![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В отличие от античности, где истиной надо было овладевать, в средние века мир был уверен в откровенности истин, изложенных в Священном Писании (Библии).
Цель философии – помочь человеку приобщиться к божественным истинам. Для средневековой философии были характерны: Теоцентризм (в центре всех рассматриваемых проблем - Бог); Креационизм (представление о том, что мир сотворен Богом); Провиденциализм («миром правит божественное провидение»); Традиционализм, опора на авторитеты. Задачи философии этого периода: С помощью разума проникнуть в истины веры; Придать религиозным истинам систематизированность; С помощью философских аргументов защитить от критики священные истины христианства (апологетика). Главные философские вопросы – проблемы соотношения: Божественных ипостасей (Отца, Сына и Св. Духа); Веры и разума (может ли разум, наряду с верой, служить источником познания Бога?); Свободы воли и божественного предопределения (свободен ли человек, или каждый его шаг предопределён Богом); Духа, души и тела (дух един с Богом, душа – чувства, поле битвы Добра и Зла, тело – источник плотских страстей); Большое внимание уделялось толкованию текста Св. Писания (экзегетика). Периодизация Средневековой философии: Патристика (II-X вв. н.э.); Схоластика (XI-XIV вв. н.э.): Ранняя (XI-XII) Поздняя (XIII-XIV вв. н.э.) Патристика: Это совокупность учений «Отцов» христианской церкви; В этот период происходит оформление и разработка христианской догматики и философии. Ведущая роль принадлежит развитию философских идей Платона. Патристика, представители: На латинском Западе – Августин Аврелий (Блаженный), Боэций и др.; На Востоке (Греция и Византия) – Ориген, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник и др. Борьба между апофатической и катафатической теологией: Катафатическая («положительная») теология: Познание Бога, его характеристик возможно (путем аналогии, сопоставления между Богом и его творениями – миром, человеком). Пример: Бог это Полнота Бытия, средоточие блага, справедливости, всемогущества, всеведения. Апофатическая («отрицательная») теология: Дионисий Ареопагит: Бог абсолютно трансцендентен, недоступен человеческому познанию, он превосходит все способности человеческой мысли и слова. Бога нельзя охарактеризовать с помощью утвердительных, «позитивных» высказываний. Можно говорить лишь о том, чем он не является. «Вершина» патристики – философия Августина Блаженного Августин Блаженный (Аврелий) (354-430 гг.н.э.) Августин Блаженный (продолжение): Философ, проповедник, христианский богослов и политик. Святой католической церкви, именуется блаженным в православии. Один из Отцов Церкви. Оказал огромное влияние на западную философию и католическую теологию. Главные произведения: «Исповедь» (автобиографическая повесть), «О граде Божием»; Защищал учение о предопределении всего Богом: человеку Богом заранее предопределено блаженство или проклятие; Человеческая история есть борьба двух враждебных царств — Царства земного (приверженцев земного), и Царства Божия. История имеет направленность, «вектор» от «земного» града к граду Божиему, от язычества – к царству Христа. Оригинальная концепция времени у Августина: Время обычно рассматривается как совокупность прошлого, настоящего и будущего. Но прошлого уже нет, будущего ещё нет, а настоящее — лишь бесконечно краткое мгновение между прошлым и будущим. Августин приходит к концепции психологического восприятия времени. Прошлое и будущее всё же существуют, но в сознании людей: прошлое — это воспоминание, настоящее — созерцание, будущее — ожидание. Августин обнаружил фундаментальную связь между памятью и временем: мы знаем о времени только потому, что помним прошлое. И время существует только потому, что о нём помнят. 14. Схоластика: понятие, вопросы. Спор об универсалиях. Философия Фомы Аквинского. Схоластика:
|