![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Подчиненность страстям, действия под влиянием аффектов (страстей), по Спинозе, есть порабощенность человека миром.
Цель человека – их усмирение, путем познания того, что причины страстей – вещи, события в мире не имеют самостоятельного существования, а представляют собой лишь единичные проявления жизни целого (единой субстанции). Все мировые процессы, по Спинозе, имеют волновую природу (это возмущения субстанции). Проблема свободы у Спинозы Бог (природа творящая) наделен полной свободой, но Он действует в рамках жесткой необходимости; в силу своей сущности он не может не породить следствие - природу сотворенную. Модусы (проявления субстанции – единичные вещи) вообще не имеют свободы и находятся в полном подчинении необходимости; Т.о., все существующее в природе сотворенной (в мире конечных вещей - модусов) является причинно-обусловленным, закономерным и необходимым. Нет ничего случайного. Человек отличается от всех иных модусов наличием мышления, и, следовательно, стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом, несвободен и находится в «тисках» необходимости. Т.о., настоящей свободы в нашем мире нет, т.к. есть жесткая закономерность, зависимость одних вещей, явлений от других. Тем не менее свобода возможна, когда мы познаём эту всемирную зависимость. Путь к свободе – это нахождение условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю. «Свобода – это познанная необходимость». Чтобы достичь большей степени свободы, человеку необходимо: Познать и признать необходимость в виде субстанции (Природы = Бог) как внешней причины всего сущего; Освободиться от аффектов (печали, радости, влечений и т.д.) – так как они тоже мешают свободе, подчиняют человека и заставляют действовать по необходимости. Теория познания у Спинозы. Спиноза выделяет три рода познания: Чувственное познание (мнение, или воображение). Этот вид знания дает смутные идеи и зачастую приводит к заблуждению. Понимание - даёт отчетливое представление модусов. К пониманию относится деятельность рассудка (ratio) и разума (intellectus). Третий и высший род познания — это интеллектуальная интуиция, или непосредственное усмотрение истины. Благодаря интуиции можно постигнуть, что все вещи (модусы) - проявления единой субстанции.
19. Ф. Бэкон: «идолы» и пути познания. ЭМПИРИЗМ - Направление в философии, представители которого считают, что в основе познания лежит опыт. (Оппоненты рационалистов) Получил широкое распространение в Англии в 17 в., потом в США. Представители – Фр. Бэкон, Т. Гоббс, Джон Локк, Джон Дьюи (США) и др. Френсис Бэкон (1561-1626) Английский философ и естествоиспытатель, основатель эмпиризма.
|