Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древние традиции Индии и современность






Надо отметить, что ни буддизм, зародившийся в Индии в среде кшатриев, ни христианство не стали среди индийцев распространёнными. Буддизм из Индии распространился в Китае, Корее, Японии, однако в самой Индии был редким явлением. И буддизм, и христианство не могли воспринять идею разделения людей по варнам, принадлежностью к каждой из которых определялась значимость человека как духовного существа. Между тем сами индийцы не мыслят свою жизнь вне варновой системы. В наше время количество индийцев, исповедующих христианство или буддизм, очень мало.

В ХХ веке культурные черты Индии, сложившиеся в древности, всё ещё существенно влияли и на быт индийцев, и на действия политиков. Так, Махатма Ганди считал, что цели надо добиваться исключительно мирными средствами, такими, как бойкотирование товаров, производимых теми, против которых направлен бойкот. Также Ганди отличался терпимостью в отношении других религий, например, ислама. Ганди не признавал деления людей по варнам и кастам, считая, что к человеку надо относиться не по социальным критериям, а по его духовному облику. Одним словом, Махатма Ганди в ХХ веке является наиболее выдающимся сыном своего народа, великим представителем индийской культуры.

В XXI столетии культурные традиции индийского общества по-прежнему играют важную роль в жизни страны. Так, несмотря на то, что по Конституции Индии 1950 года касты являются упразднёнными, они, по сути, продолжают существовать. Неприкасаемых в Индии формально нет, по закону их принято называть далиты (угнетённые), или хариджаны (это название дано Махатмой Ганди, и означает оно божьи люди). Однако в ряде деревень, городов и по сей день случаются настоящие кастовые чистки, спровоцированные неприятием далитов в социальной среде.

Традиционализм особенно проявляется в сельской местности. Многие индийцы живут согласно предписаниям своего гуру, неизменно выполняют ряд религиозных обрядов, чтят обычаи предков. Правда, некоторые из этих обычаев и обрядов весьма жестокие; например, и в наше время (уже в порядке исключения) можно встретить выполнение обряда восхождения вдовы на погребальный костёр мужа. Этот обычай называется сати. В принципе, даже если женщина не выполняет этот обряд, то и сейчас в обществе к ней относятся, как правило, пренебрежительно, а сама она живёт в бедности и в массе ограничений (ей нельзя есть мясо, соль, пить вино, она может питаться грубой пищей раз в день, спать на полу…). Поэтому индийцы говорят: «Нельзя хуже обругать, чем вдовой назвать». Смерть мужа рассматривается индусами в качестве кармического последствия непорядочного поведения его жены в предыдущей жизни. Если же жена является покорной мужу, то на неё нисходит благодать, распространяющаяся на всю семью. Считается, что общение с вдовой может навлечь беды более тяжёлые, чем прямой контакт с неприкасаемым. Всё же, надо подчеркнуть то, что семьи в Индии (особенно из высоких варн) отличаются прочностью и благочестивостью. Не менее важно отметить, что в современной жизни индийского общества по-прежнему неформально сохраняются общие правила, регламентирующие жизнь женщины. А. С. Тимощук среди общих норм, касающихся женщин любой варны, особо подчеркивает следующие пять, обязательные для исполнения:

1) Дочь должна быть выдана замуж до половозрелости за мужчину, который в два-три раза старше её. (Надо признать, что подобная практика в наши дни вызывает много нареканий, тем более что в современном обществе существует проблема подростковой беременности).

2) Вдова, имеющая детей, не имеет права второй раз выходить замуж.

3) Нельзя заключать брак между женщиной и мужчиной одной династии.

4) Дхарма женщины – быть покорной мужу и быть довольной тем материальным достатком, который он может ей предложить.

5) Женщина имеет право выйти замуж либо внутри своей варны, либо в более высокой варне, но ни в коем случае не ниже. (Это положение в силу формального упразднения касто-варновой системы ныне не имеет существенного значения и далеко не всегда соблюдается).

Среди всех варн кшатрийки пользовались большей свободой в брачных отношениях, поскольку могли выбирать себе мужа на турнире. В целом же положение женщины выглядит достаточно закрепощённым. В то же время историки отмечают, что до мусульманского завоевания средневековой Индии женщины пользовались большой свободой. Наравне с мужчинами они участвовали в политической жизни, философских дебатах.

Такая традиционность индийской культуры, с одной стороны, свидетельствует о её жизнеспособности и глубоких историко-философских корнях. Однако, с другой стороны, препятствует принятию прогрессивных культурно-религиозных новшеств, порождает привязанность и даже зависимость от ряда старых родоплеменных обычаев.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бадак А. Н. История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии / А.Н. Бадак, И.Е.Войнич, Н.М. Волчек и др. – Минск.: Харвест, 1999.

2. Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация / Г. М. Бонгард-Левин. – М.: Наука, 1993.

3. Бурмистров С.Л. Движущие силы историко-философского процесса в философии неоведантизма / С.Л. Бурмистров // Вопросы философии. — 2008. – № 12.

4. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае / Л.С. Васильев. – М.: Наука, 1970.

5. Всеволодов И. В. Бирма: религия и политика / И.В. Всеволодов. – М.: Наука, 1978.

6. Вокруг света. – 2007. – № 8 (2803).

7. Гусева Е.Р. Индуизм: История формирования. Культовая практика / Е.Р. Гусева. – М.: Наука, 1977.

8. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке / Б. С. Ерасов. – М.: Наука, 1990.

9. Мещеряков А.Н. Древняя Япония: буддизм и синтоизм: Проблемы синкретизма / А.Н. Мещеряков. – М.: Наука, 1987.

10. Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 1. – М.: Советская Энциклопедия. 1987.

11. Тимощук А.С. Ведическая антропология / А.С. Тимощук // Религиозная антропология. – Владимир: ВлГУ, 2006.

12. Скороходова Т.Г. Традиция в интерпретации мыслителей Бенгальского Возрождения / Т.Г. Скороходова // Вопросы философии. — 2008. – № 12.

13. Смерть и жизнь после смерти в мировых религиях. – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

1. Чем, по вашему мнению, торговцы из Шумера могли заинтересовать представителей хараппской цивилизации?

2. В чём проявляется взаимосвязь религиозных верований в хараппской цивилизации с современным индуизмом?

3. Что такое Веды? Какие черты Вед принято выделять?

4. В чём заключается суть сансары?

5. Что такое карма?

6. Почему в Индии не принято подавать нищим милостыню?

7. Какие явления общественной жизни современного индийского общества свидетельствуют о его традиционализме и консерватизме?

8. В чём вы видите взаимосвязь авидьи и аханкары?

9. Почему многовековое присутствие английских властей в Индии не повлияло на фундаментальные принципы индийской культуры?

10. Почему в Индии по-прежнему сохраняется обряд восхождения жены на погребальный костёр мужа?

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал