![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формы организации обучения, многообразие их видов.
Форма обучения – это способ организации учебного процесса на основе взаимодействия методов, приёмов и средств обучения. Форма отражает внешнюю сторону организации учебного процесса. Форма способствует реализации не одной цели (как метод), а комплекса дидактических целей. Когда рассматривается организация учебно-педагогического процесса в виде занятий, следующих друг за другом, выделяют группы классных и внеклассных, плановых и дополнительных, групповых и индивидуальных занятий. Хотя мы привыкли говорить о формах обучения, но правильно они называются формами учебно-педагогического процесса. Это значит, что они строятся правильно, когда педагогически наполнены всем входящим в педагогический квадрат и выполняют педагогические функции: – основную – обучающую; – сопутствующую – образовательную, воспитательную, развивающую; – дополнительные – организаторскую, активизирующую, направляющую учебу на занятиях и после них. Значимость и выраженность этих функций в разных учебно-педагогических процессах неодинаковы. Учебная функция в каждом выступает как основная, систематизирующая. Образовательная – имеет не меньшее значение в образовательном учреждении, но может быть сведена к минимуму, например, при обучении сотрудников предприятия или при первоначальном профессиональном образовании. Воспитательная и развивающая – обязаны присутствовать всегда, но их действенность может быть снижена, например, из-за кратковременности обучения на производстве, при переучивании и повышении квалификации. Они могут быть неодинаково реализованы и в разных формах организации учебно-педагогического процесса: одни функции в определенных формах выступают главными, а в других – вспомогательными, и наоборот. Однако повышение эффективности занятий любой формой связано со стремлением и умением преподавателя реализовывать максимальное число функций, что изначально выражается в ясности постановки целей, подчинении им содержания, организации и методике подготавливаемого занятия. Все формы по своей структуре имеют вводную, основную и заключительную части. В вводной части проверяется присутствие обучающихся, их готовность к занятию, объявляются тема, цель, задачи и общая организация занятия, способы действия на нем. Основная часть – изложение и отработка вопросов, составляющих содержание занятия, заключительная часть – ответы на вопросы, проверка усвоения материала, дополнительные разъяснения, оценки, задания обучающимся на самостоятельную работу и подготовку к следующему занятию. В разных формах эти этапы могут отличаться. Наибольшее распространение получили следующие формы организации обучения: урок, лекция, семинар, зачет. Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении промежуток времени учебного процесса. Требования к уроку: - построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса - обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся - связь с ранее изученными знаниями и умениями - установка межпредметной связи - мотивация и активизация всех этапов учебно-воспитательной деятельности - формирование необходимых знаний умений и навыков - прогнозирование и проектирование каждого урока Лекция – одна из самых трудных форм преподавания. В ней преподаватель выступает в нескольких ролях: ученого, рассматривающего явления и факты; педагога, воспитывающего мировоззрение; психолога, чувствующего аудиторию в целом и каждого слушателя в отдельности. Лекция выполняет три основные функции: - информационную - стимулирующую (побуждает интерес к теме) - воспитывающую и развивающую Семинар – эта такая форма организации обучения, при котором источником информации является учащийся. Главная цель семинара – углубление и усовершенствование знания. На семинаре предполагается сочетание большой самостоятельности учащихся в сочетании с высоким уровнем сложности обсуждаемых вопросов. Для проведения семинара следует четко выделить вопросы, подлежащие рассмотрению. В силу сущности семинара его следует отнести к развивающей форме обучения, т.к. он предполагает самостоятельную подготовку учащегося к нему что, следовательно, способствует развитию у ученика умения самостоятельно работать с литературой, строить сообщения, отвечать на вопросы. В целях проверки знаний учащихся по каждой теме проводится зачет.
|