![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дуалист;
Совершил «революцию» в философии. Кант выдвинул теорию о наличии границ познавательных способностей человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего («вещей в себе»); Сформулировал моральный закон («категорический императив»); Выдвинул идею о «вечном мире» в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете. Периоды творчества Канта: Докритический: (до нач. 70-х г. 18 в.): Кант занимается проблемами бытия, природы, естествознания. Дал объяснение возникновению Солнечной системы из вращающейся туманности разряженных в пространстве частиц материи (космогоническая теория Канта-Лапласа); «Критический» (1770-1804 гг.), основной (философский период): Кант разрабатывает проблемы деятельности разума, познания и его границ, логики, этики, социальной философии. Пишет свои главные произведения. Главные вопросы философии по Канту: Что я могу знать? (метафизика, или онтология); Что я должен делать? (мораль); На что я смею надеяться? (религия); Что такое человек? (антропология). Главные произведения Канта: «Критика чистого разума» (1781 г.) – в нём Кант исследует возможности и границы человеческого познания. «Критика практического разума» (проблемы этики, морали и нравственности). «Критика способности суждения» (идея всеобщей целесообразности – всё в природе и в человеке устроено целесообразно, имеет свой смысл и предназначение). «Критика чистого разума»: Большинство философов до Канта видели в качестве главной причины трудностей познания ОБЪЕКТ познавательной деятельности – бытие, окружающий мир, содержащий множество неразгаданных тайн; Кант выдвинул гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность – объект, а СУБЪЕКТ познавательной деятельности – человек, его разум. Кант: Познавательные способности человеческого разума ограничены. Как только разум человека пытается выйти за собственные рамки (возможности), он наталкивается на неразрешимые противоречия – антиномии: (С помощью разума можно доказать оба противоположных положения антиномий). Примеры антиномий: Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве / Мир не имеет начала во времени и безграничен; Существуют только простые элементы и то, что состоит их простых / В мире нет ничего простого; Существует не только причинность по законам природы, но и свобода / Свободы не существует. Всё в мире совершается по законам природы (т.е. причинно обусловлено). Существование антиномий, по Канту – доказательство наличия границ познавательных способностей человеческого разума. Однако, разум наталкивается не только на внутренние границы – антиномии (неразрешимые противоречия), но и на внешние – сущность вещей принципиально непознаваема: Мы познаем не непосредственно внешний мир, а наши собственные ощущения. Представления, возникающие в разуме на основе ощущений есть лишь образы («вещи – для - нас»), которые имеют мало общего с реальным миром. Реальный мир, его объекты являются «вещью в себе». «Вещь–в-себе» - внутренняя сущность, причина, закон существования каждой конкретной вещи. Она непознаваема для человеческого разума и науки. Классификация знания по Канту: Апостериорное знание – знание, получаемое человеком в результате опыта. Является не полностью достоверным, а вероятностным, может давать «осечки». Априорное знание – доопытное, врожденное, которое существует в разуме изначально и не требует доказательств (Пр.: «Все тела имеют массу», «Жизнь протекает во времени»). Оно абсолютно достоверно и надежно. Структура мира по Канту (3 уровня): Трансцендентный мир – Мир души, Бога, Свободы, мир без условностей. Наука и философия неправомочны говорить о нем, т.к. он запределен, непознаваем для человеческого разума. Он создает условия для всего что есть в нашем мире. Трансцендентальный мир – Мир Чистого Разума, или мир философских категорий, являющихся руководящими моментами процесса познания. Это априорные (доопытные) формы, своеобразные инструменты, благодаря которым человек познает окружающий мир и знает о нравственном законе. Материальный мир (мир явлений). Категории (априорные понятия) чистого разума делятся на 3 группы:
|