Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Критерии литературного развития читателя-школьника.
Выделим важнейшие критерии литературного развития, определенные целями школьного курса литературы. 1. Начитанность учащегося, направленность его читательских интересов, круг литературных явлений, значительных для него, активность их оценки, любовь к чтению, постоянство потребности в книге. 2. Умение выделить в тексте нравственно-идеологические проблемы и определить социально-нравственную позицию автора произведения. 3. Объем историко- и теоретико-литературных знаний и способность применять их в анализе художественного текста, определять ценность его в общем потоке литературы. 4. Уровни развития разных сторон читательского восприятия: эмоциональная отзывчивость (активность читательских чувств и точное улавливание авторских чувств, сопереживание ситуации, герою произведения, автору); активность и объективность читательского воображения — воспроизводящего и творческого; постижение содержания произведения на уровнях репродуктивном (пересказ), аналитическом (вопросы к тексту, размышление над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев), синтезирующем (концепция произведения в целом); осмысление художественной формы на уровне детали и композиции. 5. Умения, связанные с анализом художественного произведения: а) находить эмоциональный лейтмотив (общий тон, настроение), основную проблему произведения; б) проследить развитие сюжета в эпическом произведении, конфликта в драме, смену чувств в лирическом стихотворении; в) мотивировать слово-образ и определить стилистическую окрашенность повествования; г) сопоставлять героев и ситуации разных произведений, выделяя общность и отличия авторской позиции; д) видеть движение мысли писателя от замысла произведения к художественному его осуществлению и сравнивать фрагменты вариантов текста; е) выделять общие свойства произведений одного жанра и различать индивидуальное своеобразие писателей в его пределах. 6. Способности и умения, связанные с литературно-творческой деятельностью учащихся: а) умение выразить чувства, возникшие при чтении, и найти в собственном жизненном опыте аналог ситуации произведения; б) умение видеть обстановку действия и мысленно рисовать портрет персонажа; в) умение передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении; г) умение оценить игру актеров в отдельной сцене, сравнить эпизод эпического произведения с его экранизацией или иллюстрацией к нему; д) умение составить киносценарий и подготовить инсценировку по фрагменту литературного текста и т. д. В старших классах предстоит овладеть новыми умениями (среди них основное — оценка художественных интерпретаций текста и создание собственной интерпретации): а) умением эмоционально откликнуться на произведения разных жанров, в выразительном чтении передать стиль, характерный для писателя; б) умением сравнить трактовку роли разными актерами; в) умением, сопоставив иллюстрации к тексту, определить общую трактовку художником литературного произведения; г) умением написать отзыв о театральном спектакле, инсценировке, экранизации изучаемого произведения; д) умением написать рецензию на произведение современной отечественной и зарубежной литературы.
Данная страница нарушает авторские права?
|