Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Хараппская цивилизация – колыбель индийской культуры
Начиная рассмотрение данной темы, необходимо отметить то, что слово древний, применительно к Индии, часто носит условный характер. Ряд обрядов, норм, с которыми сталкивались люди, жившие до нашей эры в Индии, сопровождают и повседневную культурную жизнь современной Индии. Важно также учитывать то, что географически Древняя Индия занимает территории не только собственно Индии, но и современного Пакистана. Истоки зарождения древнеиндийской культуры и индуизма раскрыть достаточно сложно. Одной из первых культур Индии является хараппская культура, зачастую именуемая протоиндийской культурой. Неотъемлемой частью её жизни являлась религия. Много сведений о хараппской культуре сохранилось на клинописных дощечках Междуречья на шумерском и аккадском языках. Шумеры называли эту культуру Меллуха. В самой Индии всех неарийцев называли словом млеччха – варвар. Следует подчеркнуть, что хараппская культура отнюдь не самая древняя в Индии; пакистанские археологи открыли и дохараппские поселения, существовавшие в V-IV тыс. до н.э. Однако хараппская культура, в отличие от своих предшественниц, стала цивилизацией, поскольку в ней люди жили оседло, строили настоящие города, использовали письменность. Хараппская цивилизация была распространена на огромной территории: с севера на юг – более 1100 км и с запада на восток – более 1600 км. Причём хараппанцы очень активно расширяли сферы своего влияния на юг и восток. Поэтому уместно говорить о том, что в рамках хараппской цивилизации сосуществовало множество культур. Этнический состав хараппской культуры был очень разнообразным. Хараппская цивилизация была весьма развитой. Самыми крупными городами этой культуры являются Хараппа, Мохенджо-Даро. Были и другие города, например, Калибанган, Долавир, Лотхал, Мергар, Чанху-Даро. В каждом из них проживало от 35 тыс. до 100 тыс. человек. Города отличались строгой планировкой, ориентированной на представления о сакральном мире. В данных городах функционировала система водоснабжения; города имели разные кварталы для жрецов, чиновников, торговцев и ремесленников. Почти все крупные города хараппской цивилизации делились на две части: цитадель, возвышающаяся над городом, и «нижний город». В цитадели находились городские власти, доступ к которым с «нижнего города» был ограничен. В цитадели располагались зернохранилище, водоём. Общая площадь цитадели в Мохенджо-Даро составляла 230 на 170 метров. Улицы хараппских городов были достаточно широкими – примерно 10 метров по ширине. В городах была развитая система канализации, работали бани. Письменность хараппской культуры до сих пор вызывает много споров, а работы по дешифровке ещё не завершены. Знаки протоиндийской письменности могут быть сопоставлены с такой системой письма, как деванагари, письменностью древнеиндийской цивилизации, а также с брахми (древнейшей разновидностью индийского слогового письма). Обычно в хараппских поселениях текст наносили на керамические или металлические изделия. Очень много образцов хараппского письма (более 1 тыс.) найдено на различных печатях. В системе хараппского письма насчитывается более 400 знаков, которые писались справа налево. Язык хараппской цивилизации являлся протодравийским. Для хараппской культуры характерной особенностью было почитание животных, растений, рек. Многие индусские боги переняты из хараппской культуры. Так, на одной из найденных печатей изображено трёхликое божество, сидящее на низкой подставке, к которой как бы примыкают фигурки антилоп. На голове божества своеобразный головной убор в виде рогов. С обеих сторон от божества расположены какие-то дикие животные. Вполне возможно, что это божество является прототипом бога Шивы. В ранних индуистских текстах о Шиве говорится как о главе йогов, как о боге, носящем причёску в виде рога. Также при раскопках было обнаружено значительное число женских терракотовых фигурок, что, очевидно, свидетельствует о культе богини-матери. За несколько веков до появления в долине реки Ганг арийцев хараппская цивилизация переживала серьёзный кризис, сопровождавшийся различными болезнями среди населения. Особенно была распространена малярия. Факт массового заболевания людей малярией подтверждается анализом костных останков жителей хараппских поселений. Очевидно, значительную роль в упадке культуры сыграли и климатические изменения (вероятно, их причины связаны с изменением русла Ганга, частыми наводнениями, землетрясениями). Процесс гибели городов хараппской цивилизации занял несколько столетий. Причины упадка этой цивилизации по-прежнему вызывают множество споров. Известно, что города хараппской культуры постепенно беднели, приходили в упадок и разрушались. Первоначально в них практически исчезли власть и порядок. На запрещённых для строительства местах возводились небольшие хижины, прямо посреди улицы сооружались гончарные печи, улицы застраивались мелкими лавочками и прилавками, как бы мы сейчас сказали, торговыми точками или ларьками. Что же касается международных связей, то они оказались прерванными; цивилизация оказалась в стагнации и стала распадаться на локальные культуры.
Генезис древнеиндийской культуры. Язык культуры и ведическая литература В середине II тысячелетия до н. э. на территорию Индии проникли кочевые племена ариев. Само слово арий является производным от санскритского корня рь, или ри, – находящийся в движении пастух или хозяин стада. Первоначально арии жили в небольших укреплённых поселениях, которые невозможно назвать городами. Однако в последующем арийцы утвердились в данном регионе и основали настоящие города. Именно арийцы привнесли в Индию религию, называемую сейчас индуизмом. Индуизм зародился в районе междуречья рек Ганг и Джамна. По сути эта религия вобрала в себя религиозные представления как хараппской, так и арийской культур. Примерно в V в. до н. э. индуизм в стране стал государственной религией. Сейчас почти 84% граждан Индии исповедуют индуизм. Судя по всему, индийская культура развивалась под воздействием ряда факторов, среди которых первостепенную роль играет религиозный. Дать какую-либо исчерпывающую дефиницию понятию индуизм весьма сложно. Известный индийский мыслитель XX века Шри Ауробинто Гхош полагал, что индуизм – это «поддержание гармонии между духом, умом и телом». Однако другой авторитетный исследователь и мыслитель Арвинд Шарма, после тщетных попыток найти правильное определение индуизма, ответил весьма лаконично и ясно: «Индуизм – это религия, которую исповедуют индусы». Основные доктринальные положения индуизма заложены в священных книгах Ведах. Само слово Веды буквально означает ведение, знание и связывается с понятием священного знания. Вопрос об этимологии самого слова Веды вызывает много споров. Существует точка зрения, согласно которой слово веды взаимосвязано с русским словом ведать, или знать. В Ведах основной акцент делается на ритуальной стороне религии и на связи ритуала с душой, её состояниями и возможностями. Несмотря на то, что Веды часто называют Писанием, они по сути, как считают индийцы, являются откровениями, воспринятыми на слух. Данное убеждение призвано подчеркнуть божественное происхождение Вед, содержание которых было услышано людьми и записано в книгах. Люди, которые смогли услышать божественные откровения, назывались риши. Авторитет Вед незыблем и по сей день. Так, в 1995 году Верховный Суд Индии, характеризуя правовое определение индуизма, назвал Веды «единственным фундаментом индусской философии». Писались Веды с XVI по VI вв. до н. э. на санскрите. Язык этот принесён в Индию племенами ариев. Само слово санскрит буквально означает «обработанный», «грамматически правильный», «литературный». Древнейший трактат по санскриту – Нирукта – приписывается Яске, жившему примерно в VI веке до н. э. В IV веке до н. э. появилась грамматика Панини, называемая «Восьмикнижие». В обозримой истории человечества «Восьмикнижие» является первым учебником по грамматике. В этом трактате содержится более 4 тыс. грамматических правил, изложенных в форме кратких афоризмов, а поэтому очень трудных для понимания без комментариев. Грамматика ориентирована не на ведический санскрит, а на язык брахманов (классический санскрит) Северо-Западной Индии. С этого момента санскрит принял свою классическую форму. В разные исторические периоды для записи санскрита применялись различные алфавиты, однако наиболее часто применяемым алфавитом был и остаётся деванагари (deva – бог, nagari – городская). Слово деванагари означает письменность, используемую в «городах полубогов». Алфавит деванагари состоит из сорока восьми букв: тринадцати гласных и тридцати пяти согласных. Однако количество букв в деванагари может быть и несколько другим. Деванагари является основой для записи текстов не только на санскрите, но и на хинди. Текст на языке хинди, записанный на основе деванагари, выглядит так (фрагмент из индийской сказки «Клевер маленькой птички»): च त ु र च ि ड़ ि य ा – клевер маленькой птички ए क च ि ड़ ि य ा थ ी | उ स क ा न ा म च ी ं च ी थ ा | ए क द ि न क ी ब ा त ह ै | च ी च ी च ि ड़ ि य ा ग ा य क े प ा स ब ै ठ ी थ ी | व ह द ा न े च ु ग -च ु ग क र ख ा र ह ी थ ी | ग ा य न े ग ो ब र क ि य ा | च ि ड़ ि य ा ग ो ब र म े ं द ब ग ई | व ह उ ड़ न स क ी Способ обучения санскриту составляет часть культуры и является довольно сложным, по сути представляя собой средство для вживания в саму культуру. Один из основных элементов этого обучения заключается в выучивании наизусть словаря санскритских синонимов. Такое обучение начинается с детского возраста, когда память, еще ничем не обременённая, особенно свежа. Это выучивание, являясь известным педагогическим приемом, раскрывает перед учеником тысячи слов-терминов, большую часть того непростого и богатого культурного мира, к которому ребёнок приобщается; он как бы сразу получает некоторое энциклопедическое образование. Благодаря такому обучению память человека развивается особенно интенсивно, и индиец, прошедший этот этап обучения, знает целые книги наизусть, причем знает их так, что может начать их цитирование с любого места. После овладения грамматикой и словарём начинается чтение самих книг с подробными толкованиями учителя. Всё это является, однако, лишь общей подготовкой, теми элементами общего образования, с которыми индиец вступает в культурную жизнь; через известное время начинается специализация, выбирается та или другая дисциплина или несколько дисциплин, смотря по способностям и усидчивости слушателя. Надо отметить, что у индуистов нет канонического списка священных текстов, поэтому Веды лишь формально пользуются наибольшим авторитетом. Однако неизменно важнейшее место отводится наидревнейшей Веде – «Ригведе», в которую включены гимны, молитвенные песнопения многим божествам индоарийского пантеона. «Ригведа» создавалась в период с XVI по X вв. до н.э. Достаточно широко известны ещё две Веды – это «Самаведа» (Веда мелодий) и «Яджурведа» (Веда ритуала). Часто в Веды включаются не только тексты брахман, но и комментирующие их сутры, а также упанишады. Нередко к Ведам относят и эпические произведения, такие как «Махабхарата» и «Рамаяна», но фактически данные произведения носят более литературно-исторический характер. Жанр, в котором написаны эти тексты, называется итихаса, то есть так и было. Такой жанр подчёркивает то, что описываемые события повествуют о правдивых событиях глубокой старины. Выделим основные черты Вед: 1. Видение в человеке божественного потенциала. В принципе идея возможного перемещения души в сансаре изначально допускала пребывание человека в мире богов. 2. Постулировалось благожелательное отношение богов к человеку. 3. Созерцание понималось выше деятельности. 4. Либеральное отношение к иным воззрениям и учениям о мире. Данная черта позволяла многим индуистским школам достаточно мирно сосуществовать и вести дебаты в строго интеллектуальном поле, не прибегая к агрессии. 5. Нет развитого понятия личности. До наших дней почти не дошли имена конкретных мыслителей, развивавших те или иные учения. В основном в Индии функциональными единицами в развитии учений служат школы, то есть коллективы мыслителей, сохраняющих общую канву философско-религиозной доктрины в течение многих поколений. 6. Хронологическая неопределённость памятников и важных исторических событий. Иначе говоря, в древнеиндийских философских текстах может быть указан очень большой временной диапазон того или иного события, так сказать, это было в таком-то веке или тысячелетии. 7. Практический мотив, то есть философские учения, рассматривались как практическая необходимость. Знание, вырабатываемое и систематизируемое в данных школах, является необходимым для преодоления авидьи и достижения мокши. Считается, что незнание Вед приводит к состоянию авидьи (с санскритского и однокоренного слова языка пали – незнание, неведение). Авидья рассматривается как незнание собственной экзистенциальной природы и цели своей жизни. В брахманизме авидья связывается с самоотождествлением человека с тем, что ему по природе чужеродно. Человек в состоянии авидьи лишён возможности целостно видеть системы, функционирующие в мире; мировоззрение индивида в этом случае разорвано, фрагментарно. Особенно важным понятием в индуизме является религиозно-философское понятие Брахман (в индоевропейском языке и в санскрите является существительным среднего рода и буквально с индоевропейского языка обозначает то, что расширяется, или вздувается) – это Высшая Реальность, сила, организующая и упорядочивающая устройство мира. Слово Брахман связано с авестийским словом барзсман и санскритским баршис, употребляемых в значении связка травы, подстилка для жертвоприношений. Такая этимология слова указывает на связь понятия Брахмана с идеей опоры. Также понятие Брахман включает в себя rita – идею правильного хода небесных тел, противостоящая хаосу. В действительности сущность Брахмана выразить в словах невозможно, но если попытаться дать ему условное определение, то можно сказать так: это всеобщая душа (мировой дух) обитает во всём и всем руководит изнутри. Что же касается понятия атман (дословно означает дыхание), то считается, что атман (символ индивидуального бытия, субъективного начала сознания) – это самостоятельная субстанция, совершенно отличная от ума и тела, приобщающая атрибуты сознания в ходе установления связи с каким-либо объектом посредством чувств. Атман потенциально неразрывен с Брахманом и по сущности однороден с ним. Эта идея наиболее полно представлена в той части Вед, которые получили название Упанишад, что буквально означает сидеть около, то есть рядом с учителем или богом, получая от него тайное знание. По форме Упанишады представляют собой диалог учителя или бога с учеником. В Упанишадах идея тождества субъекта и объекта, атмана и Брахмана выражена в таком изречении: «Ты есть то», или «Ты – одно с тем» (на санскрите тат твам аси). Единство природы Брахмана и атмана часто обозначается словом сатиям – истина или словом джалан – всё это. Говоря о богах индуизма, следует заметить, что по индусской традиции существует 33 млн. богов. Точное же число не знает никто. Наиболее важные среди богов такие: Брахма, Вишну и Шива. Часто указывается на то, что Брахма является творцом, лучше сказать, организатором мира; Вишну – его хранителем. Шива разрушает мир, демонстрируя божественное могущество. Таким образом, все эти три бога считаются проявлением единой божественной сути, но с различными сферами деятельности. Брахма выражает идею мудрости, Вишну – идею любви, а Шива символизирует силу. Тем не менее индуизм не однороден, что предопределяет разные роли богов этой триады. Так, в вишнуизме трансцендентным творцом (организатором) мира является Вишну, а Брахма и Шива лишь исполняют его волю. Соответственно, в шиваизме всё обстоит с точностью наоборот: Шива всесильный, вездесущий Бог, а Вишну и Брахме отводятся вторые роли. Монотеистическое почитание Брахмы в индуизме отсутствует. Богатая интерпретация ролей индусских богов часто объясняется этническими особенностями каких-либо социальных групп, историческими условиями укоренения того или иного культа. Например, центральный бог брахманизма – Брахма – проистекает от бога Праджапати (господин творения), который был одним из богов, стоящим у истоков организации мира. Однако постепенно он начал восприниматься как жрец богов, поэтому стал именоваться Брахмой. Другой бог, Вишну, в древности не пользовался большим почитанием и рассматривался как помощник Индру. Тем не менее со временем он стал осмысливаться как помощник и всесильный покровитель «царя богов». Бог Шива изначально, как положительный персонаж, был чужд брахманизму, но он вжился в индуизм и стал его неотъемлемой частью. Поклонение Шиве включало приношение жертв как в смысле слова жертвования своей душой, своей радостью, счастьем во время оргиастических обрядов, так и в смысле слова жертвования своей жизнью во время кровавых обрядов. В демонических культах, описанных в некоторых Ведах, подчёркнуто явное преклонение перед Рудрой – прообразом Шивы. В целом, согласно «Ригведе», боги делятся на дэвов – разрушающих, подчас аморальных демонов, и асуров – божеств, которые борются с дэвами. Понятие «асура» происходит от санскритского «асу» – дыхание, жизнь. Например, к асурам относятся Варуна (бог Мирового океана) и Митра (бог договора и справедливости), культы которых известны и в иных религиозных традициях. В «Ригведе» эти боги относятся к асурам. Однако со временем культ Варуны исчезает, а Митра начинает пониматься как злобный дэв. Такая распространённая смена ролей и ассоциаций порождает множество различных интерпретаций моральных или аморальных сторон тех или иных божеств; в таком смешении сущностей богов трудно выработать чёткие нравственные ориентиры, а доброе легко уничижается, дискредитируется или подменяется злым. Если в первых книгах «Ригведы» асуры олицетворяют божественное, небесное начало, то в последней книге «Ригведы» появляется противопоставление богов-дэвов и демонов-асуров. Это даёт основание толковать этимологию слова «асуры» как «небоги» («а» – это отрицательная приставка в санскрите). В VI-V веках до н. э. складываются школы, оппозиционные брахманизму, в результате чего оформляются два течения в философской мысли Древней Индии: ортодоксальные школы, то есть поддерживающие авторитет Вед, и неортодоксальные школы, то есть опровергающие авторитет Вед. Ортодоксальные школы, в отличие от неортодоксальных, как правило, признавали идею бога-творца, или организатора мира (возможно, исключение составляет санкхья). К ортодоксальным школам относятся: ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса, веданта. Неортодоксальными школами являются чарвака-локаята, джайнизм, буддизм. Все эти школы обращены к идее освобождения из сансары индивидуального атмана и его слияния с Брахманом.
|