Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность социальной политики.






Основными направлениями социальной политики в период осуществления стабилизационных мероприятий является обе­спечение социальной защищенности в условиях рынка. Смягче­ние проблем высвобождения рабочей силы, создание системы пе­реквалификации и трудоустройства, стимулирование развития предпринимательства, особенно малого и среднего.

Государственная поддержка хозяйственной инициативы граж­дан и малых предпринимательских единиц способствует разви­тию самозанятости и вторичной занятости, созданию новых ра­бочих мест. Особенно важна такая поддержка в сферах торговли, общественного питания, услуг бытового и образовательного ха­рактера как важнейших в процессе становления рыночной ин­фраструктуры, с одной стороны, необходимость формирования социальной политики обусловлена тем, что функционирование рыночного механизма самого по себе не гарантирует необходи­мый минимальный уровень благосостояния всем гражданам, на который они имеют право весьма.

Предприятия в этих сферах являются ключевыми при пере­ходе к эффективной рыночной экономике, поскольку они фор­мируют спрос на готовые товары и продукцию. Малые частные предприятия вступают в отношения конкуренции друг с другом, способны насытить рынок товарами лучшего качества по более низким ценам, тем самым, повышая степень удовлетворения по­требителей.

Поэтому в поддержание нормального социального климата в обществе вносят свой вклад и антимонопольная политика и ан­тикризисное управление, формирующие беспрепятственное от­ражение спроса потребителей на рынках в России, несмотря на сокращение общей численности населения, сохраняется относи­тельная стабильность его экономически активной части (около 75 млн чел.) наряду с практически полной укомплектованностью рабочих мест. Более того, российская экономика не в состоянии поглотить имеющееся предложение рабочей силы, все большую долю занимает частичная занятость.

В условиях перехода к рынку субъекты социальной политики приобретают новые черты:

— социальная структура занятых усложняется, появляют­ся владельцы собственного дела (в России примерно 9 %) и наемные работники;

— ужесточается отношение директората и менеджеров к на­емным работникам;

— квалифицированные и активные работники уходят из от­раслей материального производства, что приводит к старе­нию и феминизации трудовых коллективов крупных пред­приятий; вырастает занятость в сфере услуг, в том числе как вторичная;

— усугубляются территориальные деформации рынка труда, в депрессивных регионах безработица постепенно приоб­ретает черты застойной.

Временно неработающее население включает как официально зарегистрированных безработных, так и скрыто безработных, и лиц, не стремящихся найти работу в общественном (в отличие от домашнего) производстве.

Служба занятости обеспечивает поиск рабочих мест и пере­квалификацию безработных. Система социальной защищенно­сти создается в странах рыночной экономики на протяжении десятилетий и включает не только различные формы гарантии занятости, но и реализацию крупных социальных программ по оптимизации миграции, образования и переквалификации, вос­становлению социальной справедливости.

В необходимых случаях определенные слои населения и от­дельные граждане (беженцы, вынужденные переселенцы, семьи репрессированных) получают компенсационные выплаты.

Изменяется и структура доходов населения во время прове­дения рыночных реформ: значительно увеличилась доля дохо­дов от предпринимательской и подобной ей видов деятельности. Доля социальных трансфертов в доходах населения остается ста­бильной — около 15-16 %, что во многом объясняется увеличе­нием числа их получателей.

Проблема бедности и богатства населения в рыночной эко­номике значительно обострилась в современной России. Низкий уровень до­ходов населения в сочетании с высокими темпами роста цен в потребительском секторе приводит к обнищанию значительной части членов общества. Вместе с тем расширение источников не­контролируемых доходов, увеличение способов ухода от налого­обложения создали сферы сверхвысоких доходов (посредниче­ство, финансы, топливно-сырьевой комплекс).

Быстрое расслоение населения приводит к формированию групп на уровне нищеты и очень богатых, даже по мировым стан­дартам людей. Разработка и реализация социальной политики усложняется в современных условиях разделением общества не только по характеру занятости и специфике интересов, но и по ущербу от социальных бедствий (бездомные, обманутые вклад­чики, нищие, жертвы военных действий). Поэтому социальная политика будет эффективнее не при установке на самостоятель­ное «выживание» граждан, а при стабильной государственной поддержке населения.

Контрольные вопросы и задания

1. Пусть равновесный ВВП в экономике ниже потенциального. Государство увеличивает свои расходы или сокращает налоги. Объясните с помощью графика, как это скажется на экономике. К чему приведет продолжение подобной политики в условиях, когда экономика достигает состояния полной занятости?

2. Пусть предельная склонность к потреблению равна 0, 8. На сколько рублей изменится совокупный спрос, если государство увеличит свои расходы на 1000 руб.? Как изменится совокупный спрос, если государство вместо изменения расходов увеличат (сократит) налоги на ту же сумму?

3. В чем особенность взаимодействия финансовой и денежно-кредит­ной политики в России?

4. Каковы эффективные качества учетной политики, с одной сторо­ны, и недостатки - с другой?

5. Какие проблемные ситуации, связанные с кредитным регулирова­нием, вы можете назвать?

6. В чем эффективность косвенных методов регулирования? Почему они более согласованы с природой рыночной экономики?

 

7. В регулировании каких задач макроэкономической политики бо­лее высокий эффект (по сравнению с финансовой политикой) про­являет монетарная политика?

8. Какие теоретические концепции положены в основу необходимо­сти и возможности денежно-кредитного регулирования рыночной экономики?

9. Каковы основные инструменты денежно-кредитной политики го­сударства?

10. Предположим, что центральный банк решает увеличить денежное предложение на 3%. Оцените вероятные способы решения этой экономической задачи и последствия реализации этой политики.

11. Центральный банк осуществляет широкомасштабную продажу государственных ценных бумаг на открытом рынке. На что на­правлена эта мера, являющаяся одним из инструментов денежно-кредитной политики?


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал