Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные изменения и процессы 3 страница






В конце 1960-х гг. в американской социологии (Г. Блумер) была предпринята попытка использовать в комбинации два критерия для оп­ределения четырех типов социальных движений — широту и глу­бину изменений, которые они несли с собой (рис. 11).

К альтернативным социальным движениям американские социологи относяг те, что стимулируют отдельные группы людей изменить свое поведение по отношению к тем или иным принятым в обществе его пор-мам. Примером является движение в пользу планирования семьи в сто­рону роста числа детей.

Социальные движения религиозного характера могут радикально изменить жизнь определенных групп людей. В качестве примера при­водится деятельность христианских организаций, занятых поиском новых членов, которых они обращают в свою веру, тем самым спасая их духовно. Причем результат этих действий настолько глубок, что про таких людей говорят, будто они родились вновь.

Третий тип социальных движений — реформаторский — имеет ог­раниченную для общества глубину. Особенно это касается реформа­торских движений, влияющих на политические процессы. В качестве примера часто приводят давно начавшиеся дебаты в конгрессе и сена­те США относительно разрешения или запрета абортов и наличие со­ответствующих общественных движений.

Революционные социальные движения относятся к четвертому типу. Они влияют на жизнь всего общества. Как наиболее яркие при­меры таких движений американские социологи приводили револю­ции в США и России. Однако недавно в США начал меняться взгляд на революционные социальные движения. Если раньше считалось, что революция — это установление власти левого правительства, то в



 



Раздел VI. Социальные изменения и процессы


щееся со стремлением улучшить отдельные его стороны. Широкое движе­ние за реформы возможно, как правило, в демократическом обществе. В нашей стране к таким движениям еще только начинают привыкать.

Нужно иметь в виду, что реформаторы могут встречаться с сопро­тивлением властей, особенно если их действия авторитарны. В том случае, если реформы не удаются, часть реформаторов может перейти на позиции революционных движений. Значит, последние возникают там, где реформы блокируются. Наличие сильных реформаторских движений гораздо больше способствует динамизму общества, чем ре­волюционных, поскольку те означают не столько динамизм, сколько взрыв и резкий переход к новому социальному состоянию, тогда как движения реформ есть эволюционный, постепенный процесс.

Специфика общественных движений в России

Некоторые западные социологи считают, что размах общественных дви­жений свидетельствует об уровне демократии в стране: чем их больше, тем страна демократичнее. Возможно, это и так. В таком случае Россия, конеч­но, отстает от США, хотя бы потому, что у нас еще не сформировались дви­жения в поддержку гомосексуалистов и лесбиянок (в США их цель — по­ложить конец дискриминации при приеме на работу, в частности учителями в школы), равно как и движения за спасение тюленей и афри­канских слонов. Дойдет ли до «такой жизни» когда-нибудь и наша страна?

В связи с этим необходимо отличать общественные движения в России от существующих в развитых западных странах с богатыми демократичес­кими традициями. Для нашей страны добровольное участие людей по их инициативе в общественных движениях — дело новое. Подчеркнем два мо­мента: добровольное участие и инициатива самих людей. Дело в том, что и в условиях авторитарного режима общественные движения (чаще называв­шиеся общественными организациями) существовали, но инициатором их была компартия, а добровольность имела, как правило, вынужденный, при­нудительный характер: приглашали людей в партийные комитеты и «пред­лагали» принять участие в той или иной общественной структуре.

Поэтому естественно, что опыт создания общественных движений в России пока невелик. Сами же общественные движения, в связи с резкой политизацией жизни в стране, изначально приобретали в ос­новном политическую окраску. Только в последние годы стали появ­ляться экологические, женские, антивоенные (в связи с войной в Чеч­не) движения. Практически не развито волонтерское направление общественных движений, что резко отличает Россию от развитых за­падных стран. Но не следует забывать, что волонтерское движение требует наличия немалого количества обеспеченных людей, которые,


Глава 30. Социальное поведение и общественные движения



во-первых, могли бы жертвовать средства для оказания той или иной помощи, во-вторых, и это, пожалуй, главное, могли бы сами принимать участие в ее оказании (что предполагает возможность не работать).

Подводя итог, можно сказать, что общественные движения, которые рассматривались преимущественно в рамках отдельных стран, на, так сказать, национальном уровне, существуют либо для стимулирования, развития социальных процессов, либо для их сдерживания и даже подав­ления. Природа и характер этих движений, их направленность варьиру­ют в зависимости от содержания мировых, региональных и националь­ных процессов, от состояния человеческого общества в экономическом, политическом, военном, экологическом, культурном и ином отношени­ях. Другими словами, ситуация с общественными движениями зависит от характера взаимодействия различных стран, определяющих дина­мизм человеческого общества. Испытывая на себе его влияние, общест­венные движения сами в немалой степени способствуют динамике соци­альных процессов и социальным преобразованиям в мире. Проблеме социальных изменений и ее социологическому анализу посвящается по­следняя глава учебника.

Вопросы и задания

1. Проанализируйте теоретические источники формирования концепции социаль­
ного поведения.

2. Как вы можете определить и типологизировать социальное поведение?

3. Что такое социальные движения? Каковы причины их возникновения?

4. Охарактеризуйте стадии жизненного цикла общественных движений.

5. Какие теории, объясняющие причины возникновения общественных движений,
вы знаете?

6. Что дает классификация (типология) общественных движений? Раскройте суще­
ство типов общественных движений.

7. Охарактеризуйте особенности общественных движений в России.

Литература

Андреева ГМ. Социальная психология. М., 1996. С. 171—186.

Волков Ю.Г., Добренькое В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. М., 2000. С. 445-468.

Гидденс Э. Социология. М., 1999. Гл. 16, 19.

Кравченко С А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы. М., 1998. С. 450-461.

Российская социологическая энциклопедия. М., 1998.

Современная западная социология: Словарь. М., 1990.

Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М., 1998. Гл. 27.

Фролов С.С. Социология. М., 1996 С. 285-306.

Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. С. 337—366.

Ядов В А. Россия в мировом пространстве // Социол. исслед. 1996. № 3.


Глава 31

Социальные изменения, модернизация и постмодернизм

§ 1 Инновация как < оциальиыи процесс и источник (оциальных и шенепип § 2 Модернизация и not тмодерпи ш в социоло/ии

§ 1. Инновация как социальный процесс и источник социальных изменений

Понятие инновации

Одним из наиболее важных средств социальных изменений являются ин­новации. Сам термин «инновация» приобрел популярность в социологии не так давно. Классики мировой социологи XIX — начала XX в. им, как правило, не оперировали. Только с развитием пауки во второй половине прошлого столетия к понятию «инновация» стали проявлять интерес.

В самом широком и общем виде под ней понимают открытие, шобрете-ние, новшество, нововведение. Понятно, что именно на основе важных отк­рытий и нововведений происходят значительные социальные изменения. То, что термин «инновация» стал популярным сравнительно недавно, свидетельствует отсутствие его в словарях: Большом энциклопедическом, Философском энциклопедическом, социологических словарях, в том чис­ле во многих зарубежных.

Формирование российской школы специалистов по инноватике свя­зано с деятельностью Н.И. Лапина, Г.П. Щедровицкого, А.И. Пригожи-на и др. В 1979—1983 гг. Н.И. Лапин возглавил работу семинара «Соци­альные факторы нововведений в организациях». Началось становление особой отрасли социологии — социологии инноваций (нововве­дений), причем происходило это в основном в рамках социологии органи­заций. (Отметим, к слову, что и в западной науке изучение нововведений также происходило преимущественно в рамках социологии организа­ции.) Большую роль стали играть инновационные игры— дело­вые, организационно-деятельностные и другие. К социологам активно подключились психологи. Стада разрабатываться технология этих игр. Появились специально обученные игротехники. В ходе игр ставились и


Глава 31 Социальные изменения, модернизация и постмодернизм



решались важные задачи производственного и социального характера. Руководители разного уровня, игравшие в эти игры, постепенно прони­кались инновационной идеологией. Инноватика из теории превратилась в практическую область деятельности.

Сказать об инновации лишь то, что это — нововведение, открытие, — значит умолчать о главном. Ибо инновацияне просто создание различ­ною рода новшеств, но и их внедрение, порождающее существенные изме­нения в социальной жизни и практике. Отношение в обществе к иннова­циям может быть разным, но в основе своей оно двухполюсное. Одни инновации обществом принимаются, другие — отвергаются, одни внедряются немедленно, другие — спустя длительный период.

Процесс проникновения инноваций в жизнь общества принимает характер диффузии — распространения инновационных черт и образ­цов поведения от группы к группе как внутри данного общества, так и за счет контакта различных обществ. Такова, к примеру, судьба проник­новения относительно новых для европейцев продуктов питания (кар­тофель, кофе, некоторые фрукты). Одни социальные новообразования принимаются (например, мусульманство в ряде восточных и африкан­ских стран), другие — отвергаются (католическая религия в России).

Инновация есть всегда разрыв с существующей традицией, в этом ее особенность. Но он не должен быть резким, иначе инновация обре­чена на неудачу. Дело в том, что традиция — один из самых консерва­тивных элементов общественной жизни, равно как сознания и поведе­ния отдельных людей. Всякий разрыв с ней всегда болезнен. В 1930—1970-х гг. в нашей стране было модно изобретать новые (со­ветские) праздники, которые должны были заменить традиционные, в том числе и религиозные. Что из этого вышло, сейчас хорошо видно. Наиболее популярные в прошлом праздники вернулись «на круги своя» (Рождество, Пасха, масленица и др.), некоторые же «советские» праздники либо совпадают с ними (сохраняясь таким образом), либо просто умирают (например, праздники улицы).

Инновация имеет процессуальный характер, о чем свидетельству­ет ее жизненный цикл, включающий ряд этапов. Первый этап — са­мый мучительный — стартовый. Как правило, инновация первона­чально не признается большинством, т.е. имеет отрицательный социальный эффект. Затем, когда она принимается, наблюдается быс­трый рост инновационного движения (процесса). Это второй этап — этап успеха. Третий этап инновации — ее зрелость, вслед за которой следует четвертый этап — насыщения. Наконец, на финишном, пятом этапе процесс теряет свою инновационность, а само новшество стано­вится всеобщим достоянием.



Раздел VI Социальные изменения и процессы


Виды инноваций

Инновации весьма многочисленны и подлежат классификации. Видов инноваций может быть очень много. Так, в зависимости от области применения можно говорить о социально-экономических, технико-технологических, организационно-управленческих инновациях. В со­ответствии с таким основанием, как сфера деятельности, инно­вации могут быть экономическими, политическими, культурными. Иногда инновации имеют комплексный характер, включая в се­бя целый ряд их видов. Такова инновационная по своей сути рыночная модель развития общества.

В нашей стране она переживает сегодня свой первый, стартовый этап, который проходит весьма мучительно и трудно, о чем свидетельствует глубокий всесторонний кризис общества. Чего стоит в рамках этой общей инновации такой ее элемент, как изменение ориентации производства и менеджмента с производителя на потребителя! Десятки лет экономичес­кая и политическая система игнорировала потребителя, не знала и не хо­тела знать его подлинных реальных потребностей, формировала квазипо­требности, которые тут же бралась удовлетворять, причем это касалось самых различных сфер и сторон жизни — не только производства, но и быта, образования, культуры. Но в новых условиях перехода к рынку воз­никают принципиально иные потребности у людей, производственных и иных коллективов. Более того, именно эти новые пробуждающиеся по­требности и являются для общества по своей сути инновационными, они-то как раз и вызвали к жизни модель перехода к рынку.

Инновация связана не только с производством, но и с другими об­ластями деятельности. Сегодня очень широко представлены педа­гогические инновации, среди которых одной из главных в Рос­сии является педагогика сотрудничества. Смена парадигм в образовании, уход от тоталитаризма и авторитаризма в сторону демо­кратизации и гуманизации всего образовательного процесса — это ин­новация гигантского масштаба.

Социологический подход к инновациям

Что означает социологический подход к инновациям, их социологи­ческий анализ? В первую очередь он подразумевает выявление соци­ального значения инноваций, их места в системе общественных про­цессов, в развитии общества. Анализ инноваций в социологии осуществляется часто сквозь призму социальных ролей, полярными среди которых оказываются роли новатор — консерватор. Многие конфликты в обществе, в различных коллективах, социальных общ-


Глава 31. Социальные изменения, модернизация и постмодернизм



ностях связаны прежде всего с носителями этих социальных ролей и процессом их реализации в конкретных условиях.

В настоящее время в социологии (прежде всего в американской) можно выделить два основных подхода к изучению инноваций: органи­зационно-ориентированный и индивидуально-ориентированный1. Суть первого состоит в том, что инновация выступает как комплекс взаимо­связанных процессов и является результатом концептуализации новой идеи, направленной па решение проблемы и практическое применение нового явления. В ходе реализации инновационной концепции исполь­зуются экономические, материальные и иные ресурсы.

Индивидуально-ориентированный подход к инновации означает рас­смотрение се как изобретательской деятельности, в ходе которой соединя­ются индивид и инновация. Сама же модель так понимаемого инноваци­онного процесса включает в себя: а) разработку новшества, б) принятие решения о способах его осуществления, в) реализацию решения.

Следует отметить, что оба подхода, равно как и рассмотренные ни­же представления об инновации в рамках'индустриальной социоло­гии и менеджмента, относятся к микросоциологической парадигме. Что касается взглядов на инновацию в рамках макросоциологической парадигмы, то о них речь пойдет чуть дальше, в связи с рассмотрени­ем концепций Н.Д. Кондратьева, Й. Шумпетера, И. Валлерстайна.

Впервые в социологии инновация стала изучаться в рамках индус­триальной социологии и в концепции менеджмента. Это и понятно: ведь речь идет об открытиях и внедрении нововведений. Большую роль здесь сыграли инновационные идеи Ф.Тейлора. Еще одна инно­вационная деятельность в сфере наукоемкого бизнеса — венчурное (или рисковое) предпринимательство, связанное с созданием и рас­пространением принципиально новых технологий.

Особо следует отметить попытку осмыслить инновационную деятель­ность в индустриальной социологии и менеджменте, предпринятую П. Дракером (США). По его мнению, инновации в производстве обладают экономической ценой и социальной ценностью. Изобре­тение ткацкого станка, паровой машины, ядерного реактора — это не толь­ко технические изобретения, которые дают экономическую прибыль. Это революционная социальная инновация, поскольку она ведет к принципи­альному изменению технологии и характера производства, росту жизнен­ного уровня, к переходу в новые режимы жизнедеятельности. Внедрение такого рода инноваций приводит к изменению образа жизни людей, к по­явлению более высокого уровня неопределенности и риска.

1 См Мешков А А Основные направления исследования инновации в американ­ской социологии//Социол исслед 1996 №5



Раздел VI Социальные изменения и процессы


Отсюда — еще один подход в социологии к инновациям, который имело бы смысл назвать поведенческим, поскольку их можно характе­ризовать как идеи, концепции, формы деятельности, приводящие к изменению поведения индивидов и групп людей с целью реализации самих инноваций либо оказания сопротивления их внедрению.

Социологическое видение инновации предполагает ее тесную связь с изменением социальной структуры через механизмы социальной мобильно­сти. Дело в том, что активная деятельность субъектов инновации (людей и социальных групп, занимающихся изобретением новшеств и их практиче­ским внедрением) позволяет менять их социальный статус и занимать но­вые (чаще всего более высокие) позиции в социальной структуре.

Инновация как социокультурный процесс

В социологии существует и иной срез в рассмотрении инновации — ана­лиз ее как социокультурного процесса. Инновация всегда является ре­зультатом и вместе с тем процессом исторического взаимодействия куль­тур, поскольку каждое новшество, каждая новая, значимая для общее! па идея рождается, с одной стороны, в рамках существующей культуры, с другой — выводит ее на новый уровень, за существующие пределы, откры­вает путь к новой культуре. Однако это процесс сложный, противоречи­вый, и инновации могут не совмещаться, не совпадать с новой культурой.

Во-первых, они (инновации) могут вносить новые культурные об­разцы, не существующие в реальной культуре. Во-вторых, отдельные инновации способны только вытеснять культурные образцы, замещать их, а не просто присоединяться к ним. Так, мы хорошо воспринимаем новые виды спорта, пришедшие к нам с Запада (например, дельтапла­неризм) или музыкальные инновации (американский джаз, тяжелый рок и др.), которые не вытесняют, а присоединяются к тому, что уже есть. Но рыночные отношения (как социокультурный феномен) не мо­гут просто присоединиться к имевшим место планово-государствен­ным отношениям, они должны их вытеснить и занять это место.

В-третьих, инновации способны вступать в конфликт с существу­ющими культурными образцами, ценностями и нормами. Так, ранние попытки внедрить в школу, в систему российского образования педа­гогику сотрудничества натолкнулись на бешеное сопротивление зна­чительной части педагогов, да и сейчас еще здесь немало проблем в силу того, что общество базировалось на протяжении долгого време­ни на принципах тоталитаризма и авторитаризма, глубоко проник­ших в сферу образования и воспитания.

В связи со сказанным возникает проблема социокультурного эффек­та инноваций. Очевидно, что инновации, даже если они сразу не прини-


Глава 31 Социальные изменения, модернизация и постмодернизм



маются и вступают в конфликт с существующими культурными образ­цами, ценное гями и нормами, оказывают определенный эффект и не мо­гут пройти бесследно для культуры. Радикальные инновации, как пра­вило, дают сильный эффект, поскольку они не только разрушают имеющиеся культурные образцы и создают новые, но меняют характер социальных отношений. Именно такое глубочайшее воздействие на об­щество, на систему существовавших в нем социальных отношений про­извели инновации типа изобретения и широкого внедрения автомобиля, средств массовой информации (прессы, радио, телевидения) и др.

Макросоциологические концепции инноваций

Теперь обратимся к характеристике некоторых концепций инноваций, выполненных в рамках макросоциологической парадигмы. Эти концеп­ции раскрывают и подчеркивают динамизм человеческого общества. Од­на из первых попыток такого рода принадлежит российскому ученому Н.Д. Кондра1ьсву, выступившему еще в 1920—1930-х гг. с идеей «длин­ной волны»1. Суть его концепции состоит в том, что развитие общества осуществляется в рамках циклов продолжительностью 50—60 лет каж­дый. Это и есть «длинная волна». Она включает в себя три фазы: «пони-жителыгую», фазу депрессии и «повышительную». Переход к высшей фазе, прогресс общества в целом осуществляются на основе глубоких технологических инноваций. Согласно взглядам Кондратьева, динамика экономической структуры общества реагирует прежде всего на ключе­вые изобретения, за которыми следуют вторичные нововведения в соци­ально-экономической жизни.

Опираясь на исследования Кондратьева, можно выдвинуть гипотезу о том, что в современной России глубоко депрессивное состояние эконо­мики, инфляция и прочие атрибуты кризиса вызваны завершением большого 50-летнего цикла индустриального развития. Новая «длинная волна» должна охватить 1990—2040 гг. Вместе со сменой технологичес­кого базиса производства возникают и «социальные потрясения», свя­занные с ломкой «организационных форм». Если следовать логике Кон­дратьева, то социальные потрясения оказываются формой проявления завершающей стадии «длинного цикла». Они выступают на фоне роста экономической конъюнктуры и на начальной фазе подъема играют роль стимулятора нового экономического подъема. Исходя из этого, наше об­щество из-за смены «основных капитальных благ» ожидает 10—20-лет­ний период социальных потрясений, непрерывно воспроизводящих конфликты и экстремальные ситуации на всех уровнях.

См Кондратьев IIД. Проблемы экономической динамики М., 1989.



Раздел VI. Социальные изменения и процессы


В период после Второй мировой войны концепцию инноваций и их роли в обществе активно разрабатывал австрийский ученый Й. Шум-петер. Он видел в инновациях важнейшее средство быстрого преодоле­ния кризисов и спадов. По его мнению, цель инноваций — в повышении отдачи на вложенные ресурсы. Но рассматривать инновацию следует скорее как экономическое и социальное, нежели техническое понятие, поскольку результаты инноваций заметны прежде всего в социально-экономической сфере. Еще одна важная цель инновации — создание си­туации динамического неравновесия, способствующей активному по­иску возможностей социального развития.

В 1980-х гг. была сформулирована концепция, во многом напоминаю­щая «длинную волну». Она получила название концепции длинных цик­лов и принадлежит известному американскому социологу, бывшему пре­зиденту Международной социологической ассоциации в 1994—1998 гг. И. Валлерстайну. Суть его концепции состоит в том, что динамизм обще­ства определяется длинными циклами, охватывающими несколько деся­тилетий1. Причем в рамках столетий эти циклы проходят под знаком страны-гегемона. Дж. Модельски считает, что в XVI в. такой страной бы­ла Португалия, в XVII — Нидерланды, в XVIII—XIX — Великобритания, в XX в. — США. Американский цикл XX—XXI вв. определяется четырь­мя фазами: 1) 1914—1945 гг. — Первая и Вторая мировые войны и ослаб­ление соперников; 2) 1945—1973 — выдвижение США на роль главной силы; 3) 1973-2000 - делегитимизация роли США; 4) 2000-2030 гг. -деконцентрация США и выдвижение на роль новой главной силы сопер­ника (Япония, Западная Европа).

Каждый длинный цикл (по Валлерстайну) связан не только с це­лым рядом фаз внутри него, но и с понятием кризиса. Американский социолог не считает, в отличие от многих его коллег, что каждый цик­лический спад уже есть кризис. Для него кризис — это ситуация, в ко­торой больше не функционируют восстановительные механизмы и система должна или фундаментально измениться, или дезинтегриро­ваться. Если же система функционирует, то кризиса нет. Источником действенности и результативности системы является ее отношение к использованию и внедрению инноваций. Чем более страна предраспо­ложена к ним, тем больше шансов на процветание она имеет.

С концепцией длинных циклов связана еще одна теория И. Вал­лерстайна — мир-системного анализа, где на передний план выходят вопросы власти. В соответствии со взглядами Валлерстайна, в каждом длинном цикле общество (мировое, речь идет о мире как системе)

1 См.: Длинные циклы в мировой экономике и политике // Социология. СПб., 1993. С. 167-170.


Глава 31. Социальные изменения, модернизация и постмодернизм



проходит фазы низкой, высокой и снова низкой концентрации власти. Сама власть охватывает ядро, полупериферию и периферию мировой экономической системы. Причем гегемония «ядра» (а это наиболее развитые страны) в современной мир-системе способна «загнать» в оборонительную позицию даже сверхсовременные производства в тех странах, которые не принадлежат к «клубу избранных» (это касается, в частности, России). Такой «клуб» уже не может расширяться, по­скольку он сам — «ядро» системы мира. В связи с этим Валлерстайн считает, что для большинства стран (в том числе и для России, что с очевидностью вытекает из контекста его теории) «перескочить» из полупериферии и периферии в «ядро» практически недостижимо ни­каким способом. Дело еще и в том, что страны, входящие в «клуб из­бранных», способны сделать неприбыльными любые альтернативные, чрезвычайно эффективные, даже уникальные технологические инно­вации — при условии, что они принадлежат «не избранным» и пред­ставляют для них определенную угрозу.

§ 2. Модернизация и постмодернизм в социологии

Проблема модернизации в социологии

Говоря о социальных изменениях, нельзя не коснуться такой важной со­циологической проблемы, как модернизация. В западной социологии этот термин используется для характеристики сложной совокупности перемен, происходящих в процессе индустриализации. По существу, речь идет о совокупности инновационных идей, приводящих к трансформа­циям, воздействующим на все общество. Эти идеи и перемены, имеющие радикальный характер, охватывают экономику, производство, политику, образование, культуру, традиции, религиозную жизнь, причем как по­рознь, так и вместе. Американский социолог Д. Лернер, одним из первых затронувший проблему модернизации, определил ее как «процесс соци­ального изменения, при котором менее развитые общества приобретают черты, характерные для более развитых». По его мнению, основными чертами модернизирующихся обществ являются: урбанизация, широко распространенное умение читать, массовая культура, массовое участие в политическом процессе*. К этим чертам некоторые авторы (например, Д. Макклеланд) добавляют еще одну характеристику: превращение пред­принимателя в центральную фигуру процесса модернизации.

1 См.: Lerner D. Modernization: social aspects // International Encyclopedia of the Social Sciences. N.Y., 1968. Vol. 10.



Раздел VI. Социальные изменения и процессы


Несмотря на то что понятие модернизации было использовано в основ­ном для анализа процессов, происходящих в слаборазвитых странах, неко­торые из западных социологов пытаются применить его к России, особеш ю в связи с рассмотрением происходящих в ней за последнее десятилетие про­цессов. Иногда модернизацию в России называют «запаздывающей». С та­ким подходом в принципе согласиться нельзя, поскольку основные черты общества, называемого модернизированным, в России давно реализованы, исключая, пожалуй, предпринимательство. Но утверждение предпринима­тельства как особого и значимого слоя в обществе связано не столько с его модернизацией, сколько с определенными типами и моделями экономики.

Модернизацию имеет смысл рассматривать как инновацию (или со­вокупность инноваций), которые приводят к существенным изменениям социальных процессов. Поэтому в качестве инноваций следует выделять в первую очередь значительные преобразования в основных сферах об­щественной жизни. Это индустриализация, означающая создание сис­темы промышленного производства, отвечающего основным экономи­ческим требованиям. Это возникновение бюрократии как формы государственной организации с соответствующими службами. Это зна­чительное повышение уровня грамотности и создание развитой систе­мы официальных учебных заведений в рамках всех уровней образова­ния. Это развитие средств массовой информации и превращение их в источник образования, знаний и культуры. Это возникновение новых мощных нерелигиозных идеологий (в первую очередь националистиче­ских) и потеря влияния традиционных религиозных систем. Это утра­та семьей своей главной традиционной функции — быть основной про­изводственной ячейкой. Это появление новых ценностей и существенные психологические перемены на базе их усвоения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал