![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственное управление в России как система: основные подходы
Известно, что гос-во функционирует не в виде отд-х, самост-х и независ-х эл-тов, а как единая, целостная сис-ма. В связи с этим, рассматривая ГУ, необходимо акцентировать внимание на его системных характеристиках. ГУ не может состояться без свойств системности. В нем задействованы множество гос. органов и обществ-ых структур, большое число должн. лиц и иных служащих, миллионы людей. В ГУ исп-ются разнообразные и дорогостоящие материальные, фин-вые и интелл-ные ресурсы, обширная инф-ция. ГУ состоит из массы УР и действий. Только системность может придать ему необходимую соглас-сть, координацию, субординацию, целеустремл-сть, рацион-сть, эфф-сть. Системный хар-р ГУ заключ-ся в том, что он обеспеч-ет единство распорядит-го (командно-администр-го) и партнерского (социально-консолидированного) начал в практике регулир-я соц. отн-й и процессов. Как и любая другая, система ГУ обладает следующими универсальными свойствами: - состоит из эл-тов, нах-ся во вз/действии и вз/зависимости; - целостность, образуемая совок-стью эл-тов, не сводима к их сумме; - эл-ты, интегрируемые в целостность, обретают системные кач-ные признаки, не равные инд-ным; - отн-ния вз/действия и вз/зависимости эл-тов закономерны и подчиняются правилам, не зависящим от каждого из них; - сис-ма как целое реагирует на влияние среды и импульсы, исходящие изнутри ее, от составляющих эл-тов. В качестве сис-мы ГУ реализует следующие функции: 1. Институциональную — через утвержд-е необходимых при реш-и гос. вопросов соц.-эк-ких, полит-ких и гражданских институтов для распредел-я властных полномочий. 2. Регулятивную — через сис-мы норм и законов, которые призваны установить общие правила, регулирующие поведение субъектов. 3. Целеполагающую — через разработку и выбор приоритетных направл-й соц.-эк-кого и полит-кого развития путем реализ-и поддерживаемых большинством населения программ. 4. Функциональную - через разработку и реализацию действий, направл-х на поддержку всей хоз. инфраструктуры гос-ва в лице ее ведущих отраслей. 5. Идеологическую - через формир-е общенациональной идеи, призванной консолидировать общество в границах гос-ва. Осн. принципы формирования сис-мы ГУ: - принцип разделения властей (законодательную, исполнительную и судебную); - принцип комплементарности (т.е. равномерного распредел-я властных функций в разрезе всей вертикали упр-я по различн. терр-ным уровням); - принцип субсидиарности (распредел-е полномочий м/у управленческими уровнями гос. власти; - принцип суверенности (наличие фактической независ-сти как существенного признака гос-ва); - принцип демократизма (активное участие населения в принятии реш-й гос. и мун. знач-я); - - принцип гомогенности (преимущество федерального права перед региональным). ГУ как сис-ма имеет соответствующую структуру. Структуру ГУ следует рассм-ть как совок-сть устойчивых связей в системе упр-ния, обеспечивающих ее целостность. Сущ-ют 3 основных методологических подхода к анализу сис-мы Г У: институциональный, функциональный и организационный. Задача инст-ного подхода состоит в раскрытии сути гос-ва в том смысле, что оно призвано обеспеч-ть условия для сниж-я трансакционных издержек на рынке, способствуя равенству хоз-щих субъектов, поддерживая оптимальный для общ-ва уровень конкуренции между ними. С т.зр. функц-ного подхода, гос-во представляет совок-сть функц-ных сфер, обеспеч-щих целостность и воспроизводство общества в целом. Одной из ведущих предпосылок формир-ния функц-ного подхода является аналогия м/у биол-ким организмом и соц. орг-цией. Организ-ный подход делает акцент на выявлении инструментов регулир-я функц-ных сфер и институтов. К ним относятся выработанные мировой практикой менеджмента методы и организац-ные схемы, способствующие эфф-му упр-ю аппаратом гос. и мун. власти, отраслями нац-ной экономики, финансовыми потоками и т.д. Наличие разных подходов к пониманию сущности и условий эфф-сти гос.упр-я дает возм-сть сделать способы гос. влияния на ход текущих соц.-экон-ких процессов максимально разнообразными и адекватными сложившимся в обществе условиям.
|