Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 7: Джайнизм и сикхизм
В Индии помимо индуизма существуют и иные религии, некоторые из которых занимают весомое место в духовной жизни индийского общества. Среди таких религий выделим джайнизм и сикхизм.
Джайнизм Джайнизм – одно из основных неортодоксальных религиозно-философских учений Индии, возникшее в VI в. до н. э. Сами джайны считают, что их вероучение появилось гораздо раньше. Основание джайнизма связывается с группой людей, которых называют тиртханкарами (с санск. – ведущий через океан жизни, что подразумевает способный показать путь к освобождению; создатель брода). Одним из тиртханкаров являлся странствовавший проповедник Вардхамана, которому впоследствии были даны имена Махавиры (великого героя) и Джины (победителя). От последнего имени происходит название даршаны. Махавира родился в 599 году до н.э., а умер в 527 г. до н. э. Махавира происходил из кшатриев. Он родился в городе Кундаграма (современный штат Бихар). Согласно легенде он был зачат в лоне брахманки Дэвананды, однако, дабы соблюсти варновую однородность, боги поручили богу Индре перенести плод в лоно кшатрийки Тришалы (вероятно, эта леганда есть результат противоречий между брахманами и кшатриями). В 30 лет Махавира раздал бедным людям всё своё имущество и стал странствующим аскетом. Становление джайнизма проходило в среде шраманов (бродячие проповедники), которые не признавали авторитета Вед и находились в оппозиции к брахманизму. Джайны убеждены в том, что освобождение человека зависит не от касты, в которой он рождён, а от интенсивности его аскетических практик. В основе философии джайнизма лежит идея двух вечных (несотворённых, нерушимых) субстанций, или сущностей (таттв): дживы (души, всего живого), основным свойством которого является сознание; и адживы (не-души, неживого), выступающий в виде пудгалы (материи), акаши (пространства), времени, дхармы и адхармы (эфира, создающего условия для возникновения жизни и её прекращения). Джива в несовершенном состоянии, то есть в состоянии соединения с материей, теряет свои качества и подвергается страданиям. В совершенном же состоянии джива переходит в состояние блаженства, или мокши. Состояние совершенных джив, или джив, освободившихся от кармы, называется сиддхи. Источники познания, признаваемые в джайнизме, следующие: восприятие, логические выводы, свидетельство от авторитетных лиц. В джайнизме убеждены в том, что каждое живое существо и все тела, даже пылинки, имеют душу. Джайнам это позволяет строить положение о реальности мира, а не о его иллюзорности, как, например, в системе веданта. Тем не менее степень сознательности у тел может быть различной, например, растения имеют только чувство осязания и, значит, осязательное сознание. Человек и некоторые высшие животные имеют пять чувств, которые служат им для познания окружающих вещей. Сама душа по своей изначальной сути способна достичь безграничной сознательности, силы и счастья. Однако душа оказывается во власти кармы из-за привязанностей к земным благам. Для достижения свободы нужно соблюдать четыре правила, или, как часто говорят, обретать четыре сокровища: 1. Полная вера в учение джайнизма. 2. Точное знание этого учения. 3. Правильное поведение, основанное на принципах этики. 4. Соблюдение ахимсы – непричинение вреда всему живому. Джайнизский священнослужитель обязан соблюдать пять Великих махаврат (зароков): не убивать, не лгать, не воровать, не иметь интимных отношений, не собирать ценностей бренного мира. Среди священников выделяются шветамбары (одетые в белое) – монахи, признающие только белые одежды; и дигамбары (одетые светом) – не признающие никакой одежды. Последних можно отнести к наиболее ортодоксальной части представителей джайнизма. В целом, в джайнизме очень распространены аскетические практики. Принципы джайнизма, в первую очередь ахимса, предрасполагают джайнов жить в городах, заниматься торгово-экономическими делами. В конце XX века количество приверженцев джайнизма насчитывалось около 3 миллионов человек (0, 5 % населения Индии). В современной Индии работа джайнов, как правило, связана с интеллектуальным трудом, весьма часто они добиваются успехов в экономической сфере.
Сикхизм Сикхизм – это одно из религиозных учений Индии, возникшее сравнительно недавно в среде сикхов – народа, живущего в штате Пенджаб на севере штатах Индии. Название данного штата происходит от персидского словосочетания Пандж аб – Пятиречье (имеются в виду пять рек, которые протекают в этом районе, а именно: Джелам, Чинаб, Равви, Биас и Сатледж). Сикхизм сложился в конце XV века, когда в Индии была весьма напряжённая религиозная ситуация. В этот период в Индии правили мусульмане. Особо велико было их влияние в северных районах страны, где были нередкими случаи насильственной исламизации. Сикхам пришлось бороться с мусульманами за свою религию. Основателем сикхизма является гуру Нанак. Он родился в 1469 году в индуистской семье высокой варны. Ещё в детстве он освоил пенджабскую грамматику, а в мусульманской школе выучил персидский язык, который в тот период был государственным языком Индии. Тем не менее после завершения своего образования он отказался от основных доктрин индуизма. Согласно легенде, он нырнул в реку и не вынырнул. Люди посчитали его утонувшим, однако через несколько дней Нанак появился в городе в просветлённом состоянии, а спустя несколько дней Нанак произнёс, что нет индусов и нет мусульман, что все люди призваны трудиться и делиться плодами своих трудов с другими людьми. Гуру Нанак не признавал варно-кастовую систему и трапезничал с людьми разного социального положения, включая неприкасаемых. Значительную часть жизни гуру Нанак провёл как крестьянин в труде, плодами которого делился с односельчанами. Гуру Нанак особое внимание уделял аскетике и медитации. Умер он в 1539 году. В самом Пенджабе гуру Нанака почитают не только сикхи, но также мусульмане и индусы. Постепенно учение сикхизма стало распространяться и привлекать к себе многих людей. Священная книга сикхов называется «Ади Грантх»; в ней содержатся священные мантры. Суть учения сикхов заключена в первой мантре сикхизма, в которой говорится следующее: «Бог един и вечен. Он содержится во всём и в то же время Он – творец всего сущего. Он лишён страха и враждебности. Он существует вне времени. Он вне рождения и смерти. Он познаётся милостью гуру». Именование Бога в сикхизме не определено, а в повседневной жизни сикхи, обращаясь к Богу, используют как индуистские имена богов, так и исламское имя Аллах. Тем не менее в сикхизме считается, что Бог мыслится в понятиях ниргун (лишённый качеств) и сагун (имеющий качества, наделённый качествами). Сикхи убеждены, что Бог невидим и проявляет себя через свои деяния. Человек может познать Бога, если Бог по своей воле и по активному желанию человека проявит свои качества. Основным средством для познания Бога видится медитация. В медитациях сикхи важнейшую роль отводят особым словам, которые делают человеческое сознание восприимчивым к познанию Бога, к восприятию божественных деяний. Также в сикхизме важную роль играет гуру, понимаемый в значении Божественного Наставника. Кроме гуру Нанака в сикхизме также большую известность получил гуру Говинд Сингх, при котором сикхи сумели укрепить своё религиозное учение. В период его правления исламизация Индии была особенно сильной, и сикхам пришлось с оружием в руках отстаивать свою религию. В 1699 году была создана хальса – орден чистых – сообщество готовых умереть за веру сикхов. В этот орден были отобраны люди из сикхстских воинов по такому твёрдому, жёсткому принципу: готовности пожертвовать своей жизнью по первому требованию учителя. Гуру Говинд в период наступления мусульман вышел перед воинами и объявил, что нуждается в человеке, который не боится умереть за свою веру. Первого вызвавшегося он завёл в шатёр и там зарезал козу таким образом, чтобы из-под шатра появилась кровь, и все решили, что вызвавшийся человек убит. Потом гуру вышел перед воинами с окровавленным мечом и объявил, что нужны ещё добровольцы. Из тех людей, которые вышли к гуру, была составлена элитная боевая сила сикхов. Первоначально в ней было пять человек. В хальсе выработался особый кодекс поведения, согласно которому члены хальсы не должны пить вино, курить табак, употреблять наркотики. Высоким титулом воинов сикхизма является лев – сингх. В сикхизме существует множество течений. Особенно отличается течение нихангов, в котором наиболее воинственные сикхи. Ниханги носят с собой много холодного оружия (включая метательное), в одежде предпочитают синие и жёлтые цвета. Их в обществе очень уважают, и люди дают им пищу, всё необходимое для жизни по первому их требованию. Также большим авторитетом пользуется течение намдхари (носящие имя Бога). Люди этого течения носят белые одежды простого покроя, избегают мясной пищи и отличаются исключительной строгостью в духовной жизни. Намдхари считают, что со смертью гуру Говинда Сингха династия гуру не закончилась. Поэтому намдхари почитают своего гуру, титул которого передаётся по наследству. Другие сикхи считают, что гуру Говинд Сингх был последним истинным гуру.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алексеев С.В. Все религии мира. Энциклопедический справочник / С.В. Алексеев, Г.А. Елисеев. – М.: Вече, 2007. 2. Иудаизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. – М., 1996. 3. Гусева Е.Р. Джайнизм / Е.Р. Гусева. – М.: Наука, 1968. 4. Костюченко В.С. Диалектические идеи в философии джайнизма / В.С. Костюченко // Философские науки. – 1975. – № 6. 5. Сингх А. Корпус знания, разработанный в джайнских науках о жизни, как основание морального комплекса / А. Сингх // Проблема знания в истории науки и культуры. — СПб., 2001. 6. Сингх Н. Джайнская теория измерения и теория трансфинитных чисел / Н. Сингх // Проблема знания в истории науки и культуры. — СПб., 2001. 7. Терентьев А.А. Джайнские представления о сущности человека / А.А. Терентьев. – Новосибирск, 1983. 8. Яблоков И. Н. История религии. В 2 томах. Том 1. 3-е издание / И.Н. Яблоков. — М.: Высшая школа, 2007.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ: 5. Что отличает джайнизм от индуизма? 6. В чём вы видите смысл ахимсы? 7. Возможно ли для вас жить, не причиняя вреда всему живому? При каких условиях для вас это было бы возможным? 8. В чём вы видите специфику сикхизма? 9. По каким критериям отбирались люди в хальсу? 10. Почему среди сикхов много военных людей?
|