения, со­стоит в его планомерности и целеполагании. Свидетельство тому — чет­кая фиксация цели, задач и процедуры социологического наблюдения. В его программе должны также содержаться объект, предмет, ситуация наблюдения, выбор способа его регистрации, обработка и интерпрета­ция полученной информации.

Виды наблюдения рассматриваются в зависимости от положения наблюдателя, регулярности наблюдения, места и т д. По первому осно­ванию наблюдения делятся на включенные и невключенные. В первом случае социолог непосредственно «включен» в наблюдае­мый объект, как бы входит в социальную среду и изнутри анализиру­ет процессы. Он может даже работать как член трудового коллектива.

Примером использования метода включенного наблюдения с пол­ным участием наблюдателя в жизни исследуемой группы может слу­жить работа известного американского социолога У. Уайта «Общест­во на углу улицы». Он поставил своей задачей изучить процесс возникновения рэкета и формирования преступных шаек молодежи в квартале, населенном выходцами из Италии. Уайт прожил среди них три с половиной года, стал полноправным членом исследуемой груп­пы, целиком разделяя их образ жизни1. В отечественной социологии аналогичным примером может служить работа В. Ольшанского, кото­рый, собирая материал, в течение нескольких месяцев работал сбор­щиком электроаппаратуры на одном из московских заводов^.

Невключенное наблюдение предполагает изучение ситуации со сто­роны, когда социолог не участвует в жизни исследуемого объекта и не вступает в прямые контакты с членами группы. И то, и другое наблюде­ние может производиться как явно, открыто, так и неявно, инкогнито. В связи с последним порой возникают определенные проблемы мо-

1 См White WF Street Corner Society Chicago, 1981

2 См Ольшанский В Б Личность и социальные ценности // Социология в СССР
М, 1966 Т 1 С 472



Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование


рального порядка. В частности, такое наблюдение может квалифициро­ваться как подглядывание, а иногда даже шпионаж. Все зависит от то­го, каким целям оно подчинено и как ведет себя социолог. Здесь особен­но важно не предавать увиденное или услышанное огласке.

В зависимости от регулярности наблюдение бывает системати­ческим и случайным. Первое планируется и регулярно осуществ­ляется в течение определенного периода, второе, как правило, проводит­ся без плана, по поводу той или иной разовой, конкретной ситуации.

По месту проведения различают такие виды наблюдения, как но­левое и лабораторное. Первое, наиболее распространенное, проводится в естественных условиях, второе — в искусственных. Так, школьный социолог может в обычных условиях наблюдать взаимоот -ношения учащихся, изучая проблемы социально-психологического климата в группе. Лабораторное наблюдение проводится, как прави­ло, в экспериментальной ситуации, скажем во время игры, конкурсов, соревнований. Учащиеся даже не подозревают, что таким образом со­циолог изучает проблемы взаимовыручки и сплоченности.

Каковы плюсы и минусы метода наблюдения? Его достоинства со­стоят в том, что наблюдение осуществляется одновременно с разви ги-ем событий, процессов, явлений, т.е. в конкретных пространственно-временных условиях. При широко организованном наблюдении можно описать поведение всех участников процесса взаимодействия социаль­ных групп. Однако есть и свои сложности: не все явления и процессы доступны для наблюдения; поскольку социальные ситуации не воспро­изводятся, повторное наблюдение становится практически невозмож­ным; наблюдение социальных процессов ограничено во времени; суще­ствует опасность адаптации социолога к ситуации, потери способности объективно ее оценивать, особенно в условиях включенного наблюде­ния. С учетом сказанного нельзя преувеличивать возможности метода социологического наблюдения, лучше использовать его вместе с други­ми способами получения первичной социологической информации.


 


§ 3. Опрос

Одним из основных в социологии является метод опросаК У многих лю­дей представление о социологии основано на использовании именно этого


1 Подробнее см.. Ноэль Н Массовые опросы. М, 1978; Рукавишников В О, Паниот-то В И, Чурилов Н Н Опросы населения М., 1984, Бутеико И A. Ahkcj ный опрос как общение социолога с респондентами. М, 1989, Девятко И Ф. Методы t оциологическо-го исследования Еюиеринбург, 1998


Глава 8. Методика и техника сбора социологической информации



метода. Между тем он не является изобретением социологов. Гораздо рань­ше им пользовались и медики, и педагоги, и юристы. До сих пор сохрани­лось «классическое» деление урока на опрос и объяснение нового матери­ала. Однако социология дала методу опроса новое дыхание, вторую жизнь. И сделала это настолько убедительно, что сейчас ни у кого не остается со­мнения в подлинной «социологичности» описываемого метода.

Социологический опрос — это метод получения первичной социоло­гической информации, основанный на непосредственной или опосредо­ванной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов па поставленные вопросы. Благодаря опросу можно получить информацию как о соци­альных фактах, событиях, так и о мнениях и оценках людей. Другими словами, это информация об объективных явлениях и процессах, с од­ной стороны, и о субъективном состоянии людей — с другой.

Опрос — это форма социально-психологического общения между со­циологом и обследуемым, благодаря которому появляется возможность в короткие сроки получить значительную информацию от многих людей по широкому кругу интересующих исследователя вопросов. Таково сущест­венное достоинство метода опроса. Причем им можно пользоваться в от­ношении практически любых слоев населения. Чтобы использование оп­роса как метода исследования было эффективным, важно знать, о чем спрашивать, как спрашивать, и при этом быть уверенным в том, что полу­ченным ответам можно доверять. Соблюдение этих трех основных усло­вий отличает социологов-профессионалов от дилетантов, больших люби­телей проводить опросы, количество которых резко выросло в обратной пропорции к доверию в отношении полученных ими результатов.

Существует множество видов опросов, среди которых основными принято считать письменный (анкетирование) и у с т н ы й (интер­вьюирование). Начнем с анкетирования. Оно бывает групповым и ин­дивидуальным. Групповой анкетный опрос широко применяется по месту учебы, работы. Обычно один анкетер работает с группой в 15— 20 человек. Это обеспечивает полную (или почти полную) возвраща-емость анкет, чего нельзя сказать об индивидуальном анкетировании. Этот способ проведения опроса предполагает заполнение анкеты рес­пондентом «один на один» с вопросником. У человека есть возмож­ность спокойно поразмыслить над вопросами, не ощущая «близости» товарищей и анкетера. Но и потери анкет в таких случаях неизбежны.

Анкета

Что такое социологическая анкета? Это объединенная единым ис­следовательским замыслом система вопросов, направленных на выяв-



Раздел II Предмет социологии, социологическое знание и исследование


 



ление мнений и оценок респондентов и получение от них информации о социальных фактах, явлениях, процессах. Анкета имеет строгую структу­ру и состоит из нескольких частей. Первая — вводная — представляет со­бой непосредственное обращение к респонденту. В нем кратко говорится о целях и задачах исследования, подчеркивается его значение, сообщает­ся о том, как будут использованы результаты. Здесь же приводятся пра­вила заполнения анкеты и обязательно гарантируется анонимность отве­тов. Вводная часть — это настрой респондента, от которого во многом зависит качество заполнения и степень возвращаемости анкеты.

Вторая часть анкеты — основная. Она содержит вопросы (их блоки), направленные на получение необходимой информации. Поскольку анкета преследует несколько задач, то лучше, если каждой из них будет соответст­вовать свой блок вопросов. Вначале рекомендуется поставить «контакт­ные» вопросы — простые, доходчивые, рассчитанные вызвать интерес, рас­положить респондента к активному заполнению анкеты. Это могут быть вопросы о конкретных ситуациях, фактах. Затем приводятся более слож­ные вопросы на выявление мотивов, установок, мнений, оценок.

В третьей части анкеты — так называемой паспортичке (изредка она помещается в самом начале) — выясняются социально-демографи­ческие характеристики опрашиваемых: пол, возраст, семейное положе­ние, образование, социальное происхождение, профессия, место учебы или работы. В заключение выражается благодарность респонденту за заполнение анкеты (в ряде случаев это делается в вводной части).

Анкета не должна быть слишком большой. Время ее заполнения для взрослого человека — 40—45 минут, для учащегося — на 10 минут мень­ше. Если требуется больше времени, то притупляется внимание, ослабе­вает интерес, совершаются ошибки при заполнении, а то и просто пропу­скаются вопросы, над которыми уже не хочется думать. Имеет значение и процедура опроса. К нему все должно быть подготовлено: место, ручки (карандаши), спокойные условия (без присутствия лишних людей). Важно добиться самостоятельности ответов каждого респондента, осо­бенно при групповом опросе. Здесь анкетер должен по возможности про­верять заполнение каждой анкеты, начиная с паспортички, но не вникая в содержание, чтобы не нарушать принципа анонимности. Задача анкете­ра — быть дружелюбным, вежливым, разговорчивым (в меру), бесприст­растным, располагать к себе. В случае отказа респондента заполнить ан­кету постараться убедить его, но, если не помогает, больше «не давить».

Интервью

Теперь об устном опросе — интервью. Это метод получения первич­ной социологической информации путем непосредственной целена-


Глава 8. Методика и техника сбора социологической информации



правленной беседы интервьюера и респондента. Интервью обычно применяется, во-первых, на ранней стадии исследования для уточне­ния проблемы и составления программы; во-вторых, при опросе экс­пертов, специалистов, глубоко разбирающихся в том или ином вопро­се; в-третьих, как наиболее гибкий метод, позволяющий учитывать особенности личности опрашиваемого.

Интервью — специфический метод исследования, характерный для социального познания. М. Вебер назвал этот метод сбора инфор­мации «королевским». Он недоступен естественным наукам, ибо «скалы не разговаривают». Его преимущества перед письменным оп­росом заключаются в следующем: 1) при интервьюировании появля­ется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента; 2) этот метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и постав­ленным вопросам; в случае необходимости социолог имеет возмож­ность менять формулировки, ставить дополнительные, уточняющие вопросы; 3) опытный социолог может видеть, искренне или нет отве­чает респондент, в силу чего интервью считается наиболее точным ме­тодом сбора социологической информации.

Однако и у этого метода есть свои недостатки. Интервьюирование — сложный, трудоемкий процесс, требующий от социолога высокого про­фессионализма. Используя данный метод, невозможно опросить большое количество респондентов. В день не рекомендуется проводить более пяти-шести интервью одному интервьюеру, так как наступает «эффект избира­тельного слушания», что снижает качество получаемой информации.

Интервью может проводиться по месту работы (учебы) или на дому — в зависимости от характера проблем и поставленной цели. По месту уче­бы или работы лучше обсуждать вопросы учебного или производственно­го характера. Но такая обстановка не располагает к откровенности и дове­рительности. Они достигаются успешнее в домашней атмосфере.

По технике проведения интервью подразделяются на формали­зованные (стандартизированные) и свободные (не-стандартизированные). Первое предполагает детальную разра­ботку всей процедуры на основе заранее сформулированных вопросов и вариантов ответов. Но формулировки вопросов должны быть расс­читаны скорее на беседу, чем на чтение. Ответы нужно или стеногра­фировать, или записывать (с разрешения респондента) на магнито­фон. К стандартизированному интервью часто прибегают, когда человеку физически сложно заполнить анкету (он стоит у станка или на конвейере). Свободное интервью отличается минимальной стан­дартизацией поведения интервьюера, здесь преобладает раскованная



Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование


беседа в русле поставленной проблемы. Если не требуется обстновки доверительности, такое интервью удобнее проводить вдвоем: один бе­седует, другой записывает ответы. Возможен и вариант без записи, с фиксацией основных положений беседы после разговора. Здесь со­храняется полная естественность общения, что предопределяет сво­бодное высказывание респондента по большинству вопросов.

Следует отметить еще один вид интервью — фокусированное: сбор мнений и оценок по поводу конкретной проблемы, тех или иных явлений и процессов. Предполагается, что перед фокусированным ин­тервью респонденты включаются в определенную ситуацию. Напри­мер, группа студентов посмотрела фильм, а загем была проинтервью­ирована по поводу поднятых в нем вопросов.

Отсюда следует еще одна классификация интервью — группо­вое и индивидуальное — в зависимости от того, кто выступает респондентом. Молено одновременно беседовать с небольшой груп­пой учащихся, семьей, бригадой рабочих, причем интервью способно приобретать в таких ситуациях дискуссионный характер.

Проведение интервью требует хорошей подготовки. Не всякий че­ловек может быть интервьюером. Здесь требуются и личностные ка­чества (общительность, дружелюбие, приветливость, коммуникабель­ность, уравновешенность), и достаточно высокая общая культура, умение быстро переключаться на новые вопросы, находить выход из сложных ситуаций общения.

Немаловажную роль в процессе интервьюирования играют компе­тентность социолога в изучаемом вопросе и знание особенностей соци­альной среды респондентов (образовательный и культурный уровень, интересы, особенности труда и быта, специфика речевого общения и т.д.).

Процесс интервьюирования во многом напоминает структуру анке­ты. Интервьюер представляется, говорит о целях и задачах исследова­ния, гарантирует полную анонимность. Затем следует установление контакта с респондентом, создание благоприятной атмосферы для ин­тервью. Задаются первые вопросы по содержанию изучаемых проблем. Когда интервьюер почувствует, что респондент полностью «вошел» в беседу, он может ее усложнить. Не исключаются и указания на проти­воречия в суждениях респондента («Вы только что говорили это, а те­перь другое»), и просьбы уточнить или пояснить позицию («Не могли бы вы пояснить или подробнее рассказать...»), и встречные вопросы («А как вы думаете об этом...»), и вопросы на понимание («Правильно ли я вас понял?»). В конце интервью подводятся итоги, респондента благодарят за беседу. Время интервью у взрослых — до 1 — 1, 5 часа, уча­щихся — 45 минут. Однако практика ряда западных социологов (в ча-



 



Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование


 


 


Открытые вопросы позволяют респонденту высказать предельно подробно свое мнение, здесь велика вероятность получить его инте­ресные и подчас неожиданные суждения и оценки. Но часто бывают и «отписки», вызванные нежеланием отвечать на вопрос. Главная труд­ность открытых вопросов — сложность формализации и обработки ответов.

В отличие от открытых закрытые вопросы предлагают респонден­ту варианты возможных ответов (перечень альтернатив), а он должен выбрать один или несколько из них. Закрытые вопросы могут быть альтернативными, предполагающими выбор одного ответа из перечня возможных, и неальтернативными (вопросы-меню), позволяющими выбрать одновременно несколько ответов. Пример вопроса-меню:

Как вы считаете, что такое жизненный успех? (Можно отметить несколько пунктов.)

1. Высокое служебное положение, карьера.

2. Богатство, финансовое благосостояние.

3. Удачный брак, хорошая семья.

4. Хорошее здоровье.

5. Близкие друзья.

6. Любовь.

7. Реализация своих способностей.

8. Духовное общение (с книгами, искусством).

Достоинство таких вопросов — в их однозначной интерпретации и быстрой обработке. Однако нельзя забывать, что таким путем социо­лог как бы «навязывает» одно из своих мнений опрашиваемому. Вы-У ход из ситуации может быть найден с помощью полузакрытых вопро­сов, в которых перечень возможных вариантов ответов дополняется в конце позициями типа «Что еще вы могли бы отметить?», «Если у вас есть особое мнение, допишите».

По своим функциям вопросы делятся на основные, контроль­ные, вопросы-фильтры, вопросы -лову ш к и. Об основных речь уже шла выше. Это программные вопросы, с помощью которых решаются главные задачи исследования. Контрольные выступают как проверочные по отношению к основным. Если, к примеру, основной вопрос стоит так: «В какой мере вы удовлетворены своей работой?» — то контрольный может быть сформулирован иначе: «Хотели бы вы сменить свою работу?».

Роль фильтрующих вопросов состоит в том, чтобы отделить рес­пондентов, могущих ответить на один из основных вопросов, от тех, кто этого не может. Так, если мы изучаем свободное время студентов и хотим выяснить, какими видами спорта они занимаются, вначале нуж-


Глава 8 Методика и техника сбора социологической информации



но сформулировать вопрос-фильтр: «Занимаетесь ли вы спортом?» — и только потом спросить, какими его видами. Если респондент ответит на первый вопрос отрицательно, ему не нужно тратить время на вопро­сы о конкретных занятиях, удовлетворенности ими и т.д.

Вопросы-ловушки предназначены для выявления искренности и добросовестности опрашиваемых. Возьмем то же исследование сво­бодного времени студентов, в ходе которого ставилась задача выявить их читательские интересы и предпочтения. Социологи предложили респондентам перечень знакомых им книг и их авторов и включили книгу вымышленного писателя. Некоторые опрошенные ответили, что читали эту книгу, и она им понравилась. Здесь очевидна недобро­совестность респондента, которая должна быть учтена социологом при анализе.

По содержанию выделяют вопросы о фактах, событиях, знаниях и вопросы о мотивах, оценках, установках, мнениях.

По форме различают прямые вопросы, относящиеся непос­редственно к личности респондента (например, «Чем вы предпочита­ете заниматься в свободное время?», «Удовлетворены ли вы вашей работой?»), и к о с в е н н ы е, выясняющие мнение или отношение лю­дей к предмету вопроса косвенным образом (например, «Здесь приве­дены три суждения о событиях X. Какое из них вы считаете наиболее справедливым?»). Косвенные вопросы психологически лучше вос­принимаются респондентами, не нарушают их представления о пре­стиже, самоуважении, социальной и психологической дистанции в хо­де опроса и т.д. По форме выделяют также прожективные вопросы, в которых ситуация как бы предполагается, задается (на­пример, «Предположим, что по каким-то причинам вы временно не работаете. Вернулись бы вы на прежнее место работы?»).

При составлении анкеты необходимо учитывагь следующие пра­вила:

• в анкете основной и контрольный вопросы должны перемежать­
ся другими вопросами так, чтобы респондент не улавливал прямой
связи между ними;

• реальная ситуация контролируется прожективной, например:
«Если бы вам пришлось выбирать профессию, избрали бы вы свою
нынешнюю?»;

• косвенные вопросы контролируют ответы на прямой, открытые —
на закрытый;

• контролю подлежат ответы на вопросы, связанные с основными
задачами исследования;



Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование


 


 

• вопросы надо формулировать так, чтобы было желание давать в
ответ на них полную и объективную информацию;

• в вопросе-меню необходимо соблюдать пропорцию в подборе по­
ложительных и отрицательных суждений;

• язык анкеты должен быть понятен респонденту, быть близким к
разговорной речи обследуемых;


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал