Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы музыкальности и ее развитие






На наш взгляд, важнейшим условием успешной деятельности хореографа является наличие у него музыкальности. Музыкальность – это свойство человека тонко чувствовать и понимать музыку. Без нее немыслима работа ни одного работника, связанного с хореографией: будь то артист балета или балетмейстер-постановщик, репетитор или педагог. Музыкальность – это одно из первых и непременных условий и требований при занятиях хореографией.

Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполняла эту важную функцию, необходимо развивать в человеке общую музыкальность. Признаками музыкальности являются:

1. способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ. Музыка волнует слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации.

2. способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те или иные средства выразительности. Дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков

3. проявление творческого отношения к музыке. Слушая ее, каждый человек по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце. Например, каждый ищет выразительные движения, характерные для подвижных зайцев, бодро марширующих ребят, и т.д. Знакомые танцевальные движения применяются в новых комбинациях и вариантах.

С развитием общей музыкальности появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение.

Музыкальность – это способность тонкого понимания, чувствования музыки. Без подлинной музыкальности нельзя овладеть подлинной танцевальностью. Музыкальность танцовщика слагается из трех взаимосвязанных между собой компонентов:

1. умение сознательно воспринимать тему-мелодию;

2. умение выявить наиболее значимые, выразительные интонации музыкальной темы;

3. развитое чувство ритма;

4. способность верно согласовать свои движения с музыкой.

Главный признак музыкальности - способность эмоционально отзываться на музыку, сопереживать. Выразителями определенного содержания являются звуковысотные и ритмические движения, эмоционально воздействующие на слушателя. Следовательно, необходимо единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Отсутствие музыкальности у человека проявляется в том, что музыка переживается им просто как звуки, ничего решительно не выражающие. Чем больше человек слышит в звуках, чем более яркий эмоциональный отклик эти звуки вызывают, тем он более музыкален.

Первоначально в зарубежной экспериментальной музыкальной психологии возник вопрос о сущности музыкальности: следует ли понимать музыкальность как единое, целостное свойство личности или как группу отдельных способностей. Многие придерживаются позиции, высказанной в 1920г., что музыкальность - это врожденное свойство, включающее способность эстетически наслаждаться музыкой, переноситься в ее настроение, глубоко понимать форму, строение фразы, тонко чувствовать стиль.

Таким образом, музыкальные способности, музыкальность, рассматривают, главным образом, с точки зрения характеристик чувствительности.

П.Мишель решающим фактором музыкальности считал специфическое взаимодействие музыкальных способностей, к числу которых он отнес способность дифференцировать и запоминать музыку, музыкальное мышление и музыкальную фантазию, специфически тонкий музыкальный вкус.

Музыкальность - сложное понятие, характеризующееся разным сочетанием отдельных способностей. Академик Б.В. Асафьев, обобщая свои наблюдения, отмечал у одних детей хорошую музыкальную память, у других - отзывчивость на музыку, у третьих - наличие абсолютного слуха, сопровождающееся отсутствием восприимчивости более сложных художественных образов и, наоборот, у четвертых - неразвитый слух, сочетающийся порой с глубоким и серьезным интересом к музыке.

Наиболее развернутая характеристика музыкальных способностей дана Б.М. Тепловым. Будучи музыкантом и талантливым ученым он своим фундаментальным трудом «Психология музыкальных способностей», где предложена оригинальная концепция музыкальной одаренности и музыкальности и до сих пор являющаяся методологической базой большей части отечественных музыкально-психологических исследований, показал разнообразные динамичные взаимосвязи между музыкой и переживаниями человека, между деятельностью и способностями, которые при этом развиваются. Им сделан анализ своеобразия музыкальности у детей. Музыкальность, по мнению Б.М. Теплова, - это, тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, и притом необходим для любого вида музыкальной деятельности.

Основные идеи Б.М.Теплова во взгляде на сущность музыкальности состоят в следующем:

1. Проблема музыкальности – прежде всего качественная, а не количественная. То есть не отдельные музыкальные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного занятия музыкой, а лишь их своеобразное сочетание, которое характеризует данную личность. Поэтому анализ музыкальности должен идти по пути вычленения отдельных музыкальных способностей и установления взаимоотношения между ними.

2. Музыкальные способности не существуют независимо друг от друга (только в результате научного анализа они различаются как отдельные способности), поэтому не может быть одной способности при полном отсутствии других.

3. Успешность деятельности может достигаться психологически различными путями. То есть, возможна широкая компенсация одних способностей другими.

В понимании Б.М.Теплова, музыкальность – качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит успешность занятий музыкальной деятельностью. Он выдвинул категорию музыкальной одаренности, включающую как общие моменты, присущие многим видам деятельности, так и специальные, необходимые для занятия именно музыкальной деятельностью.

Человек, даже очень одаренный в музыкальном отношении от природы, все равно не рождается с какими-либо определенными и совершенными музыкальными вкусами. Его дальнейшее понимание музыки будет соответствовать тем воспитывающим факторам и оценкам, с которыми он столкнется в процессе обучения. Это легко проследить на музыкальном развитии детей.

Музыкальность слагается как бы из трех взаимосвязанных компонентов. Первый – способность согласовывать свои действия с музыкальным ритмом. Каждое музыкальное произведение имеет свой ритм, средствами измерения и сознания которого являются метр – строение музыкального такта, и темп – степень скорости исполнения и характер движения музыкального произведения. Необходимо обратить особое внимание на то, чтобы музыкальный ритм воспринимался учащимися не как простой, механически точный счет долей времени, а как выразительный компонент танца.

Вначале учащиеся должны освоить простейшие музыкальные ритмы размером 2/4, 4/4, а затем более сложные 3/4, 6/8 и т.д. Второй компонент музыкальности – это умение учащихся сознательно и творчески увлеченно воспринимать тему-мелодию. Она должна восприниматься учащимися не отвлеченно и параллельно, а художественно, как единое целое.

Третий компонент музыкальности – умение учащихся вслушиваться в интонации музыкальной темы, стремясь верно и творчески увлеченно воплотить их звучание в танце.

Ядро структуры музыкальности, согласно концепции Б.М.Теплова, составляют следующие компоненты:

1. ладовое чувство – способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;

2. способность к слуховому представливанию – способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение;

3. музыкально-ритмическое чувство – способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Без указанных основных музыкальных способностей, по мнению Б.М.Теплова, любая музыкальная деятельность невозможна в принципе. Не основными являются тембровый, динамический, гармонический и абсолютный виды музыкального слуха, а также психомоторика.

Современники же напротив, рассматривают музыкальность как совокупность отдельных, не связанных между собой «талантов», которые сводятся в пять больших групп:

1. музыкальные ощущения и восприятие;

2. музыкальное действование;

3. музыкальная память и музыкальное воображение;

4. музыкальный интеллект;

5. музыкальное чувствование.

С.И.Науменко представляет музыкальность как комплекс специальных и общих способностей человека, рассматривая ее как индивидуально-личностное свойство. Таким образом, структура музыкальности у нее представлена:

1. музыкальным слухом (ритмический, гармонический, звуковысотный, мелодический);

2. творческим воображением;

3. эмоциональностью;

4. чувством целого (переживание музыкальной формы как динамического процесса).

Кроме того, Ю.А.Цагарелли и З.Х.Муштари, рассматривая структуру музыкальности, считают необходимым включить в ее состав познавательные музыкальные способности, такие, как музыкальное мышление, музыкальное воображение.

Важно также отметить, что современное понимание музыкальных способностей сохранило в основе точку зрения Б.М.Теплова, но вместе с тем претерпело значительное развитие. Б.М.Теплов определил музыкальность как качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью, где воспитывающий процесс, в котором педагог помогает накопить музыкальный опыт, приобрести элементарные сведения, и способствует творческим проявлениям в самостоятельной деятельности, является неотъемлемой частью. Именно поэтому особое внимание уделяется музыкальному воспитанию - наиважнейшему процессу развития музыкальности не только как способности понять, но и глубоко пережить, почувствовать музыку, как если бы она была создана самим слушающим. Только тогда музыка надолго останется в эмоциональной памяти ребенка, сказываясь на его мироощущении и поведении. Только при таком глубоком восприятии искусство, в данном случае музыка, раскрывает свою художественно-эстетическую ценность, осуществляет свои подлинные задачи. Только устремленность к такому развитию музыкальности позволяет нам смотреть на музыкальное воспитание как на процесс глубоко важный и нужный для наших детей. В этом процессе надо не только дать им полезные музыкальные навыки и знания; прежде всего, необходимо развить как раз все то, что не поддается включению в программу и экзаменационные требования, а развивается медленно и с трудом.

При такой целевой установке движение под музыку оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности – методом, основанным на естественной двигательной реакции на музыку, свойственной любому ребенку. Метод этот имеет трудности, связанные с тем, что музыкальные руководители обычно связаны с различными системами движения: танца бытового, народного, балетного; ритмической, пластической, художественной гимнастики разных видов.

Каждый день жизни выдвигает новые задачи в деле эстетического воспитания подрастающего поколения. Решение этих задач способствует всестороннему развитию учащихся и вносит обновление в хореографическую работу с детьми.

Когда педагог убеждается в достаточной музыкальной образованности своих учеников, он может более смело менять ритмы, мелодии.
Очень полезно давать ученикам сочинять танцевальные или учебные комбинации на заданную музыку. Это заставляет ученика глубже проникнуть в музыку, вскрыть суть ее музыкального содержания, эмоциональной нагрузки.

Воспитывая в учащихся музыкальные качества, педагог должен сам бережно и грамотно обращаться с музыкой. Ни в коем случае не рекомендуется обрывать неоконченную музыкальную фразу посередине, кроить и перекраивать различные музыкальные отрывки, соединять в одной комбинации разные музыкальные произведения, даже одного и того же композитора. Комбинация должна начинаться и оканчиваться вместе с тем или иным музыкальным произведением или его фрагментом.

Воспитание музыкальности у учеников, развитие их эстетических взглядов на музыку, музыкальной и общей культуры имеют принципиально важное значение в формировании будущих артистов балета, постановщиков и т.д.

Воспитание – фактор, который является порой более сильным в становлении человека, чем даже какие-либо природные задатки. Способности – тот фундамент, на котором строится воспитание, но не они являются всецело определяющими тех результатов, которые достигаются в процессе воспитания.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал