Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы формирования теоретико-литературных понятий в школе. Последовательность в изучении теоретико-литературных понятий в старших классах.⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
Основные принципы изучения теории литературы в школе: 1. учет возрастных особенностей учащихся (принцип доступности), 2. последовательность формирования теоретико-литературных понятий (в средних классах – от простого к сложному, от частного к общему, в старших классах – наоборот), 3. поэтапность в изучении теоретико-литературных понятий (наблюдение и применение на практике в процессе анализа литературного произведения), 4. системность в изучении вопросов теории литературы в школе, 5. взаимосвязь изучения теории литературы с чтением и восприятием художественных произведений школьниками, 6. взаимосвязь формирования теоретико-литературных понятий и развитием речи учащихся, 7. систематическое повторение и обобщение теоретико-литературных понятий и применение их на практике. Специфика изучения теоретико-литературных понятий в старших классах. В старших классах обучение эстетическому анализу и интерпретация художественных произведений требует знакомство учащихся с различными литературными категориями: - эстетических свойств и отношения искусства к действительности (комическое, трагическое), - гносеология искусства (художественный образ, метод), - аксиология искусства (эстетические идеалы, классика), - социология искусства (народность, общечеловеческое, национальное), - онтология искусства (стиль, художественное произведение, массовое и элитарное искусство), - антропология искусства (автор, художник, творческий путь), - морфология искусства (роды, жанры, виды), - поэтика (художественное время, хронотоп, художественный мир, язык). В современном литературоведении активно утверждается концепция, согласно которой история методики литературы представляется как смена типов художественного сознания (Аверинцев, Михайлов, Гаспаров). 3 основных типа: - архаический (или мифопоэтический), - традиционалистический (или нормативный), - нравственно-творческий (или исторический): а. литературный процесс этого периода тесно связан с личностью писателя и определением действительности, б. в художественном сознании первостепенную роль играют писатели со сходными эстетическим мировосприятием, в. основное содержание этой эпохи определяло противостояние романтизма и реализма. 43.Диалог русской и родной культур в литературном образовании учащихся национальных школ: теоретические основы, литературоведческие предпосылки, роль и место в системе изучения литературного произведения.
|