Вид сопоставления
| Место в системе работы
| Цели проводимого сопоставления
|
сопоставление художественного произведения с его реальной основой, героя с прототипом
| изучение творческой истории произведения
| выявление связи произведения с жизнью; обнаруживание авторских намерений, постижение авторского замысла через показ того, как писатель " заостряет" жизненный материал
|
сопоставление разных редакций, вариантов текста
| изучение творческой истории произведения, анализ произведения
| выявляет развитие авторской мысли в процессе создания произведения; развивают художественный вкус, требовательность к собственному стилю, воспитывают внимание к слову
|
сопоставление частей и различных элементов художественного текста (сравнение образов героев, сопоставление эпизодов, рассмотрение связей пейзажа и портрета с общим течением текста)
| анализ композиции, изучение вопросов теории литературы
| осмысление характеров героев произведения; выявление авторской позиции; раскрытие художественного метода писателя; обнаружение единства формы и содержания литературного произведения; усиление эмоциональной реакции школьников
|
сравнение произведений разных писателей или отдельных элементов художественных текстов(пейзаж, портрет)
| анализ композиции, идейный анализ
| усвоение идейного содержания, подчеркивание общности нравственной коллизии, художественной ситуации, помогает увидеть " портрет" эпохи и понять своеобразие художественного мира каждого писателя выяснение закономерностей литературного процесса
|
сопоставление интерпретаций критических статей
| целостный анализ произведения
| синтезирующих навыков, умения соотносить идейно- эстетическую позицию критика с представленной им интерпретацией произведений, стимулируют вторичное эмоциональное восприятие и интеллектуальную деятельность
|
сопоставление данного произведения с другими произведениями писателя
| изучение творческой эволюции, идейный и стилевой анализ
| концепционное восприятие произведения; открытие общих основ миросозерцания и художественного метода, способно показать как менялось художественное освещение мира
|
сравнение литературного произведение с произведениями другого вида искусства
| анализ творческого замысла, анализ художественных особенностей, комплексный анализ произведения
| развитие воображения, ассоциативных связей, усиление сопереживания, субъективной стороны разбора, подчеркивание своеобразие позиции, мироощущения писателя, постижение объективного смысла произведения.
|