![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дидактические требования к современному уроку.
Урок - это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Несмотря на малую длительность, урок - сложный и ответственный этап учебного процесса. От качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Дать хороший (качественный) урок — дело непростое даже для опытною учителя. Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учащихся, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса. Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие: 1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса. 2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил. 3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, склонностей и потребностей. 4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей. 5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями. 6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности. 7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности. 8. Эффективное использование педагогических средств, методов обучения. 9. Связь с жизнью, личным опытом учащихся. 10. Формирование практически необходимых знаний, умений и навыков, рацональных приемов мышления и деятельности. 11. Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний. 12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока. Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих целях. Цели обучения (дидактические): - сформировать новое понятие - обеспечить усвоение учащимися нового закона, правила. - обучить новому способу действия (указать способ) - сформировать у учащихся представление о... - закрепить полученные зниния о... - обобщить и систематизировать знания - оценить наличие у учащихся знаний, умений Цели развития: - формировать навыки творческого мышления, - формировать качества ума (сообразительность, гибкость, критичность, самостоятельность), - развивать познавательные процессы (внимание, воображение, восприятие, память), - развивать мыслительные навыки (вычленение, анализ, синтез, конкретизация, систематизация), - формировать познавательные умения (умение задавать вопросы, формулировать проблему, выдвигать гипотезы, доказывать, делать выводы, применять знания), - формировать умения и навыки учебного труда (работать с книгой, найти нужный материал в справочнике, составить план, найти в тексте главную мысль, составить конспект), Цели воспитания: - воспитывать положительное отношение к знаниям, - воспитывать привычку своевременного выполнения задания, - воспитывать ответственность за свои действия и поступки, - развивать культуру речи, письма, - развивать требовательность к себе, добросовестное отношение к выполняемому заданию, - воспитывать информационную культуру и др. Для того, чтобы выявить общее в многообразии уроков, их необходимо классифицировать. Прежде чем сделать это, рассмотрим основные структурные элементы, различное сочетание которых характеризует разновидность урока. 1-й элемент урока — организационная часть. Сюда входит приветствие, проверка готовности учащитя к уроку, оборудования, выявление отсутствующих, сообщение цели и плана урока. 2-й элемент — проверка домашнего задания, которая проводится разными методами. 3-й элемент — устная проверка ранее полученных знаний (актуализация полученных знаний.) 4-й элемент - введение нового материала. 5-й элемент - первичное закрепление нового материала. 6-й элемент - систематизация и обобщение полученных знаний. 7-й элемент — организация самостоятельной работы учащихся. 8-й элемент - задание на дом (при необходимости разъяснение его сущности и методики выполнения). 9-й элемент - подведение итогов урока. Различные сочетания элементов создают разновидности типов урока. Основанием для классификации уроков по типам является дидактическая цель урока. Основными типами урока являются следующие: 1. Урок изучения новых знаний. 2. Урок первичного закрепления знаний (формирование умений).
3. Урок систематизации и обобщения изученного 4. Урок контроля и учета знаний, умений и навыков. 5. Комбинированный, смешанный (реализуются все дидактические цели).
|