Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальные изменения и процессы 3 страница
В конце 1960-х гг. в американской социологии (Г. Блумер) была предпринята попытка использовать в комбинации два критерия для определения четырех типов социальных движений — широту и глубину изменений, которые они несли с собой (рис. 11). К альтернативным социальным движениям американские социологи относяг те, что стимулируют отдельные группы людей изменить свое поведение по отношению к тем или иным принятым в обществе его пор-мам. Примером является движение в пользу планирования семьи в сторону роста числа детей. Социальные движения религиозного характера могут радикально изменить жизнь определенных групп людей. В качестве примера приводится деятельность христианских организаций, занятых поиском новых членов, которых они обращают в свою веру, тем самым спасая их духовно. Причем результат этих действий настолько глубок, что про таких людей говорят, будто они родились вновь. Третий тип социальных движений — реформаторский — имеет ограниченную для общества глубину. Особенно это касается реформаторских движений, влияющих на политические процессы. В качестве примера часто приводят давно начавшиеся дебаты в конгрессе и сенате США относительно разрешения или запрета абортов и наличие соответствующих общественных движений. Революционные социальные движения относятся к четвертому типу. Они влияют на жизнь всего общества. Как наиболее яркие примеры таких движений американские социологи приводили революции в США и России. Однако недавно в США начал меняться взгляд на революционные социальные движения. Если раньше считалось, что революция — это установление власти левого правительства, то в
Раздел VI. Социальные изменения и процессы щееся со стремлением улучшить отдельные его стороны. Широкое движение за реформы возможно, как правило, в демократическом обществе. В нашей стране к таким движениям еще только начинают привыкать. Нужно иметь в виду, что реформаторы могут встречаться с сопротивлением властей, особенно если их действия авторитарны. В том случае, если реформы не удаются, часть реформаторов может перейти на позиции революционных движений. Значит, последние возникают там, где реформы блокируются. Наличие сильных реформаторских движений гораздо больше способствует динамизму общества, чем революционных, поскольку те означают не столько динамизм, сколько взрыв и резкий переход к новому социальному состоянию, тогда как движения реформ есть эволюционный, постепенный процесс. Специфика общественных движений в России Некоторые западные социологи считают, что размах общественных движений свидетельствует об уровне демократии в стране: чем их больше, тем страна демократичнее. Возможно, это и так. В таком случае Россия, конечно, отстает от США, хотя бы потому, что у нас еще не сформировались движения в поддержку гомосексуалистов и лесбиянок (в США их цель — положить конец дискриминации при приеме на работу, в частности учителями в школы), равно как и движения за спасение тюленей и африканских слонов. Дойдет ли до «такой жизни» когда-нибудь и наша страна? В связи с этим необходимо отличать общественные движения в России от существующих в развитых западных странах с богатыми демократическими традициями. Для нашей страны добровольное участие людей по их инициативе в общественных движениях — дело новое. Подчеркнем два момента: добровольное участие и инициатива самих людей. Дело в том, что и в условиях авторитарного режима общественные движения (чаще называвшиеся общественными организациями) существовали, но инициатором их была компартия, а добровольность имела, как правило, вынужденный, принудительный характер: приглашали людей в партийные комитеты и «предлагали» принять участие в той или иной общественной структуре. Поэтому естественно, что опыт создания общественных движений в России пока невелик. Сами же общественные движения, в связи с резкой политизацией жизни в стране, изначально приобретали в основном политическую окраску. Только в последние годы стали появляться экологические, женские, антивоенные (в связи с войной в Чечне) движения. Практически не развито волонтерское направление общественных движений, что резко отличает Россию от развитых западных стран. Но не следует забывать, что волонтерское движение требует наличия немалого количества обеспеченных людей, которые, Глава 30. Социальное поведение и общественные движения во-первых, могли бы жертвовать средства для оказания той или иной помощи, во-вторых, и это, пожалуй, главное, могли бы сами принимать участие в ее оказании (что предполагает возможность не работать). Подводя итог, можно сказать, что общественные движения, которые рассматривались преимущественно в рамках отдельных стран, на, так сказать, национальном уровне, существуют либо для стимулирования, развития социальных процессов, либо для их сдерживания и даже подавления. Природа и характер этих движений, их направленность варьируют в зависимости от содержания мировых, региональных и национальных процессов, от состояния человеческого общества в экономическом, политическом, военном, экологическом, культурном и ином отношениях. Другими словами, ситуация с общественными движениями зависит от характера взаимодействия различных стран, определяющих динамизм человеческого общества. Испытывая на себе его влияние, общественные движения сами в немалой степени способствуют динамике социальных процессов и социальным преобразованиям в мире. Проблеме социальных изменений и ее социологическому анализу посвящается последняя глава учебника. Вопросы и задания 1. Проанализируйте теоретические источники формирования концепции социаль 2. Как вы можете определить и типологизировать социальное поведение? 3. Что такое социальные движения? Каковы причины их возникновения? 4. Охарактеризуйте стадии жизненного цикла общественных движений. 5. Какие теории, объясняющие причины возникновения общественных движений, 6. Что дает классификация (типология) общественных движений? Раскройте суще 7. Охарактеризуйте особенности общественных движений в России. Литература Андреева ГМ. Социальная психология. М., 1996. С. 171—186. Волков Ю.Г., Добренькое В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. М., 2000. С. 445-468. Гидденс Э. Социология. М., 1999. Гл. 16, 19. Кравченко С А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы. М., 1998. С. 450-461. Российская социологическая энциклопедия. М., 1998. Современная западная социология: Словарь. М., 1990. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М., 1998. Гл. 27. Фролов С.С. Социология. М., 1996 С. 285-306. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. С. 337—366. Ядов В А. Россия в мировом пространстве // Социол. исслед. 1996. № 3. Глава 31 Социальные изменения, модернизация и постмодернизм § 1 Инновация как < оциальиыи процесс и источник (оциальных и шенепип § 2 Модернизация и not тмодерпи ш в социоло/ии § 1. Инновация как социальный процесс и источник социальных изменений Понятие инновации Одним из наиболее важных средств социальных изменений являются инновации. Сам термин «инновация» приобрел популярность в социологии не так давно. Классики мировой социологи XIX — начала XX в. им, как правило, не оперировали. Только с развитием пауки во второй половине прошлого столетия к понятию «инновация» стали проявлять интерес. В самом широком и общем виде под ней понимают открытие, шобрете-ние, новшество, нововведение. Понятно, что именно на основе важных открытий и нововведений происходят значительные социальные изменения. То, что термин «инновация» стал популярным сравнительно недавно, свидетельствует отсутствие его в словарях: Большом энциклопедическом, Философском энциклопедическом, социологических словарях, в том числе во многих зарубежных. Формирование российской школы специалистов по инноватике связано с деятельностью Н.И. Лапина, Г.П. Щедровицкого, А.И. Пригожи-на и др. В 1979—1983 гг. Н.И. Лапин возглавил работу семинара «Социальные факторы нововведений в организациях». Началось становление особой отрасли социологии — социологии инноваций (нововведений), причем происходило это в основном в рамках социологии организаций. (Отметим, к слову, что и в западной науке изучение нововведений также происходило преимущественно в рамках социологии организации.) Большую роль стали играть инновационные игры— деловые, организационно-деятельностные и другие. К социологам активно подключились психологи. Стада разрабатываться технология этих игр. Появились специально обученные игротехники. В ходе игр ставились и Глава 31 Социальные изменения, модернизация и постмодернизм решались важные задачи производственного и социального характера. Руководители разного уровня, игравшие в эти игры, постепенно проникались инновационной идеологией. Инноватика из теории превратилась в практическую область деятельности. Сказать об инновации лишь то, что это — нововведение, открытие, — значит умолчать о главном. Ибо инновация — не просто создание различною рода новшеств, но и их внедрение, порождающее существенные изменения в социальной жизни и практике. Отношение в обществе к инновациям может быть разным, но в основе своей оно двухполюсное. Одни инновации обществом принимаются, другие — отвергаются, одни внедряются немедленно, другие — спустя длительный период. Процесс проникновения инноваций в жизнь общества принимает характер диффузии — распространения инновационных черт и образцов поведения от группы к группе как внутри данного общества, так и за счет контакта различных обществ. Такова, к примеру, судьба проникновения относительно новых для европейцев продуктов питания (картофель, кофе, некоторые фрукты). Одни социальные новообразования принимаются (например, мусульманство в ряде восточных и африканских стран), другие — отвергаются (католическая религия в России). Инновация есть всегда разрыв с существующей традицией, в этом ее особенность. Но он не должен быть резким, иначе инновация обречена на неудачу. Дело в том, что традиция — один из самых консервативных элементов общественной жизни, равно как сознания и поведения отдельных людей. Всякий разрыв с ней всегда болезнен. В 1930—1970-х гг. в нашей стране было модно изобретать новые (советские) праздники, которые должны были заменить традиционные, в том числе и религиозные. Что из этого вышло, сейчас хорошо видно. Наиболее популярные в прошлом праздники вернулись «на круги своя» (Рождество, Пасха, масленица и др.), некоторые же «советские» праздники либо совпадают с ними (сохраняясь таким образом), либо просто умирают (например, праздники улицы). Инновация имеет процессуальный характер, о чем свидетельствует ее жизненный цикл, включающий ряд этапов. Первый этап — самый мучительный — стартовый. Как правило, инновация первоначально не признается большинством, т.е. имеет отрицательный социальный эффект. Затем, когда она принимается, наблюдается быстрый рост инновационного движения (процесса). Это второй этап — этап успеха. Третий этап инновации — ее зрелость, вслед за которой следует четвертый этап — насыщения. Наконец, на финишном, пятом этапе процесс теряет свою инновационность, а само новшество становится всеобщим достоянием. Раздел VI Социальные изменения и процессы Виды инноваций Инновации весьма многочисленны и подлежат классификации. Видов инноваций может быть очень много. Так, в зависимости от области применения можно говорить о социально-экономических, технико-технологических, организационно-управленческих инновациях. В соответствии с таким основанием, как сфера деятельности, инновации могут быть экономическими, политическими, культурными. Иногда инновации имеют комплексный характер, включая в себя целый ряд их видов. Такова инновационная по своей сути рыночная модель развития общества. В нашей стране она переживает сегодня свой первый, стартовый этап, который проходит весьма мучительно и трудно, о чем свидетельствует глубокий всесторонний кризис общества. Чего стоит в рамках этой общей инновации такой ее элемент, как изменение ориентации производства и менеджмента с производителя на потребителя! Десятки лет экономическая и политическая система игнорировала потребителя, не знала и не хотела знать его подлинных реальных потребностей, формировала квазипотребности, которые тут же бралась удовлетворять, причем это касалось самых различных сфер и сторон жизни — не только производства, но и быта, образования, культуры. Но в новых условиях перехода к рынку возникают принципиально иные потребности у людей, производственных и иных коллективов. Более того, именно эти новые пробуждающиеся потребности и являются для общества по своей сути инновационными, они-то как раз и вызвали к жизни модель перехода к рынку. Инновация связана не только с производством, но и с другими областями деятельности. Сегодня очень широко представлены педагогические инновации, среди которых одной из главных в России является педагогика сотрудничества. Смена парадигм в образовании, уход от тоталитаризма и авторитаризма в сторону демократизации и гуманизации всего образовательного процесса — это инновация гигантского масштаба. Социологический подход к инновациям Что означает социологический подход к инновациям, их социологический анализ? В первую очередь он подразумевает выявление социального значения инноваций, их места в системе общественных процессов, в развитии общества. Анализ инноваций в социологии осуществляется часто сквозь призму социальных ролей, полярными среди которых оказываются роли новатор — консерватор. Многие конфликты в обществе, в различных коллективах, социальных общ- Глава 31. Социальные изменения, модернизация и постмодернизм ностях связаны прежде всего с носителями этих социальных ролей и процессом их реализации в конкретных условиях. В настоящее время в социологии (прежде всего в американской) можно выделить два основных подхода к изучению инноваций: организационно-ориентированный и индивидуально-ориентированный1. Суть первого состоит в том, что инновация выступает как комплекс взаимосвязанных процессов и является результатом концептуализации новой идеи, направленной па решение проблемы и практическое применение нового явления. В ходе реализации инновационной концепции используются экономические, материальные и иные ресурсы. Индивидуально-ориентированный подход к инновации означает рассмотрение се как изобретательской деятельности, в ходе которой соединяются индивид и инновация. Сама же модель так понимаемого инновационного процесса включает в себя: а) разработку новшества, б) принятие решения о способах его осуществления, в) реализацию решения. Следует отметить, что оба подхода, равно как и рассмотренные ниже представления об инновации в рамках'индустриальной социологии и менеджмента, относятся к микросоциологической парадигме. Что касается взглядов на инновацию в рамках макросоциологической парадигмы, то о них речь пойдет чуть дальше, в связи с рассмотрением концепций Н.Д. Кондратьева, Й. Шумпетера, И. Валлерстайна. Впервые в социологии инновация стала изучаться в рамках индустриальной социологии и в концепции менеджмента. Это и понятно: ведь речь идет об открытиях и внедрении нововведений. Большую роль здесь сыграли инновационные идеи Ф.Тейлора. Еще одна инновационная деятельность в сфере наукоемкого бизнеса — венчурное (или рисковое) предпринимательство, связанное с созданием и распространением принципиально новых технологий. Особо следует отметить попытку осмыслить инновационную деятельность в индустриальной социологии и менеджменте, предпринятую П. Дракером (США). По его мнению, инновации в производстве обладают экономической ценой и социальной ценностью. Изобретение ткацкого станка, паровой машины, ядерного реактора — это не только технические изобретения, которые дают экономическую прибыль. Это революционная социальная инновация, поскольку она ведет к принципиальному изменению технологии и характера производства, росту жизненного уровня, к переходу в новые режимы жизнедеятельности. Внедрение такого рода инноваций приводит к изменению образа жизни людей, к появлению более высокого уровня неопределенности и риска. 1 См Мешков А А Основные направления исследования инновации в американской социологии//Социол исслед 1996 №5 Раздел VI Социальные изменения и процессы Отсюда — еще один подход в социологии к инновациям, который имело бы смысл назвать поведенческим, поскольку их можно характеризовать как идеи, концепции, формы деятельности, приводящие к изменению поведения индивидов и групп людей с целью реализации самих инноваций либо оказания сопротивления их внедрению. Социологическое видение инновации предполагает ее тесную связь с изменением социальной структуры через механизмы социальной мобильности. Дело в том, что активная деятельность субъектов инновации (людей и социальных групп, занимающихся изобретением новшеств и их практическим внедрением) позволяет менять их социальный статус и занимать новые (чаще всего более высокие) позиции в социальной структуре. Инновация как социокультурный процесс В социологии существует и иной срез в рассмотрении инновации — анализ ее как социокультурного процесса. Инновация всегда является результатом и вместе с тем процессом исторического взаимодействия культур, поскольку каждое новшество, каждая новая, значимая для общее! па идея рождается, с одной стороны, в рамках существующей культуры, с другой — выводит ее на новый уровень, за существующие пределы, открывает путь к новой культуре. Однако это процесс сложный, противоречивый, и инновации могут не совмещаться, не совпадать с новой культурой. Во-первых, они (инновации) могут вносить новые культурные образцы, не существующие в реальной культуре. Во-вторых, отдельные инновации способны только вытеснять культурные образцы, замещать их, а не просто присоединяться к ним. Так, мы хорошо воспринимаем новые виды спорта, пришедшие к нам с Запада (например, дельтапланеризм) или музыкальные инновации (американский джаз, тяжелый рок и др.), которые не вытесняют, а присоединяются к тому, что уже есть. Но рыночные отношения (как социокультурный феномен) не могут просто присоединиться к имевшим место планово-государственным отношениям, они должны их вытеснить и занять это место. В-третьих, инновации способны вступать в конфликт с существующими культурными образцами, ценностями и нормами. Так, ранние попытки внедрить в школу, в систему российского образования педагогику сотрудничества натолкнулись на бешеное сопротивление значительной части педагогов, да и сейчас еще здесь немало проблем в силу того, что общество базировалось на протяжении долгого времени на принципах тоталитаризма и авторитаризма, глубоко проникших в сферу образования и воспитания. В связи со сказанным возникает проблема социокультурного эффекта инноваций. Очевидно, что инновации, даже если они сразу не прини- Глава 31 Социальные изменения, модернизация и постмодернизм маются и вступают в конфликт с существующими культурными образцами, ценное гями и нормами, оказывают определенный эффект и не могут пройти бесследно для культуры. Радикальные инновации, как правило, дают сильный эффект, поскольку они не только разрушают имеющиеся культурные образцы и создают новые, но меняют характер социальных отношений. Именно такое глубочайшее воздействие на общество, на систему существовавших в нем социальных отношений произвели инновации типа изобретения и широкого внедрения автомобиля, средств массовой информации (прессы, радио, телевидения) и др. Макросоциологические концепции инноваций Теперь обратимся к характеристике некоторых концепций инноваций, выполненных в рамках макросоциологической парадигмы. Эти концепции раскрывают и подчеркивают динамизм человеческого общества. Одна из первых попыток такого рода принадлежит российскому ученому Н.Д. Кондра1ьсву, выступившему еще в 1920—1930-х гг. с идеей «длинной волны»1. Суть его концепции состоит в том, что развитие общества осуществляется в рамках циклов продолжительностью 50—60 лет каждый. Это и есть «длинная волна». Она включает в себя три фазы: «пони-жителыгую», фазу депрессии и «повышительную». Переход к высшей фазе, прогресс общества в целом осуществляются на основе глубоких технологических инноваций. Согласно взглядам Кондратьева, динамика экономической структуры общества реагирует прежде всего на ключевые изобретения, за которыми следуют вторичные нововведения в социально-экономической жизни. Опираясь на исследования Кондратьева, можно выдвинуть гипотезу о том, что в современной России глубоко депрессивное состояние экономики, инфляция и прочие атрибуты кризиса вызваны завершением большого 50-летнего цикла индустриального развития. Новая «длинная волна» должна охватить 1990—2040 гг. Вместе со сменой технологического базиса производства возникают и «социальные потрясения», связанные с ломкой «организационных форм». Если следовать логике Кондратьева, то социальные потрясения оказываются формой проявления завершающей стадии «длинного цикла». Они выступают на фоне роста экономической конъюнктуры и на начальной фазе подъема играют роль стимулятора нового экономического подъема. Исходя из этого, наше общество из-за смены «основных капитальных благ» ожидает 10—20-летний период социальных потрясений, непрерывно воспроизводящих конфликты и экстремальные ситуации на всех уровнях. См Кондратьев IIД. Проблемы экономической динамики М., 1989. Раздел VI. Социальные изменения и процессы В период после Второй мировой войны концепцию инноваций и их роли в обществе активно разрабатывал австрийский ученый Й. Шум-петер. Он видел в инновациях важнейшее средство быстрого преодоления кризисов и спадов. По его мнению, цель инноваций — в повышении отдачи на вложенные ресурсы. Но рассматривать инновацию следует скорее как экономическое и социальное, нежели техническое понятие, поскольку результаты инноваций заметны прежде всего в социально-экономической сфере. Еще одна важная цель инновации — создание ситуации динамического неравновесия, способствующей активному поиску возможностей социального развития. В 1980-х гг. была сформулирована концепция, во многом напоминающая «длинную волну». Она получила название концепции длинных циклов и принадлежит известному американскому социологу, бывшему президенту Международной социологической ассоциации в 1994—1998 гг. И. Валлерстайну. Суть его концепции состоит в том, что динамизм общества определяется длинными циклами, охватывающими несколько десятилетий1. Причем в рамках столетий эти циклы проходят под знаком страны-гегемона. Дж. Модельски считает, что в XVI в. такой страной была Португалия, в XVII — Нидерланды, в XVIII—XIX — Великобритания, в XX в. — США. Американский цикл XX—XXI вв. определяется четырьмя фазами: 1) 1914—1945 гг. — Первая и Вторая мировые войны и ослабление соперников; 2) 1945—1973 — выдвижение США на роль главной силы; 3) 1973-2000 - делегитимизация роли США; 4) 2000-2030 гг. -деконцентрация США и выдвижение на роль новой главной силы соперника (Япония, Западная Европа). Каждый длинный цикл (по Валлерстайну) связан не только с целым рядом фаз внутри него, но и с понятием кризиса. Американский социолог не считает, в отличие от многих его коллег, что каждый циклический спад уже есть кризис. Для него кризис — это ситуация, в которой больше не функционируют восстановительные механизмы и система должна или фундаментально измениться, или дезинтегрироваться. Если же система функционирует, то кризиса нет. Источником действенности и результативности системы является ее отношение к использованию и внедрению инноваций. Чем более страна предрасположена к ним, тем больше шансов на процветание она имеет. С концепцией длинных циклов связана еще одна теория И. Валлерстайна — мир-системного анализа, где на передний план выходят вопросы власти. В соответствии со взглядами Валлерстайна, в каждом длинном цикле общество (мировое, речь идет о мире как системе) 1 См.: Длинные циклы в мировой экономике и политике // Социология. СПб., 1993. С. 167-170. Глава 31. Социальные изменения, модернизация и постмодернизм проходит фазы низкой, высокой и снова низкой концентрации власти. Сама власть охватывает ядро, полупериферию и периферию мировой экономической системы. Причем гегемония «ядра» (а это наиболее развитые страны) в современной мир-системе способна «загнать» в оборонительную позицию даже сверхсовременные производства в тех странах, которые не принадлежат к «клубу избранных» (это касается, в частности, России). Такой «клуб» уже не может расширяться, поскольку он сам — «ядро» системы мира. В связи с этим Валлерстайн считает, что для большинства стран (в том числе и для России, что с очевидностью вытекает из контекста его теории) «перескочить» из полупериферии и периферии в «ядро» практически недостижимо никаким способом. Дело еще и в том, что страны, входящие в «клуб избранных», способны сделать неприбыльными любые альтернативные, чрезвычайно эффективные, даже уникальные технологические инновации — при условии, что они принадлежат «не избранным» и представляют для них определенную угрозу. § 2. Модернизация и постмодернизм в социологии Проблема модернизации в социологии Говоря о социальных изменениях, нельзя не коснуться такой важной социологической проблемы, как модернизация. В западной социологии этот термин используется для характеристики сложной совокупности перемен, происходящих в процессе индустриализации. По существу, речь идет о совокупности инновационных идей, приводящих к трансформациям, воздействующим на все общество. Эти идеи и перемены, имеющие радикальный характер, охватывают экономику, производство, политику, образование, культуру, традиции, религиозную жизнь, причем как порознь, так и вместе. Американский социолог Д. Лернер, одним из первых затронувший проблему модернизации, определил ее как «процесс социального изменения, при котором менее развитые общества приобретают черты, характерные для более развитых». По его мнению, основными чертами модернизирующихся обществ являются: урбанизация, широко распространенное умение читать, массовая культура, массовое участие в политическом процессе*. К этим чертам некоторые авторы (например, Д. Макклеланд) добавляют еще одну характеристику: превращение предпринимателя в центральную фигуру процесса модернизации. 1 См.: Lerner D. Modernization: social aspects // International Encyclopedia of the Social Sciences. N.Y., 1968. Vol. 10. Раздел VI. Социальные изменения и процессы Несмотря на то что понятие модернизации было использовано в основном для анализа процессов, происходящих в слаборазвитых странах, некоторые из западных социологов пытаются применить его к России, особеш ю в связи с рассмотрением происходящих в ней за последнее десятилетие процессов. Иногда модернизацию в России называют «запаздывающей». С таким подходом в принципе согласиться нельзя, поскольку основные черты общества, называемого модернизированным, в России давно реализованы, исключая, пожалуй, предпринимательство. Но утверждение предпринимательства как особого и значимого слоя в обществе связано не столько с его модернизацией, сколько с определенными типами и моделями экономики. Модернизацию имеет смысл рассматривать как инновацию (или совокупность инноваций), которые приводят к существенным изменениям социальных процессов. Поэтому в качестве инноваций следует выделять в первую очередь значительные преобразования в основных сферах общественной жизни. Это индустриализация, означающая создание системы промышленного производства, отвечающего основным экономическим требованиям. Это возникновение бюрократии как формы государственной организации с соответствующими службами. Это значительное повышение уровня грамотности и создание развитой системы официальных учебных заведений в рамках всех уровней образования. Это развитие средств массовой информации и превращение их в источник образования, знаний и культуры. Это возникновение новых мощных нерелигиозных идеологий (в первую очередь националистических) и потеря влияния традиционных религиозных систем. Это утрата семьей своей главной традиционной функции — быть основной производственной ячейкой. Это появление новых ценностей и существенные психологические перемены на базе их усвоения.
|