Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность социальной политики.⇐ ПредыдущаяСтр 30 из 30
Основными направлениями социальной политики в период осуществления стабилизационных мероприятий является обеспечение социальной защищенности в условиях рынка. Смягчение проблем высвобождения рабочей силы, создание системы переквалификации и трудоустройства, стимулирование развития предпринимательства, особенно малого и среднего. Государственная поддержка хозяйственной инициативы граждан и малых предпринимательских единиц способствует развитию самозанятости и вторичной занятости, созданию новых рабочих мест. Особенно важна такая поддержка в сферах торговли, общественного питания, услуг бытового и образовательного характера как важнейших в процессе становления рыночной инфраструктуры, с одной стороны, необходимость формирования социальной политики обусловлена тем, что функционирование рыночного механизма самого по себе не гарантирует необходимый минимальный уровень благосостояния всем гражданам, на который они имеют право весьма. Предприятия в этих сферах являются ключевыми при переходе к эффективной рыночной экономике, поскольку они формируют спрос на готовые товары и продукцию. Малые частные предприятия вступают в отношения конкуренции друг с другом, способны насытить рынок товарами лучшего качества по более низким ценам, тем самым, повышая степень удовлетворения потребителей. Поэтому в поддержание нормального социального климата в обществе вносят свой вклад и антимонопольная политика и антикризисное управление, формирующие беспрепятственное отражение спроса потребителей на рынках в России, несмотря на сокращение общей численности населения, сохраняется относительная стабильность его экономически активной части (около 75 млн чел.) наряду с практически полной укомплектованностью рабочих мест. Более того, российская экономика не в состоянии поглотить имеющееся предложение рабочей силы, все большую долю занимает частичная занятость. В условиях перехода к рынку субъекты социальной политики приобретают новые черты: — социальная структура занятых усложняется, появляются владельцы собственного дела (в России примерно 9 %) и наемные работники; — ужесточается отношение директората и менеджеров к наемным работникам; — квалифицированные и активные работники уходят из отраслей материального производства, что приводит к старению и феминизации трудовых коллективов крупных предприятий; вырастает занятость в сфере услуг, в том числе как вторичная; — усугубляются территориальные деформации рынка труда, в депрессивных регионах безработица постепенно приобретает черты застойной. Временно неработающее население включает как официально зарегистрированных безработных, так и скрыто безработных, и лиц, не стремящихся найти работу в общественном (в отличие от домашнего) производстве. Служба занятости обеспечивает поиск рабочих мест и переквалификацию безработных. Система социальной защищенности создается в странах рыночной экономики на протяжении десятилетий и включает не только различные формы гарантии занятости, но и реализацию крупных социальных программ по оптимизации миграции, образования и переквалификации, восстановлению социальной справедливости. В необходимых случаях определенные слои населения и отдельные граждане (беженцы, вынужденные переселенцы, семьи репрессированных) получают компенсационные выплаты. Изменяется и структура доходов населения во время проведения рыночных реформ: значительно увеличилась доля доходов от предпринимательской и подобной ей видов деятельности. Доля социальных трансфертов в доходах населения остается стабильной — около 15-16 %, что во многом объясняется увеличением числа их получателей. Проблема бедности и богатства населения в рыночной экономике значительно обострилась в современной России. Низкий уровень доходов населения в сочетании с высокими темпами роста цен в потребительском секторе приводит к обнищанию значительной части членов общества. Вместе с тем расширение источников неконтролируемых доходов, увеличение способов ухода от налогообложения создали сферы сверхвысоких доходов (посредничество, финансы, топливно-сырьевой комплекс). Быстрое расслоение населения приводит к формированию групп на уровне нищеты и очень богатых, даже по мировым стандартам людей. Разработка и реализация социальной политики усложняется в современных условиях разделением общества не только по характеру занятости и специфике интересов, но и по ущербу от социальных бедствий (бездомные, обманутые вкладчики, нищие, жертвы военных действий). Поэтому социальная политика будет эффективнее не при установке на самостоятельное «выживание» граждан, а при стабильной государственной поддержке населения. Контрольные вопросы и задания 1. Пусть равновесный ВВП в экономике ниже потенциального. Государство увеличивает свои расходы или сокращает налоги. Объясните с помощью графика, как это скажется на экономике. К чему приведет продолжение подобной политики в условиях, когда экономика достигает состояния полной занятости? 2. Пусть предельная склонность к потреблению равна 0, 8. На сколько рублей изменится совокупный спрос, если государство увеличит свои расходы на 1000 руб.? Как изменится совокупный спрос, если государство вместо изменения расходов увеличат (сократит) налоги на ту же сумму? 3. В чем особенность взаимодействия финансовой и денежно-кредитной политики в России? 4. Каковы эффективные качества учетной политики, с одной стороны, и недостатки - с другой? 5. Какие проблемные ситуации, связанные с кредитным регулированием, вы можете назвать? 6. В чем эффективность косвенных методов регулирования? Почему они более согласованы с природой рыночной экономики?
7. В регулировании каких задач макроэкономической политики более высокий эффект (по сравнению с финансовой политикой) проявляет монетарная политика? 8. Какие теоретические концепции положены в основу необходимости и возможности денежно-кредитного регулирования рыночной экономики? 9. Каковы основные инструменты денежно-кредитной политики государства? 10. Предположим, что центральный банк решает увеличить денежное предложение на 3%. Оцените вероятные способы решения этой экономической задачи и последствия реализации этой политики. 11. Центральный банк осуществляет широкомасштабную продажу государственных ценных бумаг на открытом рынке. На что направлена эта мера, являющаяся одним из инструментов денежно-кредитной политики?
|