![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функции обучения и их реализация в современной дидактике.
Основные функции обучения: образовательная, воспитательная, развивающая. Эти функции исторически закрепились за процессом обучения, их выполнение обеспечивает полноценное развитие и успешную социализацию личности учащихся. Образовательная функция заключается в формировании знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности. Воспитательная функция связана с формированием у учащихся нравственности, эстетических представлений и вкусов, системы взглядов на мир, способности следовать социальным нормам поведения. Развивающая функция состоит в том, что в процессе обучения происходит развитие ребёнка во всех направлениях: развивается его речь, мышление, эмоционально-волевая, мотивационно-потребностная и сенсорно-двигательная сферы личности. Проблема единства и взаимосвязи функций обучения состоит в том, что для формирования у ученика базовой культуры личности, для его гармоничного развития учебный процесс должен осуществляться таким образом, чтобы его функции были неразрывны, реализовывались во всех компонентах обучения. Так, одним из общедидактических требований к уроку является наличие триединой цели, включающей образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Реализация всех трёх функций обучения на каждом уроке достигается при соблюдении комплекса требований, отражающих образовательную, воспитательную и развивающую функции. К образовательным требованиям относятся: - чёткое определение образовательных задач каждого урока; - рациональный отбор информации для урока, оптимизация содержания образования с учётом личностных и возрастных особенностей учащихся; - рациональное сочетание разнообразных форм и методов обучения; - творческий подход к планированию структуры урока; - сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм обучения; - обеспечение на уроке обратной связи, контроля усвоения учебного материала, педагогического управления учебно-познавательной деятельностью учащихся; - использование новых достижений педагогической науки и новых образовательных технологий. В число воспитательных требований к уроку входят: - определение воспитательных возможностей учебного материала и организации деятельности учащихся; - постановка воспитательных задач, реально достижимых, логично вытекающих из целей и содержания данного урока; - формирование жизненно необходимых качеств: дисциплинированности, ответственности, аккуратности, самостоятельности, коллективизма, настойчивости и др.; - внимательное и чуткое отношение к ученикам, педагогический такт, сотрудничество с учениками и заинтересованность в их успехе. Развивающие требования включают в себя: - формирование и развитие у учеников положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, активности и творческой инициативы; - развитие внимания, памяти, мышления, чувств и эмоций; - изучение и учёт индивидуальных особенностей учащихся, стимулирование новых качественных изменений в их развитии. 13. Процесс обучения [образования], его закономерности и принципы. Принципы обучения – это фундаментальные положения, которые отражают общие требования к организации учебного процесса. Принципы формулируются на основе научного анализа процесса обучения, соотносятся с его закономерностями, с целями и задачами образования, с уровнем развития педагогической науки, с возможностями существующей системы образования. Принципы обучения: 1. сознательности и активности; 2. наглядности; 3. систематичности и последовательности; 4. прочности; 5. научности; 6. доступности; 7. связи теории с практикой. Закономерности процесса обучения: Ю.К. Бабанский выделил закономерности как ряд зависимостей обучения: 1) от потребностей общества; 2) от процессов образования, воспитания и развития; 3) от возможностей учащихся и внешних условий. И.П. Подласый выделяет в структуре закономерностей обучения- общие - выражающие зависимость учебного процесса от его целей, содержания, методов обучения, характера управления учебным процессом и т.д.; - конкретные закономерности - дидактические или содержательно-процессуальные, психологические, организационные и др. - К началу XIX в. сформировалось две общенаучных теории, отражающих два основных взгляда на сущность этого вопроса: - теории дидактического энциклопедизма - теории материального содержания образования (Сократ, английский мыслитель XVI-XVII вв. Фрэнсис Бэкон и основоположник научной педагогики Ян Амос Коменский); - дидактического формализма - теория формального содержания образования (Гераклит Джон Локк, Иоганн Генрих Песталоцци, Иоганн Гербарт). Содержание образования – педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения, усвоение которой должно обеспечить формирование всесторонне развитой личности, готовой к сохранению и развитию материальной и духовной культуры общества. И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин На содержание образования влияют две основные группы факторов: 1) цель образования, выражающая потребности общества; 2) особенности человека как участника образовательного процесса, закономерности его психофизического развития Различные подходы к конструированию содержания образования для учащихся разных ступеней обучения. - знаниевый подход - основой содержания образования являются знания, формируемые в учебном процессе, а в структуре содержания образования выделяются следующие компоненты: знания; умения и навыки; опыт творческой деятельности; опыт отношений к различным сторонам окружающего мира, к самому себе. - компетентностный подход - основой содержания образования являются компетенции – умения и способности личности успешно решать те или иные задачи в учебной деятельности, в личностной и социальной сфере.
|