Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раскрытие музыкальности в концертно-исполнительской практике






Углублению восприятия музыки детьми, совершенствованию их музыкальных способностей, умений и навыков служат концерты и праздники, организуемые в детской школе искусств. Это результат, по которому оценивают работу коллектива. Он требует большой подготовки участников коллектива. Поэтому одну из важнейших задач, стоящих перед руководителем детской хореографической группы, мы видим в создании некоего стимула, направляющего эту энергию учеников в нужное русло. Таким стимулом, как правило, является выступление на сцене - это волнующее и маняще-тревожное ощущение первых успехов и аплодисментов, восхищения зрителей. Чтобы заслужить их, нужно очень много работать - а этого так не хочется в детском возрасте!

Концертно-испонительская практика необходима учащимся и педагогам. В процессе выступлений они ощущают востребованность своей работы в обществе, возможность влиять на окружающих и приобщать их к музыкальной культуре. На концертах преподаватели наблюдают за проявлением и развитием у учащихся исполнительских качеств, необходимых на конечном этапе работы над хореографическим произведением. Очень важно привлечь к участию в концертах возможно большее количество детей. Выступление в качестве солиста или участника ансамбля, концерт даёт возможность каждому ученику внести свой вклад в хореографию и проявить свои способности. Вместе с тем, большое количество участников концерта обеспечивает аудиторию, основу которой составляют родные и друзья юных танцоров. Целью и задачей концертно-исполнительской практики является:

1. Создание культурной среды, культурного пространства вокруг ребёнка.

2. Формирование нравственного идеала учащихся в процессе художественно – творческой деятельности.

3. Создание условий для самовосприятия, самореализации и самоутверждения ребёнка.

4. Установление позитивных взаимоотношений ребёнка с окружающими.

5. Развитие эмоциональной сферы ребёнка, формирование художественного вкуса.

Концерт является основой и конечной формой творческой самореализации учащихся. Выступление на сцене позволяет каждому ребёнку пережить чувство радости от достигнутого, т.е. пережить успех, признание зрителей. Успех на сцене придаёт силы, уверенность в себе, возможность преодолеть любые препятствия, создаёт основу для формирования высокой самооценки, проявления неординарности и индивидуальности ребёнка, без которой становление здоровой психики невозможно.

Концертно-исполнительской деятельность не только снимает детские комплексы, делает его раскованней, но и помогает ощутить атмосферу культуры, оценить духовные и материальные богатства, накопленные человечеством, получить целостное представление о мире.

Организация и проведение выступлений – учащихся ответственный период в творческой жизни коллектива. Каждое исполнение в концерте является в своем роде единственным и неповторимым. Особенно важное значение имеет первое выступление. Удачное - рождает веру в свои силы, неудачное - приносит огорчение. Концертная практика богата примерами, когда только самообладание помогало с честью выходить из различных сложных ситуаций.

Сцена — верное средство для освобождения от комплексов. Дети общаются, весело проводят время и могут выплеснуть свою энергию. Так что плюсы очевидны: в первую очередь, они отражаются на здоровье.
Ну и самое главное, они раскрепощаются, не боятся себя показать в обществе. Потому что в большинстве случаев дети закомплексованы. А здесь они актеры и воспринимают зрителей и всех других людей, которых встречают в жизни, как друзей.

Радость и восторг испытывают самые маленькие учащиеся, когда они первый раз танцуют на сцене. Им помогает ярко выразить все свои эмоции музыкальное сопровождение.

Движения ритмичного и музыкального ребенка отличаются своеобразной выразительностью, значительно более высокой и тонкой, чем у немузыкального ребенка. Музыкальность в этом смысле есть способность быть в движении на сцене таким же разнообразным, как это бывает при подлинно: художественном исполнении музыкального произведения.
Когда дети обладают способностью верно чувствовать музыкальную темпоритмическую окраску танца, тогда они создают единый ансамбль, поскольку все исполнители действуют как бы в одном ключе, а потому они связаны между собой.

Музыкальность в движении на сцене есть своеобразное выражение физической пластичности учащихся. Она должна проявляться в танцах всех направлений, либо это народный, классический или современный. Естественно, что музыкальному ребенку неизмеримо легче найти верный ритм движения, чем ребенку, не обладающему музыкальностью. Подлинная музыкальность в движении непроизвольно создает верный темпо-ритм движения, потому что начинает творить сама природа учащегося. Если эта природа правильно воспитана и если танцевальная композиция идет в правильном русле, то верные переживания обязательно появятся. Ученик должен обладать подлинной ритмичностью, так как без нее не может быть музыкальности движения тела.

В концертно-исполнительской практике уже давно установилось представление о музыкальности как главном свойстве специфической одаренности. В истолковании этой категории можно выделить ряд направлений: понимание ее как единого и неизменного свойства подход к ней как к совокупности ряда частных способностей.

Музыкальность - это качественно выраженное исполнение танцоров танцевальных движений в рамках законов музыки и танца.

В глубине нашего сознания танцевальные движения так прекрасны, чувства ритма и музыкальности так обострены, что нам необходимо самостоятельно сделать все возможное, чтобы в кратчайшие сроки раскрыть свой талант, пластично обыграть его, поделиться им, передать его другим людям.
Без существования хорошей технической базы невозможно достижение высоких результатов, т.к. техника является тем фундаментом, тем языком, посредством которых танцор доносит свои мысли и содержание музыки. Можно с уверенностью сказать, что сейчас этому вопросу уделяется огромное внимание в целях совершенствования или поддержания хорошей физической формы. Техническое совершенство необходимо для свободы самовыражения танцоров, для более полного и яркого прочтения и раскрытия музыкальной идеи.

Построение композиции по определенной форме, диктуемое музыкой, в т.ч. по восьмеркам или по акцентам, определенно является элементом музыкальности - точнее музыкальной грамотности [20].

Мимика, жестикуляция и характер исполнения фигур также являются неотъемлемыми составляющими, помогающими раскрывать суть танца. Но это имеет отношение скорее к эмоциональному проявлению музыкальности танцора.

Эти кирпичики музыкальности имеют огромное значение для раскрытия внутреннего содержания музыкальной ткани.

Рассматривая этапы развития музыкальности на уроках ритмики, классики и народного танца можно сделать вывод. Учащиеся необходимо не только уметь слушать музыку и проникаться ее содержанием, но и любить ее, понимать, чувствовать, увлекаться ею. Поэтому на занятиях особое внимание уделяется не только развитию ритмической, но и эмоциональной связи музыки и танца. Музыка - это искусство, в котором идеи, чувства и переживания выражаются ритмически и интонационно организованными звуками. В танце же идеи, чувства и переживания выражаются тоже ритмически и интонационно. Но - при помощи организованной пластики сценического движения, т.е. хореографической композиции, позы и актерского жеста.

Без подлинной музыкальности нельзя овладеть подлинной танцевальностью, ибо содержание музыкального произведения и сценического действия - едины, неделимы. В результате их слияния должен родиться художественный образ театрального танца. Одна из первых задач на этом пути - воспитание у учащихся способности верно согласовывать свои действия с музыкальным ритмом. Малейшее нарушение музыкального ритма всегда лишает танец действенной и художественной точности выражения. Таким образом, ритм не должен восприниматься учащимися, как простой механически точный отсчет долей времени, а как выразительный компонент танца.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что последовательная, систематическая работа над музыкально-ритмического воспитанием детей с использованием информатизационного подхода на уроках ритмики, классики и народного танца развивает гармоничную личность, учит эмоционально-динамическому осмыслению музыки и движений, открывает для ребенка богатый мир добра, света и красоты.

Концерно-исполнительская практика - воспитывает танцевальную и эстетическую культуру, укрепляет навык осмысленного отношения к танцу, поддерживает чувство коллективизма и дружбу среди учащихся, решает одну из главных творческих задач хореографа - создание оригинального тематически разнообразного танцевального репертуара, придает чувство удовлетворения при достижении желаемых результатов.

Приобщение всех детей к искусству, прежде всего к концертно-исполнительской практике, является важным звеном в воспитательной системе детской школы искусств. Наблюдая за танцующими учениками понимаешь, что успех работы решается не количеством пройденных упражнений, игр, танцев, а умением детей переживать их содержание. По выражению лиц танцующих детей, яснее всего видно, что дают детям музыка и движение. И становится понятно, насколько важны уроки ритмики и танца для детей. Взгляд. Плечи. Поворот головы. Легкость, зрелость и простота. Как будто танцоры знают про этот культурный код. Зал застывает. Легко и доступно читать ему эту милую хореографическую пьесу. Вроде, все ясно: нет добра и зла, есть чудесные исполнители, их танцевальный сленг нам ясен - при известном напряжении и мы смогли бы так же. Кто-то ошибся, не вовремя вступил. Все вместе смеются. В это время за кулисами исчезает волнение. Движение плавно идет нам в глаза. Глаза туманятся от понимания. Мы со сценой говорим на одном языке. Когда-то шепчем. Немного кричим, от монолога идем к диалогу и вновь к монологу. Только теперь на сцене китайский дракон. Его сменяет возрожденческое что-то: менуэт, наверное. Классическое соло. Жанровые картинки. Ненавязчивое движение детей и взрослых, без усилия, без ощущения чудовищной ответственности сцены.. Тщательно подобранная музыка на грани жанра отрывает нас от шаблона. Такт, поглощение фигурой ансамбля мелкого неумения отдельного солиста. Мысль, поза, силуэт, композиционная находка. Бедность материала диктует богатство форм. А танец жив, вот он, перед нами.

Заключение

В результате проделанной исследовательской работы можно сделать следующие выводы:

Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполняла эту важную функцию, необходимо развивать в человеке общую музыкальность. Музыкальность значима как в эстетическом, так и нравственном воспитании, в том числе и в развитии психологической культуры человека. Вызывая полноценное переживание музыкальных образов, она укрепляет эмоционально-волевой тонус человека, помогает ему овладеть формой эмоционально-творческого познания.

Специалисты определяют музыкальность как комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве. Однако главное заключается в том, что эти способности не столько проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в процессе ее. Поэтому к понятию музыкальность относят педагоги понимание музыки, умение двигаться, заниматься музыкальным творчеством. При такой целевой установке движение под музыку оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности - методом, основанным на естественной двигательной реакции на музыку, свойственной любому ребенку. Чем активнее общение ребенка с музыкой, тем более музыкальней он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.

Основной задачей обучения танцу является приобщение детей к танцевальному искусству, воспитание у детей способности к более глубокому восприятию музыки. Навыки музыкального восприятия помогают прослеживать становление музыкального образа, его характер и чутко воспроизводить ритмический рисунок.

При глубоком восприятии музыкального искусства через движение, а ритмика дает эту возможность, волшебный мир музыки полностью раскрывает свою высочайшую художественно-эстетическую ценность. Учащиеся, какого бы возраста они ни были, должны всегда помнить, что ритмика - это умение слушать и " пропевать" музыку в движении. На уроках ритмики, удовлетворяя естественную потребность в двигательной активности, танцы способствуют гармоническому развитию личности. Разного характера танцы, музыкальные игры, двигательные игровые упражнения помогают ребенку понять содержание музыки, освоить ее непростой язык.

Занимаясь классическим танцем, дети одновременно знакомятся с музыкой русских и зарубежных композиторов. Определенные темп, метр и ритмический рисунок мелодии помогают исполнению танцевальных комбинаций и вместе с тем приучают обучающихся понимать соответствие между характером музыки и характером движения.

В изящных или задорных движениях народного танца каждый имеет возможность выразить себя, раскрыть свою индивидуальность, передать чувства, настроение, мысли, проявить характер. Учащиеся, соприкасаясь с танцевальным искусством, постепенно приобщаются к миру прекрасного. Через танец у них развивается эмоциональная восприимчивость к музыке, совершенствуются музыкальные способности, прививается хороший эстетический вкус. Приобретая знания и навыки в области танца, ученики начинают понимать, что каждый танец имеет свое содержание, характер, образ. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, необходимо запомнить не только движение и их последовательность - это развивает внимание и память, но и мобилизовать воображение, наблюдательность, творческие возможности.

Начиная заниматься танцами в детском возрасте, можно предотвратить возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим. Таким образом, танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас.

Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя. С первых лет жизни ребенка просто необходимо начинать воспитание с развития хореографического творчества и чувства музыки в нем, что в свою очередь способствует всестороннему развитию ребенка, а сам процесс занятий хореографией приносит детям истинную радость и способность к самовыражению в творчестве.

Таким образом, можно сделать основной вывод - музыка в области хореографического преподавания занимает одно из центральных мест. И чтобы это получилось, надо стараться подбирать очень красивую, богатую музыку, воспитать культуру движения на лучших образцах композиторского творчества.


 

Список используемой литературы

1. Абдулин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе [Текст]: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 112 с.

2. Музыкальное воспитание в школе, вып. 17 [Текст]: Сборник статей / Сост. О. Апраксина. - М.:, Музыка, 1986. - 79 с., нот.

3. Боголюбская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе. эстетического и нравственного воспитание. [Текст] / М.С. Боголюбская. -М., 1986.-93 с

4. Музыка и движение [Текст]: (Упражнения, игры и пляски для детей 3 - 4 лет). Из опыта работы муз. Руководителей дет. Садов/ Сост. С. И Бекина, Т.П.Ломова, Е. Н. Соковнина. - М.: Просвещние, 1981 - 158 с., нот.

5. Васина-Гроссман В.А.Первая книжка о музыке.[Текст] Изд. 5-е. М.: Музыка, 1988 106 с.ISBN 5-7140-0304-7

6. Вагина В.А. Эстетическое воспитание младших школьников. [Текст] /
В.А.Вагина// Народное образование Якутии, 1995. - 4. -69 с..

7. Далькроз Ж. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства. 6 лекций. Перевод К. Гнесиной // 2-е изд. Журнала " Театр и искусство". 1914. -120с.

8. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников.[Текст]: пособие для воспитателя и муз. Руководителя дет. сада. (Из опыта работы). - М.: Просвещение, 1985. - 160 с., нот.

9. Елисеева А.В. Путешествие в мир музыки. Учебно-методическое пособие к урокам музыки (1-3 класс) - Саратов " Лицей", 1998. - 100 с.ISBN 5-8053-0027-3.

10. Зись А.Я. Виды искусства. М., Знания, 1979, 128 с. Нар. ун-т (Фак. Литературы и искусства.

11. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки. [Текст] - М.: " Смысл" - 2001г.- 264 с.

12. И. В. Кадобнова и Г. С. Кравченко [Текст]: методическое пособие " Музыка в начальной школе" (М., 1980)

13. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. [Текст] / Сост. В.И.Викторов. - М.: Просвещение, 1981. -192с.

14. Кленов Арк.С. Там где музыка живет [Текст] - 2-е изд. - М.: Педагогика, 1986. - 151 с., ил.

15. Метлов Н.А. Музыка - детям [Текст]: Пособие для воспитателей и муз. Руководителя дет.сада / Сот. С. [Текст]: И. Чешева, А. П. Николаичева. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с., нот.

16. Настюков Г.А. Народный танец на самодеятельной сцене [Текст]: (Советы балетмейстера) М., Профиздат, 1976. 64 с. (Б-чка общественного руководителя худож. самодеятельности).

17. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца [Текст]: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1985. - 223 с., ил.

18. С. Сагитов, " Методика музыкально-теоретического образования участников коллективов художественной самодеятельности" [Текст] - М., Музыка, 1972. - 49 с.

19. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей[Текст] /Б. М. Теплов. - М.: Наука, 2003. - 28 л. - (Памятники психолог. мысли). - ISBN 5-02-006277-4 (в пер.)

20. Черноиваненко М.Н., Дмитриева Л.Г[Текст].Методика музыкального воспитанияв школе. - М.: " Музыка" - 1973г. - 240 с.

21. Широков, В. В. Выразительные движения младших школьников под музыку [Текст] / В. В. Широков. Балашов: БГПИ, 1991.

22. Музыка и ты [Текст]: Альманах для школьников. Вып. 9. - М.: Сов. Композитор, 1990. - 80 с.: ил. Молодежи о музыке. ISSN 0204-221..

23. Франио Г.С. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей [Текст] / Г.С.Франио. - М.: Советский композитор, 1989. - 104 с.

24. Урок классического танца. [Текст]/ Методическое пособие. Шаповалова Р.Р., Коваленко Н.С. ИздательствООО" Ставропольбланкиздат"
Обл. мягк., 44 стр.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал