Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика процессов самообразования и самовоспитания.⇐ ПредыдущаяСтр 28 из 28
Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием. Следовательно, сущностные особенности самообразования включены в процесс самовоспитания личности. Самовоспитание – это целенаправленное управление своим развитием, процесс самосовершенствования личности, основанный на ее стремлении к самореализации. Психологическим условием самовоспитания является недовольство собой. Неудовлетворенность собой возникает у личности в случае разрыва «Я – идеального» с «Я – реальным». Самовоспитание проходит несколько этапов: самонаблюдение, самоанализ, самооценка, постановка цели, разработка программы, осуществление программы самовоспитания. Для того, чтобы реализовать задачи самовоспитания, личность должна овладеть всем арсеналом педагогических методов: самоотчет, самовнушение, самоконтроль, самоубеждение, самопоощрение, самокритика и другими. Педагог должен видеть свою роль не в том, чтобы исправлять какие-либо качества личности, а в том, чтобы помочь человеку увидеть путь самосовершенствования, поддерживать желание ставить для себя новые сверхзадачи с тем, чтобы самосовершенствование осуществлялось в социально приемлемых формах. Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и другие. Определяют следующие функции самообразования: - экстенсивная функция: накопление, приобретение новых знаний; - ориентировочная функция: определение себя в образовательном пространстве, своего места в обществе; - компенсаторная функция: преодоление недостатков образования, ликвидация «белых пятен» в общей культуре; - функция саморазвития: развитие самосознания, памяти, мышления, речи, рефлексивных способностей. - методологическая функция: формирование образа мира, своего места в мире; - коммуникативная функция: установление связей между науками, специальностями, возрастом; - сотворческая функция: доопределение, достраивание деятельности до уровня творчества; - функция омолаживания: преодоление инерции собственного мышления; - психотерапевтическая функция: сохранение жизненной энергии, силы личности, переживание полноты жизни; - геронтологическая функция: поддержание связей с миром, укрепление жизнестойкости организма. Технология организации самообразовательной деятельности ученика может быть представлена в виде следующих этапов: 1 этап – установочный. Он предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, выбор темы работы, осмысление последовательности своих действий. 2 этап – обучающий. На этом этапе ученик знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования. 3 этап – практический. На этом этапе происходит накопление фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. 4 этап – теоретический. В ходе этого этапа происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной литературы; творческие отчеты о ходе данной работы. 5 этап – итогово – контрольный. На этом этапе ученик должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе. Мотивы, побуждающие ученика к самообразованию: - ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку у ученика возникает необходимость поиска и анализа новой информации; - желание творчества; - стремительный научно-технический прогресс. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение; - общественное мнение. Ученику не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Никто не хочет быть плохим учеником! Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности ученика в самореализации путём непрерывного образования. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием.
|