![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мотивация учения школьников, развитие их познавательных интересов.
Мотивы — побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности. В роли мотивов могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы. Наиболее адекватными для учебной деятельности являются учебно-познавательные мотивы, которые формируются в ходе осуществления самой учебной деятельности и поэтому могут рассматриваться как специфические психологические новообразования. Мотивация − общее название для процессов, методов, средств побуждения учеников к активной познавательной деятельности. Учебная мотивация определяется специфическими факторами: - самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; - организацией образовательного процесса; - субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); - субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу; - спецификой учебного предмета. Учебная мотивация системна. Она характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Обучение младшего школьника в зависимости от ситуации определяют и направляют различные мотивы: - чувство долга, - желание получить похвалу учителя, - боязнь наказания, - привычка выполнять требования взрослых, - познавательный интерес, - честолюбие, - стремление утвердиться в классе, - желание порадовать родителей, - желание получать лучшие оценки, - желание получить награду. Среди этих мотивов один будет главным, ведущим, остальные — сопутствующими. Учитель должен выделять главный мотив и действовать, опираясь прежде всего, на него. Мотивация учения может быть положительная, нейтральная, негативная или сочетать эти стороны. Положительными мотивами являются стремление к знаниям, желание получить хорошую отметку, заслужить благодарность родителей и учителей, быть уважаемым среди своих сверстников, подражание любимым героям, т.е. тем, кто является идеалом, примером для школьника. Задача состоит в том, чтобы развивать и укреплять эти мотивы. Нейтральных к обучению мотивов в жизни школьников может быть достаточно много. Задача учителя заключается в том; чтобы знать эти нейтральные по отношению к процессу обучения мотивы, воздействовать на эти мотивы, стремясь сделать их положительными, помогающими учебе и самой учебной деятельности. Достаточно много в жизни школьников мотивов, которые тормозят учение, отрицательно влияют на процесс усвоения знаний, учебные интересы и отношение к школе. Среди них преимущественное место занимают: - отсутствие желания учиться, - неумение учиться, - неумение организовывать свой учебный труд, - отставание в учебе, - недостаточные знания, умения и навыки, - недисциплинированность, - отрицательное влияние товарищей и семейной обстановки.
Иногда плохое качество работы учителя, отсутствие уважения к детям порождают негативное отношение к учению. Перед учителем встает трудная задача сведения негативных мотивов хотя бы до нейтрального уровня, а также воспитания положительных мотиваций учения. Основой развития и формирования положительных мотивов учения является учебная деятельность, развитие познавательных интересов в обучении. Дети еще недостаточно опытны, чтобы руководить собой, перевоспитывать себя. Учитель, владеющий педагогическим мастерством, хорошо понимающий общие интересы, индивидуальные особенности и склонности детей, находит методы и приемы активизации познавательной деятельности. Формирование проблемных ситуаций придает интерес, занимательность учебному занятию. Значительно способствуют желанию учиться интересные практические занятия, экскурсии, наблюдения. Руководящая роль учителя состоит также в том, чтобы создать систему, гармонию интересов, стремлений и желаний, связанных со школой.
Интерес − познавательная направленность человека на предметы и явления окружающей действительности, связанная с положительным эмоциональным переживанием. Интересы делятся на: - эпизодические, возникающие в ходе деятельности и угасающие с ее окончанием, - постоянные, характеризующие устойчивое отношение человека к окружающей его действительности.
Установлены общие закономерности действия интереса в обучении: - зависимость интересов учеников от уровня и качества их знаний, сформированности способов умственной деятельности; - зависимость интересов школьников от их отношения к учителям.
Пути и средствадля формирования устойчивых познавательных интересов: - увлеченное преподавание, - связь знаний с судьбами людей, их открывшими, - показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников, - использование новых и нетрадиционных форм обучения, - чередование форм и методов обучения, - проблемное обучение, - эвристическое обучение, - обучение с компьютерной поддержкой, - взаимообучение (в парах, микрогруппах), - тестирование знаний, умений, - показ достижений обучаемых, - создание ситуаций успеха, - соревнование (с товарищами по классу, самим собой)
|