Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Внутренняя политика Екатерины II
1. «Просвещенный абсолютизм» — одна из форм государственной политики многих стран Европы, возникшая на определенной стадии их развития в результате укрепления позиций новых общественных сил, боровшихся за свои права с существующими абсолютистско-феодальными режимами. Эта политика формировалась под влиянием идей Просвещения, осуждавших сословное неравенство, произвол власти, католическую церковь и обосновывающих «естественные права» человека — свободу, равенство, право на частную собственность, а также принцип разделения властей, верховенство закона и др. Философы-просветители полагали, что «просвещенные монархи» с либеральными взглядами, проводя реформы, утверждая «разумные законы» и способствуя распространению знаний, смогут добиться экономического процветания, социальной гармонии и безопасности для своих народов. В России политика «просвещенного абсолютизма» объясняется следующими причинами: а) стремлением верховной власти привести существующие систему управления, уровень социально-экономического и культурного развития в соответствие с духом времени; б) остротой социальных противоречий и необходимостью принятия таких мер, которые бы смягчали недовольство низов; в) притязаниями России на ведущую роль в системе международных отношений. Однако незрелость социальных и духовных предпосылок (отсутствие национальной буржуазии, непросвещенность основной массы дворянства, патриархальность населения) приводила к тому, что политика просвещенного абсолютизма носила поверхностный характер. Задачи политики просвещенного абсолютизма в России: а) укрепление самодержавия за счет модернизации и совершенствования системы управления, устранения ее наиболее архаичных элементов; б) расширение прав и свобод дворянства в целях его превращения в привилегированное и просвещенное сословие, способное не за страх, а за совесть служить интересам государства и всего общества; в) проведение мер, направленных, с одной стороны, на усиление власти помещиков над своими крестьянами, а с другой — призванных смягчить социальную напряженность; г) создание условий для экономического развития страны; д) распространение знаний, развитие европейских форм культуры и образования в стране; е) повышение авторитета России за границей, укрепление ее международного положения. 2. Реформы управления. Придя к власти, Екатерина приступила к преобразованию устаревшей системы государственного управления. В 1763 г. Сенат, выродившийся к тому времени в неповоротливое учреждение, был разделен на шесть департаментов, каждый из которых имел определенный круг обязанностей и полномочий. Стремясь к упорядочению государственного аппарата, Екатерина изменила систему местного управления на Украине. В 1764 г. было уничтожено гетманство. В 1763— 1764гг. Екатерина провела секуляризацию церковных земель. Духовенство потеряло экономическую самостоятельность. В 1767 г. Екатерина созвала Уложенную комиссию, которая должна была подготовить новое Уложение законов. В течение двух лет (1764—1765 гг.) императрица работала над составлением «Наказа» депутатам, положив в его основу знаменитый трактат французского мыслителя Ш. Монтескье «О духе законов», а также идеи других просветителей. Однако в конце 1768 г. Уложенная комиссия была распущена, так и не выполнив своей задачи. В 1775 г. была осуществлена губернская реформа. Провинции ликвидировали, а количество губерний возросло с 23 до 50. В уездах исполнительная власть принадлежала земскому суду во главе с капитан-исправником, избираемому местным дворянством. В уездных городах власть принадлежала назначаемому городничему. Таким образом, дворянство добилось значительного укрепления своих позиций в местном управлении. Судебная система была перестроена по сословному принципу: для каждого сословия — свой суд. В губерниях создавались судебные палаты — гражданская и уголовная, члены которых не избирались, а назначались. Высшим судебным органом империи был Сенат. Суд должен был обрести независимость и подчиняться только закону. На практике, однако, независимость судов никогда не соблюдалась. Губернаторы назначали и отстраняли судей, приостанавливали дела, утверждали судебные решения. В результате в России так и не сформировалось уважение к суду и закону. 3. Права дворянства были окончательно закреплены в изданной в 1785 г. «Жалованной грамоте дворянству». Она подтвердила привилегии, данные дворянству ранее: свобода от телесных наказаний, подушной подати, обязательной службы, право неограниченной собственности на имения и землю с ее недрами, право торгово-промышленной деятельности. Лишение дворянского достоинства могло производиться лишь по решению Сената с высочайшим утверждением. Имения осужденных дворян не подлежали конфискации. Дворянство отныне именовалось «благородным». Были расширены полномочия дворянских сословных учреждений. Дворянство получило сословное самоуправление: дворянские собрания во главе с губернскими и уездными предводителями. Не случайно правление Екатерины II называют «золотым веком» русского дворянства. 4. Одновременно с «Жалованной грамотой дворянству» была издана «Жалованная грамота городам», продолжавшая попытки создания «третьего сословия». Она подтвердила ранее дарованное богатому купечеству освобождение от подушной подати и рекрутской повинности. Именитые граждане и купцы первых двух гильдий освобождались от телесных наказаний и некоторых посадских повинностей. Городское население делилось на шесть разрядов.
|