Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальные статусы и социальные роли 4 страница
Глава 26 Образ жизни личности телыюсти выбор варианта поведения максимально свободный. Да и функции досуговой деятельности — отдых, развлечение, разрядка, развитие, характеризующие ее как самоценность, как фактор преимущественно личностный, существенно дополняют функции труда, имеющего и личное, и общественное предназначение. Что касается третьей основной формы деятельности в структуре образа жизни личности, включенной в общественное производство, — бытовой, то она также оказывается достаточно значимой для человека, хотя и не играет такой существенной роли в способе его бытия, какая принадлежит труду и досугу. Выступая прежде всего основным пространством воспроизводства личности, бытовая деятельность, с одной стороны, столь же непреложна по своему предназначению, что и трудовая (ибо без удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, так же как и без труда, человек существовать не может). С друтй стороны, она содержит в себе определенную свободу выбора варианта поведения, последовательности действий, что является характеристикой преимущественно досуговой, нежели всякой иной де-ягельности. Следовательно, бытовая деятельность оказывается, по сути, промежуточной между трудом и досугом. Итак, была представлена структура образа жизни, выступающая как расчлененность, дифферепцировашюсть способа деятельности на отдельные элементы (формы деятельности) при наличии глубокой внутренней связи между ними. Фундаментом этой структуры является выделение в бытии человека основных видов производственной и внепроизводственной деятельности, выступающее объективной необходимостью обеспечения условий существования индивида, удовлетворения его разнообразных потребностей. При этом рассматривался образ жизни человека, включенного в общественное производство, что означает наличие в качестве основы способа деятельности профессионально-трудового начала. С таким лее успехом может быть охарактеризован образ жизни человека, включенного не в общественное производство, а, скажем, в образовательную деятельность, являющуюся для этого индивида основной. К примеру, образ жизни студента. В этом случае основными формами его деятельности в структуре образа жизни будут образовательная, досуговая, бытовая. При таком подходе к структуре образа жизни немаловажное значение приобретает вопрос о субъективном отношении к тем или иным формам и видам деятельности со стороны индивида и социологическом изучении этого отношения. Понятно, что объективно для студента ведущую роль должна играть образовательная деятельность, но его основные жизненные интересы в студенческие годы (либо в какую-то часть этого периода) Раздел V Личность могут быть связаны со спортом, развлечениями, художественным творчеством, иными видами досуговой деятельности; во время создания семьи доминантой его образа жизни могут стать те или иные виды семей-но-бытовой деятельности. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов получающую вес более широкое распространение в последние годы практику трудоустройства в период получения образования, что имеет для студентов не только значение материальной «подпорки» образа жизни, но и становится основой будущей профессиональной занятости. Постановка этого вопроса и его изучение имеют немалое практическое значение, прежде всего с точки зрения создания для личности определенных благоприятных условий самореализации в основной сфере деятельности. Уровень жизни Социологический анализ структуры образа жизни может быть связан с рассмотрением таких его элементов, как уровень жизни, качеств о жизни, стиль жизни. Применительно к личности уровень жизни характеризует ее материальное и духовное потребление. Его показателями служат величина душевого дохода, количество и качество потребляемых человеком благ и услур, реализующих потребности индивида в питании, одежде, жилище, поддержании здоровья, удовлетворении иных материальных и духовных запросов. Будучи категорией больше экономической, чем социологической, уровень жизни тем не менее является крайне важным показателем (или системой показателей, что точнее) образа жизни индивида. Отсутствие необходимых средств, жилищно-бытовых и культурных условий не позволит вести полноценный образ жизни, удовлетворять основные материальные, духовные, нравственные, эстетические, физические потребности. В этом смысле способ деятельности индивида зависит от наличного, достигнутого им состояния уровня жизни. Связь между способом деятельности и уровнем жизни нельзя недооценивать, но вместе с тем не следует и переоценивать, иначе можно впасть в крайность: считать, что все в жизнедеятельности человека зависит только о г уровня материального благосостояния. Тогда придется признать, что чем выше уровень жизни, тем многообразнее, полнее и насыщеннее образ жизни (чего на самом деле в жестком виде в каждом конкретном случае не существует). Если встать на такую точку зрения, то невозможно будет объяснить, почему многие богатые люди, в том числе и в России (особенно среди так называемых «новых русских»), ведут, мягко говоря, очень «бедный» в духовном и нравственном плане образ жизни. Поэтому правильнее утверждать, что чем сильнее в общест- Глава 26. Образ жизни личности 487 ее выражена тенденция к достижению высокого уровня жизни населения, тем больше предпосылок для развития полноценного образа жизни каждого человека. Именно в форме тенденции и может существовать зависимость между уровнем жизни и способом деятельности. Качество жизни Еще одно важное понятие, характеризующее структуру образа жизни, — качество жизни. Если уровень жизни дает представление о количественных характеристиках способа деятельности, то качество жизни, как это следует из самого термина, — о сущностно-содержательных. К показателям качества жизни человека относятся: характер и содержание его труда, качество жилой и окружающей среды, ее экологическое состояние, степень комфортности производственной и внепроизводственной жизни, мера реализации, воплощения в способе деятельности личности имеющегося социального (индивидуального) идеала и др. В западной социологии понятие качества жизни часто используется для характеристики образа жизни не только личности, но и социальных общностей, даже общества в целом. В этом отношении понятие качества жизни особенно активно употребляется для характеристики окружающей среды, в целом экологической ситуации в обществе. Такой подход присущ прежде всего американским социологам. В отличие от них, ученые ФРГ делают акцент на более широком понимании качества жизни, включающем также уровень свободы, социальной справедливости, ощущения счастья. Следовательно, есть все основания считать, что качество жизни, являясь понятием, отражающим способ деятельности прежде всего человека и конкретной социальной группы, вместе с тем характеризует состояние общества — его экономической, политической, экологической, правовой среды, удовлетворяющей основные потребности индивидов. Рассматриваемое понятие включает в себя и национальное равноправие, и производственную и политическую демократию, и качество социокультурной среды. Стиль жизни Наконец, следует рассмотреть еще одно понятие, названное среди относящихся к структуре образа жизни, — стиль жизни. Оно используется для характеристики поведения человека в повседневной жизни, ее конкретных ситуациях. Сгпиль жизни включает в себя регулярно воспроизводящиеся черты, манеры поведения, склонности, привычки, вкусы. Поэтому он подчеркивает в первую очередь социально-психологические стороны индивидуального поведения. Раздел V. Личность Можно выделить несколько типов стиля жизни, например: актив-но-деятельностный, творческий, потребительский. Индивидуальные особенности стиля жизни зависят от многих объективных условий и личных качеств: знаний, опыта, способностей, убеждений, ценностных ориентации и др. Вместе с тем в каждом индивидуальном стиле жизни содержатся специфические черты группы, к которой принадлежит человек, будь она профессиональная, демографическая, этническая или еще какая-либо. О стиле жизни человека часто судят по внешним признакам его способа деятельности: как устроен бьп данного индивида, каков режим его труда и отдыха, как он организует свое рабочее и свободное время, как тратит деньги, что собой представляют его увлечения и т.д. В этом смысле можно с уверенностью утверждать, что стиль жизни — это конкретизация образа жизни человека на уровне его индивидуального поведения. Стиль жизни дает представление о том, как человек «строит» собственное Я, как формируется и развивается в качест ве личности. Поэтому из всех понятий, характеризующих структуру образа жизни личности, ближе всего к самому способу ее деятельности именно стиль жизни. Он вырабатывается человеком часто сознательно и целенаправленно, но иногда складывается стихийно, под давлением определенных обстоятельств. К тому или иному стилю жизни человека часто приводит его жизненный путь — еще одно понятие, тесно связанное с образом жизни. Оно требует специального рассмотрения. § 3. Жизненный-путь личности Понятие жизненного пути Следует отметить, что это понятие в отечественной науке разработано явно недостаточно, несмотря на всю его важность. Одним из первых характеристику жизненного пути дал известный российский социальный психолог Б.Г. Ананьев в работе «Человек как предмет познания». Он определял жизненный путь как «историю формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения»1. В западной социологии интерес к проблематике жизненного пути резко возрос в последние годы в связи с активным применением биографического метода. Считается, что, исследуя жизненный путь человека путем анализа вместе с ним (как правило, в ходе глубо- 1 Ананьев Б Г. Hi6p психолси [руды В2-хт М, 1980 Т 1 С 67. Глава 26. Образ жизни личности кого интервью) его биографии, можно получить ключ к объяснению социального поведения личности. С точки зрения социологии целесообразно рассматривать жизненный путь как процесс поэтапного включения каждого человека в систему общественных отношений, последовательной смены способов жизнедеятельности, связанных с самореализацией и утверждением индивидов^. Говоря о жизненном пути человека, справедливо подчеркивать его двойственный характер. С одной стороны, он представляет собой последовательное использование биологических возможностей человеческого организма, подчиненное законам онтогенеза (под ним понимается индивидуальное развитие организма, совокупность преобразований, претерпеваемых им от зарождения до конца жизни). Тем самым создаются предпосылки для проявления социальной сущности жизненного пути. Поэтому, с другой стороны, жизненный путь необходимо рассматривать как специфическое социальное явление, выражающее процесс последовательной смены образов жизни, перехода от одного к другому в ходе самореализации и самоутверждения личности, ее социализации. Основные этапы жизненного пути и образ жизни Действительно, в течение жизненного пути меняются доминантные формы и виды деятельности, составляющие базу развития личности. Дошкольный образ жизни характеризуется доминантой игры — основным социальным пространством социализации ребенка. На смену дошкольному приходит школьный образ жизни с доминантой учебы как главной формы деятельности. Окончание школы означает поворот на жизненном пути, в основе которого — выбор нового для личности образа жизни с иной доминантой. Это либо студенческий образ жизни с образовательной деятельностью в качестве основного вида деятельности, либо образ жизни работающего человек ас доминантой труда в профессиональной деятельности, либо смешанный образ жизни (ведущими формами деятельности могут быть и учеба, и профессиональный труд), в частности у учащихся профессиональных училищ, у молодых людей, обучающихся в учебных заведениях без отрыва от профессионального труда. Выбор варианта жизненного пути, естественно, не завершает процесса социализации. Она продолжается в условиях, когда человек занят профессиональным трудом. Его определяющую роль в процессе становления и развития личности, ее жизненного пути глубоко обос- 1 См. Грибакин А В Жи.шенныи путь как социальное утверждение человека. Ир-кукж, 1985 С 63-64. Раздел V. Личность новали и хорошо показали еще социологи XIX в., подчеркнувшие решающее значение производственного труда во всем способе деятельности человека. Их выводы подтверждаются не только процессом социализации человека в рамках «дотрудового» образа жизни, но и дальнейшим его развитием, в ходе которого профессиональный труд объективно становится доминантой личностного бытия. Здесь имеется в виду улсе трудовой образ жизни, охватывающий несколько десятилетий профессиональной активности личности. Освоение ею нового образа жизни происходит за счет влияния производственно-трудовой деятельности на иные его формы и сферы. Поэтому если на ранних этапах жизненного пути доминантой образа жизни личности вы -ступает образовательная деятельность, то на зрелом этапе — профессиональный труд. Когда же к нему добавляется и образовательная деятельность, подразумевающая не только учебу, но и стремление человека к новым знаниям, к получению их в нестационарных формах, к самообразованию, то соединение этих двух доминант в образе жизни личности резко увеличивает насыщенность и эффективность жизненного пути (хотя и делает жизнь человека более напряженной). На заключительном этапе жизненного пути, когда исчезает профессионально-трудовая основа образа жизни (что связано с уходом человека на пенсию), появляются его новые доминанты ~~ воспитание внуков, хозяйственно-бытовые занятия, работа на садово-огородном участке, общественная деятельность, передача опыта молодежи и т.д. И только с приходом глубокой старости, когда человека покидают силы, подступают немощь и болезни, постепенно происходит исчезновение доминант деятельности. Это означает, что жизненный путь личности приближается к завершению. Этап «послетрудового» образа жизни, субъектами которого являются лица пенсионного возраста, может длиться достаточно долго и представлять собой поле высокой социальной активности. Образец увеличения продолжительности этого этапа демонстрируют современные развитые страны: сохранение активного образа жизни с наличием нескольких его доминант в период между семьюдесятью и восемьюдесятью годами здесь уже давно не исключение. Конечно, следует отдавать себе отчет в том, что способ деятельности таких людей имеет под собой в виде основы высокий уровень жизни с хорошим пенсионным обеспечением. Смена образа жизни Смена одного способа деятельности другим в рамках жизненного пути личности — процесс не простой. Он обусловлен необходимостью Глава 26. Образ жизни личности отказа от уже сложившихся, освоенных доминант образа жизни и ин-тернализацией (интериоризацией) новых. Резкий переход от одной основы образа жизни к другой крайне неблагоприятно сказывается на личности, не позволяя ей удачно вписаться в новый социальный контекст, адаптироваться к иным, непривычным способам деятельности. В этой связи целесообразно рассмотреть в качестве типичной ситуации жизненного пути переход личности от школьного к студенческому образу жизни. На первый взгляд основа образа жизни как будто бы остается прежней — это учеба. Однако различия в данной форме деятельности, равно как и в иных, столь разительны, что процесс адаптации выпускника школы к новому образу жизни происходит, как правило, весьма не просто. Во-первых, сама образовательная деятельность студента содержит много нового; необходим целый ряд умений и навыков, несвойственных значительной части выпускников школы, хотя бы потому, что этого нет в школьной программе. Речь идет об умении записывать с голоса лекции и конспектировать большое количество учебного материала и монографической литературы, о навыках овладения значительным объемом материала курса и отчетности по нему (зачет, экзамен). Во-вторых, иными, по сравнению со школьными, являются цели и задачи студенческого образа жизни, что не быстро и не легко осознается многими поступившими и без чего успешной социализации не происходит. Ее затрудняет появление связей и отношений, составляющих существо студенчества как группы, члены которой характеризуются определенным «разбросом» возрастных параметров, созданием семьи и иными чертами и сторонами жизни, не присущими группе учащихся школы. Не менее сложен переход от студенческого образа жизни к профессионально-трудовому, возникают новые цели и задачи, связанные с включением в производственную деятельность и коллектив, ее осуществляющий, с его требованиями и нормами взаимоотношений; результат труда оценивается не в баллах (как в вузе), а в иной шкале измерений, отражаясь на величине заработной платы, и т.д. Еще более сложен переход от трудового к послетрудовому образу жизни, в котором уже не присутствует привычная, изо дня в день повторявшаяся на протяжении нескольких десятилетий доминантная в структуре прежнего образа жизни профессиональная деятельность. Этот переход для многих оказывается весьма трудным, и, к сожалению, совсем не редки потеря интереса к жизни, быстрое сникание и преждевременный уход из нее. Такое происходит и потому, что у человека не находится компенсаторных занятий, не появляются новые формы и виды деятельности, которые позволили бы ему активно включиться в иной образ жизни. Раздел V. Личность Из сказанного очевидно, что необходима специальная подготовка человека к смене способов деятельности. Это чисто практическая работа, облегчающая процесс социализации и ее первичную фазу — адаптаци ю к новой социальной среде, новым доминантным формам деятельяости. Там, где эту работу проводят, сложности преодолеваются легче. К примеру, в некоторых школах учителя готовят старшеклассников к студенческой жизни загодя: проводят уроки-лекции с обязательным конспектированием «под голос», применяют зачетную систему обучения по отдельным разделам курса, помогают осваивать навыки конспектирования литературы по учебной дисциплине и др. 11емалую роль играет и установление непосредственных контактов школьников со студентами, предварительное знакомство с особенностями будущего образа жизни. Чрезвычайно большое значение имеет внимание и забота о rex людях, которые переходят в новый для них образ жизни. Это касается и малышей, пришедших в первый класс, и людей, только начавших свой трудовой путь, и в особенности тех, кто его завершил. Последние особенно нуждаются в поддержке и внимании со стороны не только родственников, друзей, но и бывших коллег, тех трудовых коллективов, которые провожали человека на пенсию и говорили ему теплые слова о его вкладе в общее дело и незаменимости. Итак, пройти жизненный путь не легко. В этом процессе имеет место смена многих образов жизни, осуществляется переход от одних доминантных форм и видов деятельности к другим. Процесс этот происходит в рамках социализации личности. Термин «социализация» много раз использовался в данной главе. Однако само это понятие настолько важное, что требует самостоятельного рассмотрения. Анализом вопросов социализации, которому посвящается следующая глава, завершается раздел «Личность». Вопросы и задания 1. Почему проблема! ика образа жизни не уюряла своей ашуалыюеш is паше вре- 2. Проанализируйте понятие образа жизни. Какие подходы к ei о определению паи 3. Какими познавательными возможпопями o6ia/uiei попнше «образ м ши»'' 4. Образ жизни каких социальных i руин российскою обще' им, с вашей ючки spc- 5 Какова структура образа жиши? Чю вы моле ie ска ши, о cooi ношении основных форм дея1спыюсти у различных фупп населения? 6. Проанализируйте проблему соотношения iрудовой и досуюнои деяк-лынхчн Считаете ли вы эту проблему значимой, и если да, го почему? Глава 26. Образ жизни личности 7. В чем различие между понятиями «уровень жизни», «качество жизни», «стиль 8. Соотнесите понятия «образ жизни» и «жизненный пу)ь». Охарактеризуйте ос 9 Почему проблема смены образа жизни имеет не только теоретическое, но и прак-тическое значение"? В чем оно, но вашему мнению, состоит? Литература Абульхаиова-Славская К.А Стратегия жизни М., 1991. Возъмителъ А.А. O6pa.i жи.ши: or ciapoio подхода к новому // Соц.-полит, науки. 1991. № 1. Краткий словарь по социологии. М., 1989. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. Т 3. С. 19. Образ жизни в условиях перестройки: динамика, тенденции, противоречия. М., 1992. Образ жизни и сосюяние массового сознания. М, 1992. Российская социолот ическая энциклопедия. М., 1998. Советский простой человек, опыт социально! о портрета на рубеже 90-х п. М., 1993. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова М., 1998. Гл. 24 Ядов В.А Социологический подход к исследованию личности в системе понятий обраи жизни// Вопросы философии. 1983 № 12 Глава 27 Социализация личности § 1 Понятие социализации, ее фазы и этапы § 2 Социальные факторы социализации § 1. Понятие социализации, ее фазы и этапы Социализация и воспитание В предшествующей главе уже пит речь о социализации — в связи с переходом личности от одного этапа жизненного пути к другому, со сменой образов жизни и доминантных форм деятельности. Настало время глубже разобраться с самим понятием социализации, тем более что в отечественной социологии на протяжении ряда десятилетий оно сознательно игнорировалось. Главных аргументов для этого было как минимум, два. Первый — традиционный: незачем употреблять термины, распространенные во «враждебной» нам идеологии. Второй — у нас есть свое понятие, которое намного лучше и удобнее, чем социализация, отражает происходящие с личностью процессы, — воспитание. В конце концов оказалось, что оба аргумента, отрицающие необходимость употребления понятия «социализация», тесно связаны между собой. Дело в том, что оно является идеологически нейтральным и не содержит в себе положения о воздействии на личность с целью формирования у нее определенных, «классово обусловленных» качеств. Между тем именно такая идея была доминирующей в понимании воспитания, рассматриваемою чаще всего как процесс целенаправленного воздействия субъекта воспитания (семья, школа, массовые средства информации, социальная микросреда) на объект (личность). Смыслом этого воздействия провозглашалось формирование определенных черт, свойств и качеств личности, в которых было заинтересовано общество (патриотизм, интернационализм, коллективизм, непримиримое отношение к враждебной идеологии и т.д.). Долгие дебаты на эту тему привели в итоге к тому, что, во-первых, термин «социализация» не только был принят, но и стал предметом глу- Глава 27 Социализация личности 495 ----------------------------------------------------------------------- 1------------------------------------------------------------------- бокого научного изучения, во-вторых, существенно изменилось понимание воспитания. Чтобы «развести» эти понятия, необходимо сразу же раскрыть новую, измененную трактовку последнего и больше к нему не возвращаться — по не потому, что само понятие воспитания перестало играть свою заметную роль. Вряд ли ему «угрожает» такая опасность в нашей стране, поскольку в традиции российского менталитета принято считать воспитание важнейшим фактором развития личности. Дело в другом — само воспитание как понятие является предметом не столько социологии, сколько педагогики. Однако оно используется и в социологии, существуют даже монографии, посвященные воспитанию*. Воспитание имеет, как минимум, два варианта толкования — у з -коей широкое. В первом под ним принято понимать практическую деятельность педагогов по отношению к учащимся, состоящую в целенаправленном и организованном процессе формирования у них позитивных качеств и свойств. В соответствии с новыми трактовками воспитание более не рассматривается как процесс субъект-обьектных отношений, а характеризуется как двустороннее социальное взаимодействие воспитателей и воспитуемых, педагогов и учащихся, в ходе которого происходит обогащение, развитие и тех и других. Воспитание в этом плане рассматривается как взаимно активный процесс, в противоположность прежнему пониманию, предполагавшему активную роль педагога и пассивную — воспитуемого. Собственно, в рамках новой интерпретации воспитания сам термин «воспитуемый» часто теряет свой смысл, поскольку предполагает, что человека специально «воспитывают». В широком варианте толкования воспитание рассматривается как функция общества и его социальных институтов по передаче, переводу накопленной старшими поколениями культуры и усвоения ее младшими поколениями — через систему знаний, умений, навыков, норм, отношений, способов деятельности и т.д. В связи с активностью второго субъекта воспитательного процесса (воспитуемых) особое значение в последнее время приобретает самовоспитание. Такая трактовка воспитания имеет немало общего с пониманием социализации. Два взгляда на социализацию Существует два наиболее выраженных взгляда на существо социализации. Согласно одному из них, она означает процесс развития родившегося человеческого организма в полноправную человеческую личность в ходе взаимодействия индивида с социальной средой. В этом процессе, с одной стороны, реализуются заложенные в человеке природные психо- 1 См, например Кухтевич ТН Социолсиия воспитания М, 1989 Раздел V. Личность биологические задатки, с другой — они трансформируются в социально значимые свойства личности в ходе образования и воспитания и при активном участии самого человека. Согласно иной позиции социализация выступает прежде всего как саморазвитие личности в ходе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями. Как видно, в этой трактовке природно-биологическая сторона социализации специально не подчеркивается и не выделяется. Склоняясь больше к последней точке зрения, в самом общем виде под социализацией будем понимать процесс усвоения личностью образцов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, в конкретных социальных общностях. Он осуществляется на основе передачи культурных завоеваний предшествующих поколений новым. Социализация может быть представлена как процесс освоения социальных норм, становящихся неотъемлемой стороной жизни личности не в результате внешней регуляции, а вследствие внутренней необходимости следовать им. Это — один аспект социализации. Второй аспект касается характеристики ее как существенного элемента социального взаимодействия, предполагающего, что люди хотят изменить свой собственный имидж, улучшить представление о себе в глазах других, осуществляя свою деятельность в соответствии с их ожиданиями. Следовательно, социализация связана с выполнением социальных ролей личности. Такая интерпретация социализации широко распространена в западной социологии1. Наиболее полно ее изложили Т. Парсонс и Р. Бейлс в книге, посвященной проблемам семьи, социализации и процессов взаимодействия2. В ней особое внимание уделено рассмотрению такого органа первичной социализации, как семья, которая «включает» личное! ь в социальные структуры. В последующие годы сам Парсонс обратил особое внимание на социализацию, связанную с периодом школьного ученичества. Развивая идеи Парсонса, Смелзер понимает под социализацией «способы формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям»3. Он считает, что социализация преследует две цели: способствует взаимодействию людей на основе выполняемых ими ролей и обеспечивает сохранение общества благодаря усвоению его членами имеющихся образцов поведения4.
|